1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по завершению приоритетного проекта (программы) (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации (далее - Положение) и функциональной структурой системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" от 15 октября 2016 г. N 1050.
1.2. Методические рекомендации содержат рекомендуемые формы итогового отчета о реализации приоритетного проекта (далее - итоговый отчет), отчета об извлеченных уроках реализации приоритетного проекта (далее - отчет об извлеченных уроках) и методические рекомендации по их заполнению.
При подготовке итогового отчета о реализации приоритетной программы и отчета об извлеченных уроках реализации приоритетной программы рекомендуется использовать формы итогового отчета о реализации приоритетного проекта, отчета об извлеченных уроках реализации приоритетного проекта и методические рекомендации по их заполнению за исключением отдельных положений, отмеченных в виде сносок к настоящим методическим рекомендациям.
1.3. Итоговый отчет и отчет об извлеченных уроках подготавливаются при принятии решения президиумом Совета о плановом или досрочном завершении проекта (программы).
1.4. Подготовка итогового отчета осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы проектной деятельности (далее - АИСПД) на основании данных мониторинга проекта (программы) в части реализации паспорта проекта (программы) и сводного плана проекта (программы), представляемых участниками рабочих органов проекта (программы) в АИСПД.
1.5. Организация работы по подготовке итогового отчета и отчета об извлеченных уроках осуществляется администратором проекта (программы).
1.6. Руководитель проекта (программы) обеспечивает подготовку итогового отчета в сроки, определенные Положением.
Подготовленный итоговый отчет подлежит согласованию с функциональным заказчиком проекта, общественно-деловым советом, экспертной группой, участниками проекта и федеральным проектным офисом.
1.7. Итоговый отчет рассматривается проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации (далее - проектный комитет) и утверждается президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - президиум Совета).
2. Рекомендации по подготовке итогового отчета о реализации приоритетного проекта
2.1. Итоговый отчет разрабатывается по форме согласно приложению N 1 и в соответствии с рекомендациями по ее заполнению, приведенными в настоящем разделе методических рекомендаций.
Итоговый отчет включает следующие основные разделы:
раздел 1 "Основные положения";
раздел 2 "Сводная информация о реализации приоритетного проекта";
раздел 3 "Отчет о достижении цели и показателей приоритетного проекта";
раздел 4 "Отчет о достижении результатов приоритетного проекта";
раздел 5 "Отчет о соблюдении сроков приоритетного проекта";
раздел 6 "Отчет об исполнении бюджета приоритетного проекта";
раздел 7 "Контрольный лист передачи архива приоритетного проекта".
2.2. В наименовании проекта указывается полное наименование проекта в соответствии с паспортом проекта.
2.3. Раздел "Основные положения" содержит следующую информацию:
"Дата отчета". Указывается дата направления итогового отчета для согласования в соответствии с Положением;
"Наименование направления". Приводится основное направление стратегического развития Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденным Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет), и указанное в паспорте проекта;
"Код проекта". Уникальный номер проекта, присваиваемый проекту в АИСПД;
"Краткое наименование проекта". Приводится краткое наименование проекта, утвержденное в паспорте проекта;
"Срок начала и окончания проекта". Указываются плановая дата начала реализации проекта и плановая дата завершения проекта в формате "ДД.ММ.ГГГГ", утвержденные в паспорте проекта;
"Куратор проекта". Приводится куратор проекта (ФИО и должность), определенный президиумом Совета и указанный в паспорте проекта;
"Старшее должностное лицо (СДЛ)". Указывается ФИО и должность старшего должностного лица в соответствии с паспортом проекта.
В случае отсутствия старшего должностного лица проекта в соответствующей графе итогового отчета ставится прочерк;
"Функциональный заказчик". Приводится наименование федерального органа исполнительной власти с указанием ответственного должностного лица (ФИО и должность);
"Руководитель проекта". Указывается лицо (ФИО, должность), определенное президиумом Совета в качестве руководителя проекта и утвержденное в паспорте проекта;
"Исполнители и соисполнители мероприятий проекта". Указывается перечень (наименования) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и иных органов и организаций, являющихся исполнителями и соисполнителями мероприятий проекта.
2.4. Раздел "Сводная информация о реализации приоритетного проекта" содержит обобщенную информацию о фактическом достижении:
цели проекта;
показателей проекта;
результатов проекта;
сроков проекта;
бюджета проекта.
В графе "Оценка достижения" указываются количественные и процентные оценки достижения цели, показателей, результатов, сроков и бюджета проекта в соответствии с информацией, содержащейся в соответствующих разделах итогового отчета.
Применяемая в графе "Статус достижения" цветовая индикация соответствует процентным оценкам, определяемым президиумом Совета и проектным комитетом для каждого проекта с учетом особенностей отдельных видов проектов:
более YY% - зеленый индикатор;
от YY% до YY% - желтый индикатор;
менее YY% - красный индикатор.
Итоговый статус реализации проекта соответствует наихудшему статусу данного раздела итогового отчета.
Графа "Комментарий" заполняется при наличии желтого или красного индикатора статуса. В этом случае в ячейке соответствующего индикатора приводятся основные причины отклонений.
2.5. Раздел "Отчет о достижении цели и показателей приоритетного проекта" включает следующие подразделы:
информация о достижении цели приоритетного проекта;
информация о достижении показателей приоритетного проекта.
2.5.1. Подраздел "Информация о достижении цели приоритетного проекта" содержит сведения о фактическом достижении цели проекта на момент завершения проекта.
В подразделе указывается цель проекта в соответствии с паспортом проекта.
В графе "Критерии достижения цели" приводятся полные наименования показателей цели проекта. Показатели должны быть связаны с целью проекта и свидетельствовать о получении социального, экономического или иного общественно значимого эффекта, заложенного в цели проекта.
По показателям достижения цели проекта приводятся целевые (плановые) и фактические значения на момент завершения проекта.
В графе "Итого достижение целей проекта" указывается среднее арифметическое (сумма чисел, деленная на их количество) отношений фактически достигнутых значений показателей к их целевым (плановым) значениям, умноженное на 100.
В случае недостижения значения одного или нескольких показателей цели проекта, при итоговой оценке достижения цели проекта, значения иных показателей по которым целевые значения перевыполнены, приравниваются к 100%.
2.5.2. Подраздел "Информация о достижении показателей приоритетного проекта" содержит информацию о фактическом достижении плановых значений показателей проекта.
Информация в подразделе приводится по показателям, утвержденным в паспорте проекта, а также по показателям, контроль достижения которых осуществляется на уровне президиума Совета.
Наименования показателей, типы показателей, их базовые значения, а также плановые значения по годам реализации проекта указываются в соответствии со значениями, утвержденными в паспорте проекта.
По каждому показателю приводятся фактически достигнутые значения по годам реализации проекта, а также их итоговые значения на момент завершения проекта.
В случае, если реализация проекта охватывала субъекты Российской Федерации и (или) осуществлялась при участии субъектов Российской Федерации (далее - региональная составляющая проекта) в итоговом отчете могут приводиться показатели уровня субъектов Российской Федерации, которые охватывала реализация проекта. В этом случае соответствующая информация приводится в приложении к итоговому отчету.
При этом в графе таблицы, в которой указан показатель проекта, по которому приводится региональная составляющая, указывается номер приложения к итоговому отчету и номера строк таблицы с показателями уровня субъектов Российской Федерации.
В строке "Итого достигнуто показателей" указываются итоговое количество достигнутых показателей, а также доля (процент) фактически достигнутых показателей проекта от общего количества показателей проекта.
В случае наличия показателей, по которым плановые значения не достигнуты, в графе "Комментарий о достижении показателей проекта" указываются причины, по которым значения данных показателей достигнуты не были и приводятся иные комментарии.
2.6. Раздел "Отчет о достижении результатов приоритетного проекта" содержит информацию о достижении всех результатов и требований к результату проекта.
В таблице приводится полный перечень результатов проекта, а также требований к результатам проекта, указанным в паспорте и обосновании паспорта проекта.
В графе "Статус достижения" по каждому требованию к результату проекта указывается один из следующих статусов: получен, не получен, получен частично.
В случае недостижения требования к результату проекта в графе "Комментарий и причины отклонений" приводятся причины, по которым соответствующее требование к результату проекта получено не было или оно было получено частично. Также, при необходимости, возможно указание дополнительных комментариев.
В строке "Итого достигнуто результатов" указывается итоговое количество полученных результатов проекта по которым выполнены все требования к результатам, а также доля (процент) фактически полученных результатов с выполненными требованиями к результатам от общего количества запланированных результатов проекта.
В случае несопоставимости масштабов и значимости результатов и требований к результатам возможна корректировка подходов к подсчету итогового количества и доли достигнутых результатов. При этом в графе "Комментарий и причины отклонений" приводятся пояснения по вычислению итогового количества и доли достигнутых результатов проекта.
2.7. Раздел "Отчет о соблюдении сроков приоритетного проекта" включает следующие подразделы:
информация о сроках реализации приоритетного проекта;
информация о сроках реализации проектов и мероприятий приоритетной программы*;
динамика исполнения контрольных точек приоритетного проекта;
информация об исполнении контрольных точек приоритетного проекта.
Информация в разделе приводится по контрольным точкам, утвержденным в паспорте проекта, а также по контрольным точкам, контроль исполнения которых осуществляется на уровне президиума Совета.
2.7.1. В подразделе "Информация о сроках реализации приоритетного проекта" приводятся сведения о плановой и фактической длительности реализации проекта в месяцах, сведения о наличии отклонений (в процентах) фактической от плановой длительности, а также причины отклонений (при наличии) и иные комментарии.
2.7.2. Подраздел "Информация о сроках реализации проектов и мероприятий приоритетной программы" используется при подготовке итогового отчета о реализации программы.
В подразделе по всем проектам и мероприятиям, утвержденным в паспорте программы, приводится их плановая и фактическая длительность в месяцах, сведения о наличии отклонений (в процентах) фактической от плановой длительности реализации проектов и мероприятий программы, а также причины отклонений (при наличии) и иные комментарии.
2.7.3. Информация, содержащаяся в подразделе "Динамика исполнения контрольных точек приоритетного проекта" включает сведения о плановых и фактических значениях исполнения сроков контрольных точек по кварталам реализации проекта в рамках всего срока реализации проекта и приводится в форме диаграммы (графика), построение которой осуществляется с использованием АИСПД на основе данных, приведенных в подразделе 5.4 итогового отчета.
В случае если общая длительность реализации проекта составляет пять и более лет, информацию, содержащуюся в диаграмме, возможно приводить в разрезе полугодий.
Диаграмма исполнения контрольных точек проекта включает:
ряд диаграммы, выделенный синим цветом, соответствующий плановому значению количества контрольных точек, которые должны быть исполнены на конец каждого квартала согласно паспорту проекта (план);
ряд диаграммы, выделенный зеленым цветом, соответствующий фактическому значению количества контрольных точек, которые исполнены на конец каждого квартала реализации проекта (факт).
Данные в диаграмме (графике) приводятся нарастающим итогом.
Пример диаграммы (графика) исполнения контрольных точек приведен на рисунке.
2.7.4. Подраздел "Информация об исполнении контрольных точек приоритетного проекта" содержит детальную информацию по каждой контрольной точке с указанием плановых и фактических сроков выполнения, отклонений (при наличии) в днях и причин отклонений.
Наименование контрольной точки, тип контрольной точки и плановый срок ее исполнения указываются в соответствии с паспортом проекта.
При наличии в проекте региональной составляющей, соответствующая информация в итоговом отчете может приводиться в разрезе каждого субъекта Российской Федерации, входящего в проект. В этом случае информация приводится в приложении к итоговому отчету.
При этом в графе таблицы, в которой указана контрольная точка, по которой приводится региональная составляющая, указывается номер приложения к итоговому отчету и номера строк таблицы с информацией об исполнении контрольных точек проекта уровня субъектов Российской Федерации.
В строке "Итого контрольных точек, исполненных в срок" указывается итоговое количество контрольных точек, фактический срок выполнения которых не превысил срок выполнения, утвержденный в паспорте проекта, а также доля (процент) фактически выполненных контрольных точек в плановый срок от общего количества контрольных точек.
В случае наличия объективных причин (технико-технологические особенности и пр.) превышения плановых сроков выполнения отдельных контрольных точек на незначительный период времени (относительно общей длительности соответствующего мероприятия, которое оканчивается контрольной точкой) возможна корректировка подходов к подсчету итогового количества и доли выполненных контрольных точек. При этом в графе "Комментарий и причины отклонений" приводятся пояснения по вычислению итогового количества и доли выполненных контрольных точек.
2.8. Раздел "Отчет об исполнении бюджета приоритетного проекта" содержит информацию о фактическом достижении плановых значений освоения средств бюджета проекта по годам реализации проекта.
Плановые значения расходов бюджета проекта по годам реализации проекта в разрезе источников финансового обеспечения проекта указываются в соответствии со значениями, утвержденными в паспорте проекта.
По каждому источнику финансового обеспечения проекта указываются фактические значения объема средств бюджета проекта, освоенных в рамках реализации проекта на конец каждого года реализации проекта, а также итоговые значения по годам реализации проекта в разрезе всех источников финансового обеспечения проекта (строка "Итого, млн руб.") и итоговые значения на момент завершения проекта (графа "Всего, млн руб.").
Объемы расходов указываются в млн рублей, до двух знаков после запятой.
В графе "Отклонение, %" указывается процент отклонения фактического значения бюджета проекта от планового значения на конец каждого года реализации проекта, а также итоговое отклонение на момент завершения проекта.
При наличии в проекте региональной составляющей, соответствующая информация в итоговом отчете может приводиться в разрезе каждого субъекта Российской Федерации, входящего в проект. При этом плановые значения бюджета проекта в разрезе субъектов Российской Федерации определяются исходя из сроков доведения лимитов бюджетных обязательств на реализацию соответствующих мероприятий проекта на уровне субъектов Российской Федерации в соответствии со сводным планом проекта.
Данная информация приводится в приложении к итоговому отчету.
В этом случае в графе таблицы, в которой указан источник финансового обеспечения проекта по которому приводится региональная составляющая, указывается номер приложения к итоговому отчету и номера строк таблицы с объемами плановых и фактических значений освоения средств бюджета проекта уровня субъектов Российской Федерации.
В случае наличия отклонений фактических от плановых значений освоения средств бюджета проекта в графе "Комментарий об исполнении бюджета проекта" указываются причины данных отклонений и приводятся иные комментарии.
2.9. Раздел "Контрольный лист передачи архива приоритетного проекта" содержит перечень критериев, информация об исполнении которых свидетельствует о полноте произведенных действий по формированию и передаче архива проекта.
Перечень критериев контрольного листа может быть расширен (без изменения типовых пунктов, указанных в форме итогового отчета) по усмотрению руководителя проекта.
Напротив каждого пункта контрольного листа указывается дата выполнения в формате "ДД.ММ.ГГГГ".
2.10. Итоговый отчет считается сформированным наиболее полно при заполнении всех его разделов с учетом достоверности и объективности содержащейся в нем информации.
3. Рекомендации по подготовке отчета об извлеченных уроках реализации приоритетного проекта
3.1. Отчет об излеченных уроках подготавливается на основании итогового отчета и содержит анализ опыта реализации проекта, который может быть использован при реализации иных проектов.
3.2. Отчет об излеченных уроках подготавливается по форме согласно приложению N 2 и в соответствии с рекомендациями по ее заполнению, приведенными в настоящем разделе методических рекомендаций.
Отчет об извлеченных уроках включает следующие основные разделы:
раздел 1 "Информация о рисках и возможностях приоритетного проекта";
раздел 2 "Положительные уроки по приоритетному проекту";
раздел 3 "Отрицательные уроки по приоритетному проекту";
раздел 4 "Предложения по улучшению нормативного и методического обеспечения проектной деятельности";
раздел 5 "Дополнительные предложения";
раздел 6 "Информация об изменениях в приоритетном проекте".
3.3. В наименовании проекта указывается краткое наименование проекта, утвержденное в паспорте соответствующего проекта.
3.4. Раздел "Информация о рисках и возможностях приоритетного проекта" содержит информацию об эффективности управления рисками и возможностями проекта в ходе его реализации.
По каждому риску и возможности указывается:
наименование риска или возможности в соответствии с наименованием, указанным в паспорте проекта;
информация о наступлении. Указывается один из исследующих статусов: наступал(а), не наступал(а);
ФИО и должность лица, ответственного за управление риском или возможностью, в соответствии со сводным планом проекта;
мероприятия, которые были фактически выполнены в целях предупреждения риска или реализации возможности;
оценка эффективности проведенных мероприятий по предупреждению риска или реализации возможности. В случае реализации возможности дополнительно приводится оценка соразмерности позитивных эффектов от возможности и выполненных мероприятий по ее реализации.
3.5. Раздел "Положительные уроки по приоритетному проекту" содержит информацию о событиях, позитивно повлиявших на проект, основных достижениях и успехах в ходе управления и реализации проекта, а также рекомендации по их реализации для текущих и перспективных проектов.
В графе "Достижения, сделанные в ходе реализации проекта" приводится перечень достижений проекта, полученных сверх запланированного в паспорте и сводном плане проекта.
В графе "Мероприятия, рекомендуемые для иных проектов" указываются рекомендуемые мероприятия, которые могут способствовать реализации проекта с лучшим качеством результатов, экономией ресурсов, в сжатые сроки или иными дополнительными преимуществами и эффектами.
3.6. Раздел "Отрицательные уроки по приоритетному проекту" содержит информацию о событиях, негативно повлиявших на проект, допущенных ошибках и иных проблемах в ходе управления и реализации проекта, а также рекомендации по их недопущению (предупреждению) для текущих и перспективных проектов.
В графе "Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта" приводится перечень недостатков, выявленных в ходе управления и реализации проекта, которые повлияли или могли повлиять на достижение цели, показателей или результатов проекта.
В графе "Мероприятия, рекомендуемые для иных проектов" приводятся мероприятия, которые рекомендуется предусмотреть в целях предупреждения наступления негативных событий, недопущения ошибок и иных проблем в ходе управления и реализации проекта или снижения возможных негативных последствий от их наступления.
3.7. Раздел "Предложения по улучшению нормативного и методического обеспечения проектной деятельности" содержит предложения по совершенствованию и развитию нормативного и методического обеспечения проектной деятельности, сформированные на основе опыта реализации проекта.
Раздел содержит следующую информацию:
наименование документа в который предлагается внести изменения;
раздел и подраздел (при наличии) соответствующего документа;
формализованное предложение по улучшению нормативного и (или) методического обеспечения проектной деятельности;
обоснование целесообразности реализации предложения с кратким описанием практической ситуации в ходе реализации проекта, которая стала причиной формирования предложения.
Указанные предложения подлежат анализу федеральным проектным офисом на предмет их реализации.
3.8. В разделе "Дополнительные предложения" приводятся иные предложения по проектной деятельности, сформированные в ходе реализации проекта и не вошедшие в вышеуказанные разделы отчета об извлеченных уроках.
По каждому предложению приводятся его описание, обоснование целесообразности реализации, предполагаемые результаты и эффекты от реализации предложения.
3.9. Раздел "Информация об изменениях в приоритетном проекте" содержит информацию о запросах на изменения проекта, подготовленных и вынесенных на утверждение президиума Совета и проектного комитета.
По каждому запросу на изменение проекта приводится следующая информация:
дата запроса на изменение проекта в формате "ДД.ММ.ГГГГ";
номер запроса на изменение проекта;
уровень принятия решения об утверждении запроса на изменение проекта (президиум Совета, проектный комитет);
краткое содержание изменения с указанием изменяемых параметров, действующей и новой их редакции;
причина и краткое обоснование необходимости изменений проекта;
принятое решение в отношении запроса на изменение проекта в соответствии с формулировкой соответствующего протокола заседания президиума Совета или проектного комитета.
3.10. Информация, содержащаяся в отчете об извлеченных уроках, подлежит согласованию с федеральным проектным офисом.
Подготовленный отчет об извлеченных уроках подписывается руководителем проекта.
3.11. Итоговый отчет, отчет об извлеченных уроках, а также оригиналы утвержденного паспорта проекта (программы), сводного плана проекта (программы) и утвержденные запросы на изменение проекта (программы) направляются в федеральный проектный офис.
4. Оценка качества подготовки и полноты содержания итогового отчета о реализации приоритетного проекта
4.1. Подготовленный итоговый отчет рекомендуется оценить на соответствие его качества подготовки и полноты содержания положениям настоящих методических рекомендаций. Оценка итогового отчета осуществляется в соответствии с критериями, приведенными в таблице.
4.2. По каждому критерию выделяется обязательность (требование или рекомендация) и уровень проработки.
Оценка уровня проработки итогового отчета по соответствующему критерию осуществляется экспертным путем по следующей градации: отсутствует, низкая, средняя, высокая. Для отдельных критериев, по которым невозможно оценить уровень проработки по приведенной градации, указываются следующие значения: соответствует, не соответствует.
Таблица
Критерии оценки качества подготовки
и полноты содержания итогового отчета
Наименование критерия |
Требование/рекомендация |
Уровень проработки |
Управленческие критерии
| ||
Итоговый отчет согласован с функциональным заказчиком проекта |
требование |
|
Итоговый отчет согласован с федеральным проектным офисом |
требование |
|
Итоговый отчет согласован с участниками проекта |
требование |
|
Содержательные критерии
| ||
Информация о фактическом выполнении проекта, содержащаяся в итоговом отчете, соответствует данным мониторинга в АИСПД |
требование |
|
Информация о выполнении контрольных точек проекта содержит информацию уровня субъектов Российской Федерации (в случае наличия региональной составляющей) |
рекомендация |
|
Информация о выполнении показателей проекта содержит информацию уровня субъектов Российской Федерации (в случае наличия региональной составляющей) |
рекомендация |
|
Плановые и фактические значения показателей проекта, контрольные точки и бюджет проекта детализированы по годам всего срока реализации проекта |
требование |
|
Фактические значения показателей уровня субъектов Российской Федерации обеспечивают достижение значений соответствующих показателей, утвержденных в паспорте проекта (в случае наличия региональной составляющей) |
требование |
|
Информация об исполнении бюджета проекта содержит информацию уровня субъектов Российской Федерации (в случае наличия региональной составляющей) |
рекомендация |
|
Плановые значения бюджета проекта соответствуют плановым значениям, указанным в паспорте и сводном плане проекта |
требование |
|
По всем параметрам проекта, по которым не были достигнуты плановые значения, указаны причины их недостижения |
требование |
|
Технические критерии
| ||
Итоговые статусы (цвет индикации) достижения параметров проекта соответствуют оценке их достижения, содержащейся в разделах итогового отчета |
требование |
|
В итоговый отчет включены все показатели проекта, результаты, контрольные точки, риски и возможности из паспорта проекта |
требование |
|
Отчет об извлеченных уроках реализации проекта подготовлен |
требование |
|
Выполнены все критерии (пункты) контрольного листа передачи архива приоритетного проекта |
требование |
|
Заполнены все обязательные поля итогового отчета |
требование |
|
______________________________
* Раздел применяется при подготовке итогового отчета о реализации программы.
Заместитель Руководителя Аппарата |
А. Слепнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны Методические рекомендации по завершению приоритетного проекта (программы).
Они содержат формы итогового отчета о реализации приоритетного проекта, отчета об извлеченных уроках реализации проекта и рекомендации по их заполнению.
Методические рекомендации по завершению приоритетного проекта (программы) (утв. Аппаратом Правительства РФ 15 февраля 2017 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был