Письмо изменено. - Письмо ФНС России от 6 сентября 2017 г. N ЕД-4-2/17747
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 июня 2017 г. N ЕД-4-2/12216@
"Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок"
6 сентября 2017 г.
Федеральная налоговая служба обращает внимание территориальных налоговых органов, что предусмотренное пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) истребование вне рамок проведения налоговых проверок документов (информации) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, допускается в случае, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость их получения.
Вышеуказанное условие имеет важное значение для оценки объема истребуемых документов (информации).
Истребование документов (информации) в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков на действия налоговых органов, снижению репутации Федеральной налоговой службы, а также не приводит к повышению эффективности осуществления налогового контроля.
Налоговым органам необходимо учитывать, что в судебной практике большое количество истребуемых документов само по себе не является основанием для признания действий налогового органа незаконными. Вместе с тем, при решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности по статье 129.1 Кодекса за непредставление документов (информации) о деятельности налогоплательщика с целью проверки нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия налоговых органов права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, судами принимается во внимание:
реальная необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);
реальная возможность налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем истребуемых документов, а также были ли изучены все документы (информация), которые были представлены на основании конкретного требования, в том числе при частичном его исполнении;
реальная возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме. Одновременно изучается вопрос, принимались ли меры по добровольному исполнению требования налогового органа, и в каком объеме;
обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, было ли принято и какое именно было принято решение налогового органа по этому вопросу. При этом не принимаются во внимание формальные основания для отсутствия удовлетворения ходатайства - несоблюдение формы уведомления (пункт 5 статьи 93 Кодекса), недостаточная, по мнению налогового органа, аргументация ходатайства, и т.п.
По результатам исследования судами вышеуказанных обстоятельств имеются случаи применения судами смягчающих обстоятельств в соответствии со статьей 112 Кодекса, иные способы удовлетворения исков вплоть до освобождения от налоговой ответственности в связи с отсутствием вины (пункт 1 статьи 109 Кодекса) в совершении налогового правонарушения.
Более того, учитывая, что налоговая ответственность по статье 129.1 Кодекса установлена в размере, не зависимом от объема непредставленных документов (информации), в случае истребования большого объема документов (информации) стимулирующая функция штрафа снижается.
Налоговый орган, истребующий на основании пункта 2 статьи 93.1 Кодекса значительное количество документов (большой объем информации), должен быть готов аргументированно пояснить вышестоящему налоговому органу или в суде (при возникновении досудебного или судебного спора), а также при проведении аудиторских проверок внутреннего аудита все вопросы, возникающие в связи с вышеуказанными обстоятельствами.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба сообщает о необходимости при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.
Действительный государственный |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
НК РФ предусмотрено, что вне рамок налоговых проверок могут быть истребованы документы (информация) относительно конкретной сделки у участников или у иных лиц, располагающих сведениями об этой сделке.
При этом такое истребование допускается, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения этих документов.
Как пояснила ФНС России, вышеуказанное условие имеет важное значение для оценки объема истребуемых документов (информации).
Налоговая ответственность за непредставление документов (информации) о деятельности налогоплательщика не зависит от объема непредставленных сведений.
Налоговый орган, истребующий значительное количество документов (большой объем информации), должен быть готов аргументированно пояснить все возникающие вопросы вышестоящему налоговому органу или в суде (при возникновении досудебного или судебного спора), а также при проведении аудиторских проверок.
ФНС России обращает внимание, что при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Нельзя допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок.
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 июня 2017 г. N ЕД-4-2/12216@ "Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок"
Текст письма опубликован в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", август 2017 г., N 8