Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10 августа 2017 г. N А40-96391/2017-84-866 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "Русмедком" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, Оператор электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата Теризидон, капсулы 250 мг в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 N 1512 "Об утверждении Положения об организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и С, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, Положения об организации обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения" (номер извещения 0195100000217000153) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии, Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссии, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе, поскольку Оператор электронной площадки неправомерно направил Заказчику вторые части заявок на участие в Аукционе всех участников закупки.
Представители Заказчика, Оператора электронной площадки не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Оператор электронной площадки, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение настоящей жалобы назначено на 15.05.2017. Комиссией в целях полного, всестороннего рассмотрения жалобы, на основании пункта 3.32 Административного регламента, объявлен перерыв до 16.05.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 221 898 015,20 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 13 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 13 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 27.04.2017;
7) победителем Аукциона признано ООО "КОСМОФАРМ" с минимальным предложением о цене контракта 218 569 544,96 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно части 3 стать 69 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленные в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Согласно части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.
Согласно части 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 02.05.2017 N 0195100000217000153-3 заявка участника закупки с порядковым номером "8" АО "Русмедком" (Заявитель) и номером по ранжированию "1" признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе по следующему основанию: "Заявка участника Аукциона содержит предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (наименование страны происхождения товара - Индия) при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289".
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 02.05.2017 N0195100000217000153-3 заявки участников закупки с порядковыми номерами:
- N "11" АО "ОРАТ" и номером по ранжированию "2",
- N "10" ООО "ФАРМАХАН" и номером по ранжированию "3",
- N "9" АО "Р-ФАРМ" и номером по ранжированию "4",
- N "2" ООО "Северо-Западное управление оптовой медицинской торговли" и номером по ранжированию "5",
- N "3" ООО "Центральная медицинская база" и номером по ранжированию "6",
- N "5" ООО "МедФарм Групп" и номером по ранжированию "7",
- N "7" "Яркая Звезда" и номером по ранжированию "8",
- N "4" ЗАО "КОРАЛ-МЕД" и номером по ранжированию "9",
- N "12" ООО "ИИКИА ФАРМА КЛГ" и номером по ранжированию "10",
- N "13" ООО "ЭДВАНСД ТРЕЙТИНГ" и номером по ранжированию "11" признаны не соответствующими требованиям документации об Аукционе по аналогичному основанию.
Также, согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 02.05.2017 N0195100000217000153-3 заявка участника закупки с порядковым номером "6" ООО "КОСМОФАРМ" и номером по ранжированию "12" и заявка участника закупки с порядковым номером "14" ООО "ПРОФАРМ" и номером по ранжированию "13" признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства от 30.10.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1289) при осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В пункте 1.6.3.1 документации об Аукционе установлено: "Заказчиком при проведении Аукциона устанавливаются ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На заседании Комиссии установлено, что в заявке Заявителя и в заявках участников закупки с порядковыми номерами "11" АО "ОРАТ", "10" ООО "ФАРМАХАН", "9" АО "Р-ФАРМ", "2" ООО "Северо-Западное управление оптовой медицинской торговли", "3" ООО "Центральная медицинская база", "5" ООО "МедФарм Групп", "7" "Яркая Звезда", "4" ЗАО "КОРАЛ-МЕД", "12" ООО "ИИКИА ФАРМА КЛГ", "13" ООО "ЭДВАНСД ТРЕЙТИНГ", представленными представителями Заказчика, предложен препарат, страной происхождения которого является Индия.
Также, в заявке участников закупки с порядковым номером "6" ООО "КОСМОФАРМ" и в заявке участника закупки с порядковым номером "14" ООО "ПРОФАРМ" предложен препарат "Локсидон" и "Резонизат", страной происхождения которого в соответствии с представленным в составе заявки участника регистрационным удостоверением является Россия.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что после проведения электронного аукциона, Оператор электронной площадки направил Заказчику вторые части всех заявок (13 заявок), в связи с чем, Аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе исполнила требование пункта 1 Постановления Правительства N 1289.
На заседании Комиссии, представитель Оператора электронной площадки пояснил, что согласно пункту 13.5 регламента организации и проведения электронных аукционов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Регламент) заказчик, организатор закупки рассматривает вторые части заявок, а также сведения из реестра аккредитованных участников закупки актуальные на время и день окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, до принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в электронном аукционе требованиям, предусмотренным документацией об электронном аукционе. В случае, если в электронном аукционе принимали участие менее десяти участников аукциона и менее пяти заявок на участие в электронном аукционе соответствуют указанным требованиям, заказчик, организатор закупки рассматривает вторые части заявок, а также сведения из реестра аккредитованных участников закупки, актуальные на время и день окончания подачи заявок, на участие в электронном аукционе, которые были поданы всеми участниками аукциона, принявшими участие в электронном аукционе. Рассмотрение указанных заявок на участие в электронном аукционе начинается с заявки на участие в электронном аукционе, поданной участником аукциона, предложившим наиболее низкую цену контракта (в случае, если проводится аукцион на повышение - наиболее высокую цену контракта), и осуществляется с учетом ранжирования заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 13.8 Регламента в случае, если не выявлены 5 (пять) заявок на участие в электронном аукционе, соответствующих требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, из 10 (десяти) заявок на участие в электронном аукционе, направленных ранее заказчику, организатору закупки по результатам ранжирования, в течение 1 (одного) часа с момента поступления соответствующего уведомления от заказчика, организатора закупки, оператор электронной площадки направляет заказчику, организатору закупки все вторые части заявок на участие в электронном аукционе участников аукциона для выявления пяти заявок на участие в электронном аукционе, соответствующих требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Также представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил графические изображения информации, отражаемой на сайте Оператора электронной площадки, согласно которым Оператор электронной площадки направил Заказчику вторые части заявок на участие в Аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, а именно заявку Заявителя и заявки с порядковыми номерами "11" АО "ОРАТ", "10" ООО "ФАРМАХАН", "9" АО "Р-ФАРМ", "2" ООО "Северо-Западное управление оптовой медицинской торговли", "3" ООО "Центральная медицинская база", "5" ООО "МедФарм Групп", "7" "Яркая Звезда", "4" ЗАО "КОРАЛ-МЕД", "12" ООО "ИИКИА ФАРМА КЛГ".
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил графические изображения информации отражаемой на сайте Оператора электронной площадки, согласно которым Заказчик осуществил запрос вторых частей заявок, всех участников закупки, принимавших участие в электронном аукционе.
Вместе с тем, представителями Заказчика не представлено доказательств того, что Оператор электронной площадки после проведения электронного аукциона единовременно направил Заказчику вторые части всех заявок (13 заявок).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что согласно представленным доказательствам на заседании Комиссии, Оператор электронной площадки направил Заказчику заявки, которые получили первые десять порядковых номеров, при этом в данных заявках предложен препарат страной происхождения, которого является Индия.
Таким образом, поскольку в первых десяти заявках, которые Оператор электронной площадки направил Заказчику по окончанию электронного аукциона предложен препарат страной происхождения которого является исключительно Индия, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно исполнено требование пункта 1 Постановления Правительства N 1289 и неправомерно принято решение об отказе Заявителю и участникам Аукциона с порядковыми номерами "11", "10", "9", "2", "3", "5", "7", "4", "12", "13" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "Русмедком" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 16.05.2017 по делу N К-561/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.