Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 ноября 2016 г. N 39811-00/04
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение о разъяснении положений приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (далее - Приказ N 937/пр) и сообщает следующее.
1. О подписании протокола общего собрания в случае, если собрание состоялось (имелся кворум, решения приняты собственниками), но при этом председательствующий на общем собрании, секретарь общего собрания, а также лица, проводившие подсчет голосов, необоснованно отказываются подписывать протокол.
Жилищным законодательством (статьи 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) достаточно четко определена процедура проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее - общее собрание собственников), заключающаяся в обязательном извещении всех собственников о проведении собрания (сообщение о проведении собрания), голосовании по вопросам повестки дня (решения собственников, опросные листы) и подведении итогов голосования (протокол собрания). Отсутствие одного из перечисленных документов является нарушением установленной процедуры проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса решения и протокол общего собрания собственников являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Одним из обязательных признаков официального документа является основанное на требованиях нормативных правовых актов его надлежащее оформление и удостоверение.
Требования к оформлению протоколов общих собраний установлены приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 937/пр (далее - Требования), который принят во исполнение положений части 1 статьи 46 Жилищного кодекса и вступил в силу 29 апреля 2016 года.
В соответствии с пунктом 4 Требований обязательными реквизитами протокола общего собрания собственников является, в том числе, подпись.
Требованиями также установлено, что присутствующие на общем собрании собственников, а также приглашенные на него лица должны проставить подписи в соответствующем разделе протокола, протокол подписывают всегда председатель, секретарь собрания, члены счетной комиссии с указанием даты подписания.
Обязательные реквизиты протокола общего собрания собственников соответствуют положениям статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в части необходимости его подписания председательствующим на собрании и секретарем собрания.
При необоснованном (немотивированном) отказе председателя, секретаря собрания, членов счетной комиссии от подписания протокола общего собрания собственников, в случае проведения общего собрания собственников в очной форме и в случае, если сама процедура проведения общего собрания собственников помещений не завершена (присутствует необходимое количество собственников помещений в многоквартирном доме, имеется кворум для принятия решений, предусмотренный Жилищным кодексом и т.д.), по мнению Минстроя России, необходимо предпринять меры по переизбранию в установленном порядке лиц, которые заявили об отказе от подписания протокола общего собрания собственников. Вновь избранные лица будут правомочны, по мнению Минстроя России, на подписание протокола общего собрания собственников, взамен тех, которые ранее отказались это сделать.
В случае невозможности применения процедуры переизбрания лиц, отказавшихся от подписания протокола общего собрания, а также в случае проведения общего собрания собственников в заочной или очно-заочной формах, следует исходить из невозможности признания официальным документом протокола общего собрания собственников, не имеющего обязательных для оформления подписей, что влечет за собой необходимость проведения повторного общего собрания собственников в таком многоквартирном доме. Подписание протокола общего собрания собственников иными лицами в данном случае, по мнению Минстроя России, невозможно.
2. О возникновении у управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязанности по передаче протокол общего собрания, если он не соответствует Требованиям (не подписан, отсутствуют обязательные реквизиты, отсутствуют обязательные приложения к протоколу и т.д.)
Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Данное положение законодательства касается случая, когда инициатором проведения общего собрания выступает один из собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 статьи 46 Жилищного кодекса копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Соответствующий порядок утвержден Приказом N 937/пр.
Орган государственного жилищного надзора обязан, начиная с 30 августа 2015 года, провести внеплановую проверку в случае, если в течение трех месяцев подряд им будет получен два и более протокола, содержащие решения по аналогичным вопросам.
При этом, ни Жилищным кодексом, ни Приказом N 937/пр не установлена обязанность управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива устанавливать соответствие предоставленных в их адрес решений и протокола общего собрания собственников помещений установленным требованиям. Следовательно, управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива должны передать в орган государственного жилищного надзора все полученные протоколы и решения, в том числе оформленные с нарушением установленных требований.
При этом, необходимо принимать во внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
И.о. заместителя директора Департамента |
О.А. Олейникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены некоторые вопросы оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
Если собрание состоялось (имелся кворум, решения приняты собственниками), но при этом председательствующий на общем собрании, секретарь, а также лица, проводившие подсчет голосов, необоснованно отказываются подписывать протокол, то совершаются следующие действия.
Целесообразно предпринять меры по переизбранию лиц, которые заявили об отказе от подписания протокола общего собрания собственников. Вновь избранные лица будут правомочны на подписание протокола общего собрания собственников, взамен тех, которые ранее отказались это сделать.
Если такую процедуру провести невозможно, то протокол, не имеющий обязательных для оформления подписей, не признается официальным документом, что влечет за собой необходимость проведения повторного собрания. Подписание протокола иными лицами в данном случае невозможно.
Также разъяснено, что управляющая компания, правление ТСЖ, ЖСК, иного специализированного потребкооператива обязаны передать в орган государственного жилищного надзора протокол, даже если он не соответствует установленным требованиям.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 ноября 2016 г. N 39811-00/04
Текст письма официально опубликован не был