Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3
Расположение на судне
Цели
Гарантии того, чтобы системы удержания груза и обработки груза располагались таким образом, чтобы свести к минимуму последствия любого выхода груза наружу, а также обеспечить безопасный доступ для эксплуатации и осмотра.
3.1 Отделение грузовой зоны
3.1.1 Трюмные помещения должны быть отделены от машинных и котельных помещений, жилых помещений, служебных помещений, постов управления, цепных ящиков, танков для питьевой воды и воды для бытовых нужд, а также от кладовых. Трюмные помещения должны располагаться в нос от машинных помещений категории А. На основе правила II-2/17 Конвенции СОЛАС могут быть допущены альтернативные меры, включая носовое расположение машинных помещений категории А, для этого требуется дополнительное рассмотрение соответствующих рисков, включая риск выхода груза наружу, и средств снижения последствий риска.
3.1.2 Если груз перевозится в системе удержания груза, для которой не требуется полный или частичный дополнительный барьер, отделение трюмных помещений от помещений, упомянутых в 3.1.1, или от помещений, расположенных либо ниже трюмных помещений, либо в сторону борта, может осуществляться при помощи коффердамов, топливных танков или одной цельносварной газонепроницаемой переборки, образующей перекрытие класса "А-60". Допускается газонепроницаемое перекрытие класса "А-0", если в смежных помещениях не имеется источников воспламенения или опасности пожара.
3.1.3 Если груз перевозится в системе удержания груза, для которой требуется полный или частичный дополнительный барьер, отделение трюмных помещений от помещений, упомянутых в 3.1.1, или от помещений, содержащих источники воспламенения или опасность пожара, расположенных либо ниже трюмных помещений, либо в сторону борта, должно осуществляться при помощи коффердамов или топливных танков. Допускается газонепроницаемое перекрытие класса "А-0", если в смежных помещениях не имеется источников воспламенения или опасности пожара.
3.1.4 Отделение турельных отсеков от помещений, упомянутых в 3.1.1, или от помещений, в которых содержатся источники воспламенения или существует опасность пожара, расположенных либо ниже, либо в сторону борта от турельного отсека, должно осуществляться при помощи коффердамов или перекрытий класса "А-60". Допускается газонепроницаемое перекрытие класса "А-0", если в смежных помещениях не имеется источников воспламенения или опасности пожара.
3.1.5 Кроме того, риск распространения пожара из турельных отсеков в смежные помещения должен пройти оценку посредством анализа риска (см. 1.1.11), и, при необходимости, должны быть приняты дальнейшие меры предупредительного характера, такие как оборудование коффердамов по периферии турельного отсека.
3.1.6 Если груз перевозится в системе удержания груза, для которой требуется полный или частичный дополнительный барьер:
.1 при температурах ниже -10°С - трюмные помещения должны отделяться от забортной воды двойным дном; и
.2 при температурах ниже -55°С - судно должно иметь также продольную переборку, образующую бортовые танки.
3.1.7 В районе выхода систем удержания груза через открытые палубы должны быть приняты меры для установки уплотнения палуб.
3.2 Жилые, служебные и машинные помещения и посты управления
3.2.1 Жилые помещения, служебные помещения и посты управления не должны располагаться в пределах грузовой зоны. Переборки жилых помещений, служебных помещений или постов управления, обращенных к грузовой зоне, должны быть расположены так, чтобы предотвращалось поступление в такие помещения газа из трюмного помещения вследствие единичное повреждение палубы или переборки на судне с системой удержания груза, для которой требуется установка дополнительного барьера.
3.2.2 В целях защиты от опасности воздействия вредных паров надлежащее внимание должно уделяться расположению воздухозаборников/отверстий для выпуска воздуха и отверстий в жилых, служебных и машинных помещениях и в постах управления по отношению к грузовым трубопроводам, газоотводным системам и устройствам отвода тепла сжигающего газ оборудования.
3.2.3 Переход из неопасной зоны в опасную через газонепроницаемые или иные двери не разрешается, за исключением доступа в служебные помещения, расположенные в нос от грузовой зоны, через воздушные шлюзы, как это предусмотрено 3.6.1, в случае если жилые помещения располагаются в корме.
3.2.4.1 Входы, воздухозаборники и отверстия в жилых помещениях, служебных помещениях, машинных помещениях и постах управления не должны быть обращены в сторону грузовой зоны. Они должны располагаться на концевых переборках, не обращенных в сторону грузовой зоны, или на бортовых стенках надстройки или рубки либо на тех и других на расстоянии по меньшей мере 4% длины судна (L), но не менее 3 м от оконечности надстройки или рубки, обращенной к грузовой зоне. Однако нет необходимости, чтобы это расстояние превышало 5 м.
3.2.4.2 Окна и иллюминаторы, обращенные в сторону грузовой зоны и расположенные на бортовых стенках надстройки или рубки в пределах указанного выше расстояния, должны быть глухого (неоткрывающегося) типа. Окна ходового мостика могут быть не глухими, а двери на ходовом мостике могут быть расположены в пределах указанного расстояния, если они имеют конструкцию, позволяющую обеспечить быструю и эффективную газо- и паронепроницаемость ходового мостика.
3.2.4.3 Для судов, занятых исключительно перевозкой грузов, не представляющих ни опасности воспламенения, ни токсической опасности, Администрация может одобрить отступления от указанных выше требований.
3.2.4.4 Доступ в помещения бака, в которых содержатся источники воспламенения, может быть допущен через одиночную дверь, обращенную в сторону грузовой зоны, при условии что двери расположены за пределами опасных зон, как они определены в главе 10.
3.2.5 Окна и иллюминаторы, обращенные в сторону грузовой зоны и расположенные на боковых стенках надстроек и рубок в пределах, указанных в 3.2.4, за исключением окон ходового мостика, должны быть изготовлены на класс "А-60". Окна ходового мостика должны быть изготовлены по меньшей мере на класс "А-0" (для внешней пожарной нагрузки). Иллюминаторы в обшивке под самой высокой непрерывной палубой и на первом ярусе надстройки или рубки должны быть глухого (неоткрывающегося) типа.
3.2.6 Все воздухозаборники, выпускные отверстия и иные отверстия в жилых помещениях, служебных помещениях и постах управления должны быть оборудованы закрывающими устройствами. В случае перевозки токсичных продуктов должна быть предусмотрена возможность приведения их в действие изнутри помещения. Нет необходимости применять требование об оборудовании воздухозаборников и отверстий закрывающими устройствами, управляемыми изнутри помещения, для случая токсичных продуктов, к помещениям, где персонал обычно отсутствует, таким как палубные кладовые, кладовые на баке, мастерские. Также это требование не применяется к постам управления грузовыми операциями, расположенным в пределах грузовой зоны.
3.2.7 Посты управления и машинные помещения турельных систем на судах, оборудованных подобными установками, могут быть расположены в грузовой зоне в нос или в корму от грузовых танков. Доступ в такие помещения, в которых содержатся источники воспламенения, может быть разрешен через двери, обращенные в сторону грузовой зоны, при условии что двери расположены за пределами опасных зон или если доступ осуществляется через воздушные шлюзы.
3.3 Грузовые машинные помещения и турельные отсеки
3.3.1 Грузовые машинные помещения должны располагаться над открытой палубой и размещаться в пределах грузовой зоны. В целях обеспечения противопожарной защиты в соответствии с правилом II-2/9.2.4 Конвенции СОЛАС и предотвращения потенциального взрыва в соответствии с правилом II-2/4.5.10 Конвенции СОЛАС грузовые машинные помещения и турельные отсеки должны рассматриваться как грузовые насосные отделения.
3.3.2 Если грузовые машинные помещения располагаются в корму от самого близкого к корме трюмного помещения или в нос самого близкого к носу трюмного помещения, границы грузовой зоны, как она определена в 1.2.7, должны быть расширены с тем, чтобы включить грузовые машинные помещения на полные ширину и высоту борта судна, а также на зоны над палубой над этими помещениями.
3.3.3 Если границы грузовой зоны расширены в соответствии с 3.3.2, переборка, отделяющая грузовые машинные помещения от жилых и служебных помещений, постов управления и машинных помещений категории А, должна быть расположена так, чтобы предотвратить поступление газа в эти помещения вследствие единичного повреждения палубы или переборки.
3.3.4 Грузовые компрессоры и грузовые насосы могут приводиться в действие электрическими двигателями, расположенными в прилегающем неопасном помещении, отделенном переборкой или палубой, если уплотнение отверстия в переборке эффективным образом обеспечивает газонепроницаемость границы между двумя помещениями. В качестве альтернативы такое оборудование может приводиться в действие сертифицированными безопасными электрическими двигателями, расположенными непосредственно рядом с ним, если электрическая установка отвечает требованиям главы 10.
3.3.5 Устройство грузовых машинных помещений и турельных отсеков должно предусматривать безопасный неограниченный доступ для персонала в защитной одежде и с дыхательными аппаратами, а также позволять вынести из них пострадавших в бессознательном состоянии. В грузовых машинных помещениях должны быть предусмотрены по меньшей мере два находящихся на значительном расстоянии друг от друга пути выхода эвакуации с дверями, за исключением случая, когда максимальная длина пути до двери составляет 5 м или менее и может быть допущен только один путь эвакуации.
3.3.6 Все клапаны, необходимые для управления грузовыми операциями, должны быть легкодоступны для персонала в защитной одежде. Для осушения насосных и компрессорных отделений должны быть предусмотрены соответствующие устройства.
3.3.7 Турельные отсеки должны быть спроектированы таким образом, чтобы сохранять свою целостность в случае взрыва или неуправляемого выхода газа под высоким давлением (избыточное давление и/или хрупкое разрушение), характеристики которых должны быть обоснованы в результате анализа риска с должным учетом возможностей устройств сброса давления.
3.4 Посты управления грузовыми операциями
3.4.1 Любой пост управления грузовыми операциями должен располагаться над открытой палубой и может находиться в грузовой зоне. Пост управления грузовыми операциями может располагаться в пределах жилых, служебных помещений или постов управления при соблюдении следующих условий:
.1 пост управления грузовыми операциями является неопасной зоной;
.2 если вход отвечает требованиям 3.2.4.1, из поста управления грузовыми операциями может иметься доступ в вышеуказанные помещения; и
.3 если вход не отвечает требованиям 3.2.4.1, из поста управления грузовыми операциями не должно быть доступа в вышеуказанные помещения, а изоляция ограничивающих такие помещения конструкций должна быть выполнена на класс "А-60".
3.4.2 Если пост управления грузовыми операциями спроектирован как неопасная зона, контрольно-измерительная аппаратура должна, насколько это возможно, иметь возможность дистанционного считывания показаний и, во всяком случае, иметь такую конструкцию, чтобы исключить любую утечку газа в атмосферу этого помещения. Размещение системы обнаружения газа на посту управления грузовыми операциями, если она установлена в соответствии с 13.6.11, не вызывает необходимости классифицировать помещение как опасную зону.
3.4.3 Если пост управления грузовыми операциями на судах, перевозящих воспламеняющиеся грузы, классифицируется как опасная зона, источники воспламенения должны быть исключены, а любое электрическое оборудование должно быть установлено в соответствии с требованиями главы 10.
3.5 Доступ в помещения, расположенные в грузовой зоне
3.5.1 Должна быть обеспечена возможность визуальной проверки по меньшей мере одной из сторон внутренних конструкций корпуса судна без демонтажа каких-либо стационарных конструкций или оборудования. Если такая визуальная проверка, независимо оттого, объединена ли она с проверками, требуемыми 3.5.2, 4.6.2.4 или 4.20.3.7, возможна лишь для внешней стороны внутреннего корпуса судна, внутренний корпус не должен служить ограничивающей конструкцией топливного танка.
3.5.2 В трюмных помещениях должна быть обеспечена возможность проверки любой изоляции с одной стороны. Если целостность изоляционной системы может быть проверена путем осмотра внешней стороны ограничивающей конструкции трюмного помещения при эксплуатационной температуре танков, проверка одной стороны изоляции в трюмном помещении не требуется.
3.5.3 Расположение трюмных помещений, пустых пространств, грузовых танков и иных помещений, классифицируемых как опасные зоны, должно быть таким, чтобы обеспечить возможность доступа и осмотра любого из таких помещений персоналом в защитной одежде с дыхательными аппаратами, а также позволять вынести людей, получивших увечья и/или находящихся в бессознательном состоянии. Расположение помещений должно отвечать следующему:
.1 Доступ должен быть обеспечен, как указано ниже:
.1 во все грузовые танки: должен быть обеспечен прямой доступ с открытой палубы;
.2 доступ, осуществляемый через горизонтальные отверстия, люки или горловины. Их размеры должны быть достаточными, чтобы человек с дыхательным аппаратом мог беспрепятственно подняться или спуститься по любому трапу, а также предоставить достаточное пространство для подъема пострадавшего с днищевой части помещения. Минимальные размеры отверстия в свету должны составлять не менее 600 х 600 мм;
.3 доступ, осуществляемый через вертикальные отверстия или лазы, обеспечивающие проход вдоль и поперек помещения. Минимальные размеры отверстий в свету должны составлять не менее 600 х 800 мм при высоте не более 600 мм от настила дна, если не предусмотрены решетки или иные опоры для ног; и
.4 круглые вырезы для доступа в танки типа С должны иметь диаметр не менее 600 мм.
.2 Размеры, указанные в 3.5.3.1.2 и 3.5.3.1.3, могут быть уменьшены, если требования 3.5.3 могут быть выполнены к удовлетворению Администрации.
.3 Если груз перевозится в системе удержания груза, для которой требуется дополнительный барьер, требования 3.5.3.1.2 и 3.5.3.1.3 не применяются к помещениям, отделенным от трюмного помещения посредством одной газонепроницаемой стальной ограничивающей конструкции. Такие помещения должны быть оборудованы только прямыми или обходными средствами доступа с открытой палубы, не включая каких-либо замкнутых неопасных зон.
.4 Доступ, требуемый для проверок, - это специально предназначенные средства доступа через конструкции, расположенные ниже и выше грузовых танков, которые должны иметь минимальное поперечное сечение, требуемое 3.5.3.1.3.
.5 Для целей 3.5.1 или 3.5.2 должно применяться следующее:
.1 если требуется обеспечить проход между проверяемой поверхностью, плоской или изогнутой, и такими конструкциями, как палубные бимсы, ребра жесткости, шпангоуты, рамные балки и т.п., расстояние между такой поверхностью и свободными кромками элементов конструкций должно составлять не менее 380 мм. Расстояние между проверяемой поверхностью и поверхностью, с которой соединены вышеуказанные элементы конструкций, например палубой, переборкой или наружной обшивкой, должно составлять не менее 450 мм для танка с криволинейной поверхностью (например для танка типа С) или 600 мм для танка с плоской поверхностью (например для танка типа А) (см. рис. 3.1);
.2 если не требуется обеспечивать проход между проверяемой поверхностью и любой частью конструкций, с целью обеспечения видимости расстояние между свободной кромкой элемента конструкции и проверяемой поверхностью должно составлять не менее 50 мм или половину ширины пояска этого элемента конструкции, смотря по тому, что больше (см. рис. 3.2);
.3 если для проверки криволинейной поверхности требуется обеспечить проход между этой и иной поверхностью, плоской или изогнутой, на которой не имеется элементов конструкций, расстояние между обеими поверхностями должно составлять не менее 380 мм (см. рис. 3.3). Если не требуется обеспечивать проход между такой криволинейной поверхностью и иной поверхностью, может быть допущено расстояние менее 380 мм с учетом формы криволинейной поверхности;
.4 если для проверки поверхности, по форме близкой к плоской, требуется обеспечить проход между двумя по форме близкими к плоским и к параллельным поверхностям, на которых не имеется элементов конструкций, расстояние между этими поверхностями должно составлять не менее 600 мм. Если для доступа предусмотрены стационарные трапы, для входа должно быть предоставлено пространство шириной не менее 450 мм (см. рис. 3.4);
.5 минимальные расстояния между рецессом грузового танка и смежными конструкциями двойного дна в месте приемного колодца должны составлять не менее указанных на рис. 3.5 (рис. 3.5 показывает, что расстояние между плоскими поверхностями рецесса и колодца составляет как минимум 150 мм и что зазор между кромкой настила внутреннего дна, вертикальной стенкой колодца и точкой пересечения сферической или круглой поверхности танка и рецесса танка составляет не менее 380 мм). Если приемного колодца не предусмотрено, расстояние между рецессом грузового танка и внутренним дном должно быть не менее 50 мм;
.6 расстояние между куполом грузового танка и конструкциями палубы должно составлять не менее 150 мм (см. рис. 3.6);
.7 для проверки грузовых танков, опор и ограничителей перемещения грузовых танков (например, ограничителей перемещений, вызванных килевой и бортовой качкой и плавучестью), изоляции грузовых танков и т.п. должны быть предусмотрены стационарные или съемные леса. Наличие таких лесов не должно уменьшать величину зазоров, указанных в 3.5.3.5.1 - 3.5.3.5.4; и
.8 если в соответствии с 12.1.2 устанавливаются стационарные или съемные вентиляционные каналы, их установка не должна приводить к снижению расстояний, требуемых 3.5.3.5.1 - 3.5.3.5.4.
3.5.4 Места доступа с открытой палубы в неопасные зоны должны располагаться в районах, находящихся вне опасных зон, как они определены в главе 10, если доступ не осуществляется через воздушный шлюз в соответствии с 3.6.
3.5.5 В турельных отсеках должны быть предусмотрены два независимых средства доступа в эти отсеки/выхода из них.
3.5.6 Доступ из опасной зоны ниже открытой палубы в неопасную зону не разрешается.
3.6 Воздушные шлюзы
3.6.1 Доступ из опасной зоны на открытой палубе в неопасные помещения должен осуществляться через воздушный шлюз. Такой шлюз состоит из двух самозакрывающихся существенным образом газонепроницаемых стальных дверей без устройств их фиксации в открытом состоянии, способных удерживать избыточное давление, которые отстоят друг от друга на расстояние не менее 1,5 м, но не более 2,5 м. В пространстве воздушного шлюза должна обеспечиваться принудительная вентиляция из неопасной зоны, и в нем должно поддерживаться давление, избыточное, по отношению к опасной зоне на открытой палубе.
3.6.2 Если помещения защищены избыточным давлением, вентиляционная система должна быть спроектирована и установлена в соответствии с признанными стандартами.
3.6.3 Должна быть предусмотрена система звуковой и визуальной сигнализации для предупреждений с обеих сторон воздушного шлюза. Визуальная сигнализация должна указывать, когда одна из дверей открыта. Звуковая сигнализация должна срабатывать в случае, когда положение обеих дверей воздушного шлюза иное, чем закрытое.
3.6.4 На судах, перевозящих воспламеняющиеся продукты, электрическое оборудование, расположенное в помещениях, защищаемых воздушными шлюзами, и не сертифицированное как безопасное, в случае сброса избыточного давления в помещении должно обесточиваться.
3.6.5 Электрическое оборудование, предназначенное для маневрирования, постановки на якорь и швартовки, а также аварийные пожарные насосы, установленные в помещениях, защищенных воздушными шлюзами, должно быть сертифицированного безопасного типа.
3.6.6 В помещении воздушного шлюза должен осуществляться контроль наличия паров груза (см. 13.6.2).
3.6.7 В соответствии с требованиями действующей Международной конвенции о грузовой марке высота комингса двери должна составлять не менее 300 мм.
3.7 Осушительные, балластные и топливные устройства
3.7.1 Если груз перевозится при помощи системы удержания груза, для которой не требуется дополнительный барьер, для трюмных помещений должны быть предусмотрены соответствующие устройства осушения, не связанные с машинным помещением. Должны быть предусмотрены средства обнаружения любой утечки груза.
3.7.2 В случае установки дополнительного барьера должны быть предусмотрены соответствующие средства осушения для удаления любых утечек в трюм или изолирующие помещения через смежные конструкции судна. Всасывающий трубопровод не должен быть подведен к насосам, расположенным в машинном помещении. Должны быть предусмотрены средства обнаружения таких утечек.
3.7.3 Трюмные и межбарьерные помещения на судах с автономными танками типа А должны быть оборудованы системой осушения, пригодной для удаления жидкого груза в случае утечки из грузового танка или его разрушения. Такие устройства должны обеспечивать возврат вытекшего груза в трубопровод жидкого груза.
3.7.4 Устройства, упомянутые в 3.7.3, должны быть снабжены съемными участками.
3.7.5 Балластные отсеки, включая проницаемые коробчатые кили, используемые в качестве трубопроводов для балласта, топливные танки и неопасные помещения могут быть соединены с насосами, расположенными в машинных помещениях. Сухие коробчатые кили, используемые для прохода балластных трубопроводов, могут быть соединены с насосами, расположенными в машинных помещениях, при условии что соединяющие участки трубопроводов ведут непосредственно к насосам, сброс из насосов выведен непосредственно за борт, а на любой из линий, которые могут соединять трубопроводы коробчатого киля с трубопроводами, обслуживающими неопасные помещения, отсутствуют клапаны или манифольды. Газовыпускные трубы насосов не должны иметь открытых концов в машинных помещениях.
3.8 Носовые и кормовые погрузочно-разгрузочные устройства
3.8.1 В соответствии с требованиями настоящего раздела и главы 5 грузовые трубопроводы могут быть устроены таким образом, чтобы было возможным осуществлять погрузку и разгрузку с носа или кормы.
3.8.2 Носовые или кормовые погрузо-разгрузочные трубопроводы, проложенные рядом с жилыми, служебными помещениями или постами управления, не должны использоваться для передачи продуктов, для перевозки которых требуются суда типа 1G. Носовые или кормовые погрузо-разгрузочные трубопроводы не должны использоваться для передачи токсических продуктов, указанных в 1.2.53, если расчетное давление превышает 2,5 МПа.
3.8.3 Использование переносных устройств не разрешается.
3.8.4.1 Входы, воздухозаборники и отверстия, ведущие в жилые помещения, помещения, машинные помещения и посты управления, не должны быть обращены в сторону места размещения устройств носовой или кормовой погрузки и разгрузки с берега или на берег. Они должны располагаться на бортовых стенках надстройки или рубки на расстоянии, составляющем по меньшей мере 4% длины судна, но не менее 3 м от конца надстройки или рубки, обращенного в сторону места размещения устройств носовой или кормовой погрузки и разгрузки с берега или на берег. Нет необходимости, чтобы это расстояние превышало 5 м.
3.8.4.2 Окна и иллюминаторы, обращенные к месту размещения берегового соединения, а также на бортовых стенках надстройки или рубки, находящиеся в пределах указанных выше расстояний, должны быть глухими (неоткрывающегося типа).
3.8.4.3 Кроме того, в ходе использования устройств носовой или кормовой погрузки и разгрузки все двери, лацпорты и иные отверстия в соответствующей надстройке или рубке должны оставаться закрытыми.
3.8.4.4 Если для судов небольшого размера невозможно обеспечить соблюдение требований 3.2.4.1 - 3.2.4.4 и 3.8.4.1 - 3.8.4.3, Администрация может одобрить отступления от указанных выше требований.
3.8.5 Отверстия в палубе, воздухозаборники и выпускные отверстия из помещений, расположенные в пределах 10 м от места размещения берегового соединения, должны быть закрыты в ходе использования устройств носовой или кормовой погрузки и разгрузки.
3.8.6 Противопожарные средства для зон носовой или кормовой погрузки и разгрузки должны соответствовать 11.3.1.4 и 11.4.6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.