Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Малое предпринимательство - значительное явление социально-экономической жизни области. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики области. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы населения, проживающего на территории области.
Развитие малого и среднего бизнеса в области осуществляется на основе программно-целевых методов. На момент разработки настоящей Программы в области реализуется областная целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2004-2008 годы", действие которой заканчивается в 2008 году. Применяемый на протяжении нескольких лет программно-целевой подход позволяет проводить планомерную работу по созданию более благоприятного климата для развития малого предпринимательства в области, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных результатов.
По данным Федеральной службы государственной статистики в последние годы по количеству действующих малых предприятий область занимает 8 место, по обороту малых предприятий - 12-14 места среди субъектов Российской Федерации. В Сибирском федеральном округе область по количеству действующих предприятий и по обороту малых предприятий занимает первое место.
N п/п |
Показатели малых предприятий |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
1. |
Количество МП, ед. |
26732 |
25590 |
25510 |
25560 |
26914 |
Темп роста, % |
|
95,7 % |
99,7 % |
100,2 % |
105,3 % |
|
1.1 |
Сельское хозяйство (далее - с/х-во), ед. |
326 |
312 |
376 |
408 |
444 |
Доля в общем объеме МП, % |
1,2 |
1,2 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
|
1.2 |
Обрабатывающие производства, ед. |
3485 |
3132 |
3172 |
2877 |
3223 |
Доля в общем объеме МП, % |
13,0 |
12,2 |
12,4 |
11,3 |
12,0 |
|
1.3 |
Строительство, ед. |
2735 |
2555 |
2226 |
2436 |
2424 |
Доля в общем объеме МП, % |
10,2 |
10,0 |
8,8 |
9,5 |
9,0 |
|
1.4 |
Торговля, ед. |
14608 |
14070 |
13377 |
13350 |
12087 |
Доля в общем объеме МП, % |
54,6 |
54,9 |
52,4 |
52,3 |
44,9 |
|
2. |
Среднесписочная численность, чел |
143240 |
133621 |
126219 |
136091 |
141947 |
Темп роста, % |
|
93,3 % |
94,5 % |
107,8 % |
104,3 % |
|
3. |
Выпуск товаров и услуг, млн. руб. |
39661,4 |
37448,4 |
|
|
|
Темп роста, % |
214,7 % |
94,4 % |
|
|
|
|
4. |
Оборот организаций (до 2005 года показатель "Выпуск товаров и услуг"), млн. руб. |
|
|
163288,7 |
213644,0 |
253754,4 |
Темп роста, % |
|
|
127,3 % |
130,8 % |
118,8 % |
|
4.1 |
С/х-во, млн. руб. |
|
|
652,7 |
872,1 |
1088,6 |
Доля в общем объеме МП, % |
|
|
0,4 % |
0,4 % |
0,4 % |
|
4.2 |
Обрабатывающие производства, млн. руб. |
|
|
16672,7 |
22820,1 |
26237,5 |
Доля в общем объеме МП, % |
|
|
10,2 % |
10,7 % |
10,7 % |
|
4.3 |
Строительство, млн. руб. |
|
|
6010,6 |
8244,6 |
13361,4 |
Доля в общем объеме МП, % |
|
|
3,7 % |
3,8 % |
4,3 % |
|
4.4 |
Торговля, млн. руб. |
|
|
127809,8 |
161141,9 |
189578,2 |
Доля в общем объеме МП, % |
|
|
78,3 % |
75,4 % |
74,6 % |
|
5. |
Инвестиции, млн. руб. |
2409,7 |
2588,0 |
3190,6 |
4245,3 |
12167,1 |
Темп роста, % |
255,3 % |
107,4 |
123,3 % |
133,1 % |
286,6 % |
Таблица составлена без учета данных по индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам. На 01.01.08 число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве составило 3802 единицы
В последние годы количество малых предприятий увеличивается незначительно. В структуре экономики области наибольшую долю малых предприятий составляют предприятия торговли и ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (44,9 %). Доля сферы материального производства составляет лишь 23,2%.
В 2004-2005 годах произошло некоторое снижение количества малых предприятий. В 2004 году это было связано с перерегистрацией органами статистики юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и удалением из соответствующих реестров недействующих хозяйствующих субъектов. В 2005 году небольшой спад произошел в связи с тем, что часть малых предприятий перешла в разряд средних, а также некоторые утратили статус юридических лиц, в связи с регистрацией их учредителей в качестве индивидуальных предпринимателей. Снижение величины показателя "Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями (без НДС) по всем видам деятельности" произошло в основном за счет снижения этого показателя в промышленности и торговле из-за перехода ряда малых предприятий в средние с большими объемами выпуска продукции.
Средний темп роста оборота организаций малого бизнеса за период 2005-2007 годов составил 125,4 %.
Средний темп роста инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства за период 2004-2007 годов составил 162,6 %.
По данным за 2007 год оборот организаций малых предприятий составил 253754,4 млн. рублей, что соответствует 32% от областного объема организаций. На долю предприятий оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования приходится более 74,6% оборота малых предприятий, на долю предприятий в сфере материального производства - 15,6%.
Малыми предприятиями в 2007 году осуществлено инвестиций в основной капитал малых предприятий на сумму 12167,1 млн. рублей, что составило 13,3% от областного объема инвестиций. 48,4% от общего объема освоенных малыми предприятиями инвестиций освоено ими в сфере строительства; 24,2% - в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 5,8 % - в сфере обрабатывающих производств.
В 2007 году на территории области действовало 26914 малых предприятий (2,4 % от числа малых предприятий России). В расчете на 1000 человек, постоянно проживающих в области, приходится в среднем 10,2 малых предприятий и 32,5 субъектов малого предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в аналогичный период занималось 58,7 тысяч человек.
За период реализации областной целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2004-2008 годы" продолжала формироваться и развиваться инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая удовлетворение потребностей малого бизнеса в финансовой, информационной, консалтинговой и иных видах поддержки.
Растет банковская сеть, предлагающая малому бизнесу льготные программы кредитования (в соответствии с заключенными между банками и администрацией Новосибирской области соглашениями о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства) - от краткосрочных кредитов до долгосрочных инвестиционных кредитов.
Область широко пользуется возможностями по поддержке предпринимательства, предоставляемыми федеральными целевыми программами. В период 2005-2007 годов в результате участия и победы области в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России в целях предоставления средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки предпринимательства, в бюджет области было привлечено 67,1 млн. руб. средств федерального бюджета.
Благодаря этому, в наукограде Кольцово на условиях софинансирования был построен инновационный бизнес-инкубатор. Его цель - поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, посредством предоставления им в аренду площадей бизнес-инкубатора на льготных условиях и оказанию ряда услуг, содействующих развитию предпринимательства.
Также средства федерального бюджета были направлены на финансирование новой формы государственной поддержки - субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям и по договорам поручительства между субъектами малого предпринимательства и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам и по договорам лизинга, и на дополнительное финансирование программных мероприятий по субсидированию части процентных выплат по банковским кредитам, лизинговым платежам и по поддержке выставочно-ярмарочной деятельности.
Развитие малого и среднего предпринимательства в области является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики области. В силу указанных причин поддержка предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития области.
Несмотря на существенный прогресс в секторе малого и среднего бизнеса, очевидна актуальность принятия на региональном уровне мер для его дальнейшего развития, обусловленная необходимостью увеличения темпов экономического роста в области за счет стимулирования деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Период первоначального формирования условий для развития предпринимательской деятельности в области завершен. В то же время продолжают сохраняться некоторые трудности (проблемы), объективно присущие малому и среднему бизнесу не только в области, но в России в целом. Основными из них являются:
- недостаточность собственных финансовых ресурсов, в том числе для использования современных технологий и оборудования, сложность в получении кредитов из-за достаточно высоких, по сравнению с доходностью бизнеса, ставок платы за кредитные ресурсы и жестких требований банков к обеспечению, связанных с получением кредитов;
- слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, - недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору);
- высокие издержки при "вхождении на рынок" для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения, финансовые и административные трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям;
- проблемы продвижения продукции (работ и услуг) на региональные и международные рынки (недостаточно эффективная маркетинговая политика и др.);
- недостаток квалифицированных кадров;
- недостаточное внимание со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований к вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Для содействия решению вышеуказанных проблем наиболее эффективным является предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства различного рода субсидий на погашение издержек, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе:
на возмещение части процентных выплат по банковским кредитам и субсидирование затрат, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям и по договорам поручительства между СМиСП и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам и по договорам лизинга (в целях содействия решению субъектами малого и среднего предпринимательства проблемы нехватки финансовых средств для ведения бизнеса, делает более доступным привлечение банковских кредитов);
на возмещение части лизинговых платежей;
на возмещение части арендных платежей (в целях содействия решению субъектами малого предпринимательства, только начинающими предпринимательскую деятельность, проблемы отсутствия собственных площадей (офисных, производственных для ведения бизнеса), делает более доступным аренду площадей);
на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на внедрение субъектами малого и среднего предпринимательства международных стандартов в своих организациях и на сертификацию продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего предпринимательства (в целях содействие повышению качества и конкурентоспособности производимой субъектами малого и среднего предпринимательства продукции (работ и услуг) - особую актуальность этот фактор приобретет при присоединении России к Всемирной торговой организации);
на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на модернизацию (обновление) основных средств и части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) субъектов малого и среднего предпринимательства к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Новосибирской области;
на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на обучение своих работников на образовательных курсах (в целях содействия повышению уровня квалификации кадров для сферы малого и среднего предпринимательства).
Кроме предоставления субсидий возможно использование альтернативных форм стимулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: механизмов (мероприятий) консультационной и информационной поддержки (проведение различных конференций, круглых столов и т.д., издание справочной литературы для субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда предпринимательской деятельности, поддержка и развитие информационных порталов для малого и среднего предпринимательства); организации выставок и ярмарок в целях содействия продвижению продукции (работ и услуг) на региональные и международные рынки.
Все указанные выше формы присутствуют в настоящей Программе.
Решению проблем малого и среднего предпринимательства будет способствовать также развитие и обеспечение функционирования инфраструктуры его поддержки. Этим мероприятиям в Программе уделяется большое внимание (средства на их реализацию предусмотрены в наибольшем объеме, по сравнению с иными мероприятиями Программы). Прежде всего, в рамках данных мероприятий планируется финансирование создания (и далее - ежегодное финансирование) фонда развития малого предпринимательства. В соответствии с принятым постановлением администрации Новосибирской области от 10.09.2008 N 259-па "О Фонде развития малого предпринимательства Новосибирской области" средства фонда будут направляться на предоставление финансовых гарантий при кредитовании банковскими учреждениями субъектов малого предпринимательства, реализующих проекты развития и расширения бизнеса (в данном случае Фонд будет функционировать как гарантийный фонд); на субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства на развитие бизнеса; на компенсацию части затрат субъектов малого предпринимательства на приобретение новой техники и внедрение прогрессивных технологий, инженерную подготовку территорий для строительства новых производственных объектов, проведение выставочной и ярмарочной деятельности, подготовку и переподготовку кадров и другие цели в соответствии с уставом фонда.
Решение проблемы недостаточного внимания со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований к вопросам развития малого и среднего предпринимательства возможно посредством поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, которая предполагает предоставление муниципальным образованиям на конкурсной основе средств областного бюджета Новосибирской области для софинансирования мероприятий муниципальных программ. Это аналогично предоставлению средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации для софинансирования мероприятий региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства (такие конкурсы ежегодно проводятся Минэкономразвития РФ, Новосибирская область неоднократно становилась их победителем). Поддержка муниципальных программ позволит увеличить финансирование именно тех мероприятий, которые наиболее востребованы субъектами малого и среднего предпринимательства конкретного муниципального образования (такие мероприятия муниципальных программ будут заявляться на конкурс).
В связи с тем, что сложившаяся отраслевая структура свидетельствует о недостаточном развитии малого предпринимательства в сфере материального производства и инновационной деятельности, комплекс мер финансовой поддержки, предусмотренный в Программе, ориентирован в основном на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою основную деятельность в сфере материального производства, науки и научного обслуживания. Помимо уже действующих, в Программе предусмотрены новые формы финансовой поддержки: субсидирование части арендных платежей, субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на модернизацию (обновление) основных средств и субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) субъектов малого и среднего предпринимательства к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Новосибирской области.
Реализация целей и задач Программы будет осуществляться за счет комплексного выполнения настоящей Программы и муниципальных программ развития малого предпринимательства, их взаимного дополнения. Для увеличения объемов финансирования мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства предполагается дальнейшее участие области в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России, на получение средств федерального бюджета, выделяемых на оказание государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.