Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Технология XXII" (далее - Заявитель) на действия ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГБУ города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" (далее - Заказчик), аукционной комиссией ГБУ города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" (далее - Аукционная комиссия), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение энергоаудита объектов ГБУ "Гормост" (номер извещения 0373200557917000171) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в том, что Оператором электронной площадки неправомерно заблокированы денежные средства на лицевом счете Заявителя и прикреплены денежные средства Заявителя к аннулированной кредитной заявке, что не позволило Заявителю подать заявку на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки, 20.07.2017 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено на 21.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 22.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 772 796 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.07.2017;
5) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 8 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 17.07.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 5 участников Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "Мегаполис" с минимальным предложением о цене контракта в размере - 1 032 681,41 рубль.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о контрактной системе в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.
В соответствии с частью 19 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае отсутствия на лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, денежных средств в размере обеспечения указанной заявки, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с Законом о контрактной системе, оператор электронной площадки возвращает указанную заявку в течение одного часа с момента ее получения данному участнику закупки.
В соответствии с частью 22 статьи 68 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 Закона о контрактной системе, независимо от времени окончания такого аукциона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 22.06.2017 N 0373200557917000171 дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.07.2017 в 08:00.
Согласно доводу, изложенному в жалобе, Оператором электронной площадки неправомерно заблокированы денежные средства на лицевом счете Заявителя и прикреплены денежные средства Заявителя к аннулированной кредитной заявке, что не позволило Заявителю подать заявку на участие в Аукционе.
Согласно сведениям, изложенным в жалобе, 07.07.2017 в 11:08 Заявитель оформил отложенную кредитную заявку и в 14:31 оформил отложенную заявку на участие в Аукционе. При этом 07.07.2017 в 16:06 отложенная кредитная заявка не была подтверждена кредитной организацией и была аннулирована, после чего Заявитель с собственного расчетного счета перечислил денежные средства в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе на свой лицевой счет. Однако, по мнению Заявителя, денежные средства, перечисленные Заявителем с собственного расчетного счета были ошибочно прикреплены к аннулированной отложенной кредитной заявке, что не позволило Заявителю осуществить запрос/формирование новых заявок на участие в Аукционе и Заявитель отозвал заявку на участие в Аукционе, так как отложенная заявка требовала банковское обеспечение.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем оформлена отложенная заявка на участие в Аукционе 07.07.2017 в 14:31.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил графические изображения информации и сообщил, что 07.07.2017 в 15:45 от кредитной организации (АО "Оператор финансовой площадки) получено подтверждение и 07.07.2017 в 17:13 на счет Заявителя в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки поступили, по мнению Оператора электронной площадки от кредитной организации, денежные средства в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе. 07.07.2017 в 17:14 денежные средства в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе заблокированы. При этом, в связи с тем, что Заявитель отозвал отложенную заявку на участие в Аукционе, блокирование денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе прекращено 07.07.2017 в 19:00.
Заявителем в составе жалобы приложена копия платежного поручения от 07.07.2017 N 225, свидетельствующая о перечислении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе с расчетного счета Заявителя на счет Заявителя в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в связи с тем, что Оператор электронной площадки посчитал, что денежные средства, перечисленные Заявителем с собственного расчетного счета на счет Заявителя в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки, перечислены кредитной организацией, Заявитель не смог подать заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки нарушают часть 22 статьи 68 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Технология XXII" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 22 статьи 68 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 21.07.2017 N К-913/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.