Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 26 декабря 2016 года N 238 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества "ТНС энерго Карелия" установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии АО "ТНС энерго Карелия" с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.
В ходе рассмотрения заключения экспертной группы Государственного Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по предложению гарантирующего поставщика электрической энергии АО "ТНС энерго Карелия" об установлении сбытовой надбавки на 2017 год (далее - Заключение), а также протокола заседания Правления Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 26 декабря 2016 года N 237 (далее - Протокол) Федеральной антимонопольной службой были выявлены следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
Согласно положениям статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - регулирующие органы) при установлении в том числе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков должны учитывать требования о соблюдении экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также соблюдать основные принципы государственного регулирования цен (тарифов), в частности определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), и учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Основы ценообразования), установлено, что при установлении регулируемых (цен) тарифов регулирующие органы должны проводить необходимые мероприятия по исключению экономически необоснованных расходов организаций, а также экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
Также пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Вместе с тем, в соответствии с положениями Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Однако в нарушение вышеуказанных норм Заключение не содержит результатов анализа экономической обоснованности по всем статьям расходов.
Вместе с тем расходы по статьям затрат принимаются экспертной группой Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам:
- с учетом индексов потребительских цен к уровню фактических расходов АО "ТНС энерго Карелия" за 2015 год;
- с учетом индексов потребительских цен к утвержденным расходам на 2016 год;
- в размере ожидаемых фактических затрат АО "ТНС энерго Карелия" за 2016 год;
- в размере, заявленном АО "ТНС энерго Карелия".
Таким образом, простая индексация фактических расходов за предыдущий период регулирования, без указания на обоснованность либо необоснованность таких фактических расходов, либо трансляция предложения регулируемой организации, без анализа экономической обоснованности, не обеспечивает реализацию принципов государственного регулирования цен (тарифов), указанных в статье 23 Федерального закона N 35-ФЗ.
Кроме того, в Заключении, а также в протоколе не отражен результат анализа фактически понесенных расходов в сопоставлении с фактически полученной выручкой, а также в сопоставлении с плановыми показателями, учтенными комитетом при утверждении сбытовых надбавок на соответствующий период.
Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе за 2015 год, проведен Госкомитетом Республики Карелия по ценам и тарифам не в полном объеме.
Из приложения N 3 к заключению экспертной группы видно, что в НВВ на 2015 год были предусмотрены расходы, которые фактически не понесены. В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).
В 2015 году не были понесены учтенные в НВВ 2014 года расходы на:
- электро-, тепло- и водоснабжение (109,9 тыс. руб.);
- оплату труда (15 145,2 тыс. руб.);
- ремонт основных средств (362,4 тыс. руб.);
- услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства (880,8 тыс. руб.);
- аудиторские и консультационные услуги (67,7 тыс. руб.);
- арендную плату (6 959,9 тыс. руб.);
- обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (941,6 тыс. руб.);
- страхование (66 тыс. руб.);
- ведение баз данных потребителей (4 493 тыс. руб.);
- обеспечение различных способов внесения платы, в том числе без оплаты комиссии (1 496,8 тыс. руб.);
- услуги по содержанию зданий и инвентаря (296,7 тыс. руб.);
- транспортные услуги сторонних организаций (130,1 тыс. руб.);
- прочие услуги сторонних организаций (971,9 тыс. руб.);
- налоги и сборы (104 тыс. руб.).
Таким образом, подлежали исключению из необходимой валовой выручки 2017 года, но не были исключены экономически необоснованные расходы за 2015 год на общую сумму 32 006 тыс. руб.
Кроме того, принят экспертной группой, но не обоснован рост расходов по статьям:
- материалы - рост на 111% с 6 653 тыс. руб. в 2016 году до 14 040 тыс. руб. в 2017 году;
- топливо и ГСМ - рост на 14% с 1 862,3 тыс. руб. в 2016 году до 2 123,3 тыс. руб. в 2017 году;
- амортизация - рост на 245,5% с 6 995,7 тыс. руб. в 2016 году до 24 171,7 тыс. руб. в 2017 году. В экспертном заключении указывается, что расходы на амортизацию учтены в соответствии с заявкой организации и рассчитаны с учетом вводов по утвержденной инвестиционной программе 2017-2019 годов, что нарушает требования пункта 27 Основ ценообразования, согласно которому при расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные;
- расходы на оплату труда - рост на 8,9% с 233 520,1 тыс. руб. в 2016 году до 250 362,9 тыс. руб. в 2017 году;
- расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций - рост на 37,9% с 21 492,2 тыс. руб. в 2016 году до 29 635,8 тыс. руб. в 2017 году;
- расходы на командировки и представительские расходы - рост на 100,2% с 1 497,7 тыс. руб. в 2016 году до 2 998,2 тыс. руб. в 2017 году;
- расходы на подготовку кадров - рост на 171,7% с 329 тыс. руб. в 2016 году до 893,8 тыс. руб. в 2017 году;
- расходы на содержание автотранспорта - рост на 32,3% с 620,1 тыс. руб. в 2016 году до 820,2 тыс. руб. в 2017 году;
- почтовые услуги - рост на 30,1% с 2 289,8 тыс. руб. в 2016 году до 2 979,8 тыс. руб. в 2017 году;
- расходы на рекламу - рост на 33,8% с 1 516 тыс. руб. в 2016 году до 2 027,8 тыс. руб. в 2017 году;
- услуги по содержанию зданий и инвентаря - рост на 25,9% с 664,8 тыс. руб. в 2016 году до 836,7 тыс. руб. в 2017 году;
- налоги и сборы - рост на 234,5% с 1 685,5 тыс. руб. в 2016 году до 7 888,9 тыс. руб. в 2017 году. Приняты расходы по расчету общества, обоснование роста расходов не приводится;
- выполнение обязанностей исполнителя коммунальной услуги - рост 97,1% с 1 639 тыс. руб. в 2016 году до 3 230,9 тыс. руб. в 2017 году;
- расходы на социальные нужды - рост 23,4% с 12 287,96 тыс. руб. в 2016 году до 15 167,3 тыс. руб. в 2017 году.
Резерв по сомнительным долгам учтен в сумме 108 120,1 тыс. руб. без проведения анализа использования ранее учитываемого резерва по сомнительным долгам при установлении сбытовых надбавок.
Согласно части 5 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Таким образом, включению в необходимую валовую выручку подлежит лишь разница между размером сформированного на очередной период регулирования резерва и суммы остатка резерва предыдущего периода регулирования. Иное применение порядка формирования резерва по сомнительным долгам приведет к неоднократному учету одних и тех же долгов, учитываемых в составе указанного резерва, в течение нескольких периодов регулирования, до их погашения или списания в связи с невозможностью взыскания.
Расходы на услуги по управлению учтены в НВВ 2017 года в сумме 48 млн руб. в отсутствие экономического обоснования.
Кроме того, в отсутствие какого-либо обоснования и расшифровки в НВВ на 2017 год учтена прибыль на прочие цели в сумме 2 600,7 тыс. руб.
В нарушение действующего законодательства в экспертном заключении отсутствует необходимая валовая выручка, относимая на население.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 123, приказываю:
1. Признать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в части непринятия мер по исключению из расчета регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена.
2. Отменить с 1 августа 2017 года постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 26 декабря 2016 года N 238 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества "ТНС энерго Карелия".
3. Предписать Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам установить и ввести в действие с 1 августа 2017 года сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества "ТНС энерго Карелия".
4. Об исполнении настоящего приказа Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего приказа решений об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседания Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, на которых принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по результатам установления сбытовых надбавок для АО "ТНС энерго Карелия" в соответствии с пунктом 3 настоящего приказа.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы В.Г. Королева
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 14 июля 2017 г. N 934/17 "Об отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 26 декабря 2016 года N 238 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества "ТНС энерго Карелия"
Текст приказа официально опубликован не был