Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2017 г. N 80-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Пих Д.Ж.
о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90,
по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска,
на решение Ульяновского областного суда от 29 марта 2017 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., установила:
Пих Д.Ж. обратилась в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90.
В обоснование требования заявитель указала, что статья 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" не соответствует Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Решением Ульяновского областного суда от 29 марта 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, администрация города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное толкование норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск".
Решением Ульяновской Городской Думы от 26 марта 2008 г. N 31 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90 с изменениями" Правила землепользования и застройки изложены в новой редакции.
Статьей 20 Правил землепользования и застройки в новой редакции утверждена "Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды", отображающая в том числе санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений, границы которых определены в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03); предприятия, сооружения и иные объекты, являющиеся источником воздействия на окружающую среду; шумовые зоны аэродромов; зоны воздушного подхода к аэродромам; зону ограничения строительства запретного района в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. N 135; 9) зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения; границы оползневых зон и допустимой застройки, определенных на основании "Отчета по определению границ оползневой зоны г. Ульяновска", выполненного ОАО "Ульяновск ТИСИз" в 2004 году.
Решениями Ульяновской Городской Думы от 7 июня 2010 г. N 66, от 29 июня 2011 г. N 69 и от 23 июля 2014 г. N 91 в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, в том числе изложены в новой редакции картографические изображения (карты) статьи 20.
Процедура подготовки проекта Правил землепользования и застройки и проектов изменений в Правила землепользования и застройки и их утверждения соблюдены. Муниципальный правовой акт опубликован в газете "Ульяновск сегодня" и размещен на официальном сайте администрации города Ульяновска в сети "Интернет". Оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением порядка принятия нормативных правовых актов, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Как следует из материалов дела, 29 июня 2016 г. Пих Д.Ж. обратилась в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании в соответствии со статьей 39 Земельного кодекса Российской Федерации предоставления земельного участка в кадастровом квартале ...
В предоставлении указанного земельного участка было отказано со ссылкой на то, что в соответствии с Картой зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды испрашиваемый земельный участок находится в границах санитарно-защитных зон, а согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарные правила определяют класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
В силу пункта 2.1 Санитарных правил в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Как следует из пояснений административного ответчика, необходимость установления санитарно-защитной зоны, охватывающей кадастровый квартал ... вызвана нахождением там производственных объектов и скотомогильников.
Однако согласно сообщению Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в районе поселка Пригородный объектов размещения отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не имеется.
Также по данным Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области предприятий и организаций, оказывающих вредное и негативное влияние на среду обитания, вблизи земельного участка в кадастровом квартале ... не значится; выдача санитарно-эпидемиологических заключений на проект санитарно-защитной зоны для этой территории не производилась.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Таким образом, установление, изменение размеров санитарно-защитных зон относится к компетенции Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации. Решение об установлении санитарно-защитной зоны для кадастрового квартала ... в материалы дела не представлено.
Таким образом, при принятии Правил землепользования и застройки Ульяновская Городская Дума вышла за пределы компетенции в части установления санитарно-защитной зоны, охватывающей кадастровый квартал ...
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ульяновского областного суда от 29 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2017 г. N 80-АПГ17-6
Текст определения официально опубликован не был