Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 июля 2017 г. N 5.1-01/1827
на проект федерального закона N 90991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", принятому Государственной Думой 21 июля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 90991-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 31 января 2017 года под наименованием "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров".
Федеральный закон направлен на устранение противоречий и взаимоисключающих сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости, а также на совершенствование порядка определения принадлежности земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда, к земельным участкам других категорий и уточнения механизма разграничения земельных участков различных категорий, границы которых пересекаются землями лесного фонда.
Федеральный закон вносит изменения в статьи 11.2, 39.15, 39.18, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, направленные на урегулирование порядка перевода земельных участков, в границах которых расположены лесные поселки и военные городки, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда, а также в границах лесничеств и лесопарков, в состав земель населенных пунктов.
Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в частности в статью 14, направленные на устранение взаимоисключающих сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости и появившихся в связи с наложением и пересечением границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий. В этих целях Федеральным законом устанавливается правило приоритета сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости перед сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре. Так, согласно изменениям, внесенным в указанный федеральный закон, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки, независимо от того, что в государственном лесном реестре спорный земельный участок относится к категории земель лесного фонда. Положения о приоритете Единого государственного реестра недвижимости не распространяются на земельные участки, площадь которых превышает максимальные размеры, установленные земельным законодательством, либо максимальные размеры которых не установлены или площадь которых превышает 0,25 гектара, а также на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия и земельные участки специального назначения (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны и безопасности). Согласно изменениям, вносимым в статью 14 данного федерального закона, земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром, лесным планом субъекта Российской Федерации, Единым государственным реестром недвижимости к категории земель лесного фонда, но предоставленные до 8 августа 2008 года для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства, для строительства и (или) эксплуатации жилого дома, также для личного подсобного хозяйства, подлежат отнесению к землям населенных пунктов или к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральным законом вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в частности в статьи 15, 24, 25, 32, 36, направленные на урегулирование вопросов подготовки документов территориального планирования применительно к земельным участкам, включённым в границы населенных пунктов из земель лесного фонда.
В целях защиты земель лесного фонда Федеральным законом установлено, что защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Корреспондирующие изменения вносятся в федеральные законы от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой российского законодательства.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (Порядок организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти), "д" (федеральная государственная собственность и управление ею) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных пунктами "в" (вопросы владения, пользования и распоряжения землей), "д" (особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры), "к" (земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен не позднее 4 августа 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации Н.В. Фёдорову, заместителям Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию М.П. Щетинину, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.