Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Интеграл" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по эксплуатации инженерного оборудования и слаботочных систем (номер извещения 0173100013917000087) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе Заказчиком в нарушении Указа Президента Российской Федерации от 31.05.2017 N 244 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ N 244) установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
2. Заказчиком состав услуг неправомерно включены технологически и функционально не связанные с предметом закупки услуги.
3. Заказчиком при описании объекта закупки необоснованно установлены требования к наличию у участника производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
4. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к Исполнителю о наличии свидетельства СРО, свидетельства о регистрации электролаборатории, лицензии МЧС, лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.
5. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена периодичность выполнения работ.
6. Заказчиком неправомерно включены в условия контракта дополнительные обязательства и ответственность исполнителя.
7. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе имеется отсылка на пункт Технического задания, который отсутствует в документации об Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 43 937 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущены 2 участников закупки;
6) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.06.2017;
7) дата проведения Аукциона - 03.07.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе Заказчиком в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 31.05.2017 N 244 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ N 244) установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам относятся, в том числе выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 19 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 1457.
Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС - 13.06.2017.
Вместе с тем, Указ N 244 опубликован - 31.05.2017.
При этом, Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", согласно которому Постановление N 1457 утратило силу, вступило в силу - 10.06.2017.
Комиссия приходит к выводу о том, что документацией об Аукционе Заказчика неправомерно установлено требование о соответствии участников закупки Постановлению 1457.
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в состав услуг Заказчиком неправомерно включены технологически и функционально не связанные с предметом закупки услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной, системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является оказание услуг по эксплуатации инженерного оборудования и слаботочных систем.
В соответствии с Техническим заданием Частью II документации об Аукционе, в рамках оказания услуг необходимо оказать услуги, в том числе, по уборке и вывозу снега, контролю уровня и химического состава грунтовых вод, мойку тротуаров, поливку газонов и зеленых насаждений, подсев газонов, сбивание сосулек с карнизов кровли и другие.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено оказание услуг технологически и функционально не связанные с предметом закупки услуги.
Кроме того, документация об Аукционе не содержит указаний на наличие какой - либо обоснованной технологической и (или) функциональной взаимосвязи в отношении необходимости проведения единой закупки на указанные услуги.
Также представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком при составлении документации об Аукционе была допущена техническая ошибка, в следствие чего в документацию об Аукционе включены услуги технологически и функционально не связанные с предметом закупки.
Таким образом, действия Заказчика, неправомерно объединившего в один лот технологически и функционально не связанные с предметом закупки услуги, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки необоснованно установлены требования к наличию у участника производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В части II "Наименование и описание объекта закупки" Технической части документации об Аукционе установлено:
"Наличие постоянного достаточного количества инженерно-технических работников на объекте. В соответствии с графиком, на объекте должны находиться инженеры: энергетик, слаботочник, специалист по вентиляционным установкам, специалист по системам кондиционирования, специалист по сантехническому оборудованию. Наличие постоянного достаточного количества электротехнического, теплотехнического персонала на объекте. На объекте должны постоянно находиться: электрик, теплотехник, сантехник.
Вместе с тем, части II "Наименование и описание объекта закупки" Технической части документации об Аукционе установлено, что количество и состав персонала может быть изменен по требованию Заказчика".
Также Заказчиком в разделе 4 "Требования к функциональным и качественным характеристикам оказания услуг" документации об Аукционе установлено требование о наличии у Исполнителя собственной ремонтной базы, укомплектованную персоналом в достаточном количестве для производства ремонтных и профилактических работ, которые невозможно производить непосредственно на объекте Заказчика.
Кроме того, Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о необходимости Исполнителя обеспечивать работников необходимыми инструментами, контрольно-измерительными приборами, расходными материалами, запасными частями, автотранспортом.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе установлены требования к наличию у исполнителя производственных мощностей, технологического оборудования.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. Согласно доводу жалобу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к Исполнителю о наличии свидетельства СРО, свидетельства о регистрации электролаборатории, лицензии МЧС, лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с разделом 4 Технической части документации об Аукционе установлено, что Исполнитель должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ (оказание услуг), являющихся предметом настоящего Контракта, а именно иметь: действующее свидетельство СРО на следующие виды работ: устройство наружных сетей водопровода, укладка трубопроводов водопроводных, монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей, очистка полости и испытание трубопроводов водопровода, устройство наружных сетей канализации, укладка трубопроводов канализационных безнапорных, монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей, очистка полости и испытание трубопроводов канализации, устройство наружных сетей теплоснабжения, укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия, монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения, очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения или при привлечении субподрядчика на указанные виды работ;
действующее свидетельство о регистрации электролаборатории с правом профилактических испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000 В;
действующую лицензию на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", письмо МЧС России от 11.03.2010 N 19-1-15-1282 "О лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений").
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что указанные требования предъявляются при оказании услуг к Исполнителю.
Также Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки представить указанные документы в составе заявки на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно установлено требование о наличии указанных лицензий к Исполнителю.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлена периодичность выполнения работ.
Вместе с тем, согласно разделу 29 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлена таблица "Объем и периодичность оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования", согласно которой установлена периодичность оказания услуг, которые необходимо оказать в рамках оказания услуг по контракту.
Представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлена периодичность выполнения работ.
Таким образом, довод своего подтверждения не нашел.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно включены в условия контракта дополнительные обязательства и ответственность исполнителя, а именно:
Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта: 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
В соответствии с пунктом 4.2.5 Проекта государственного контракта, Исполнитель обязан предоставить Заказчику всю необходимую Заказчику информацию по выполнению Работ (оказанию Услуг), запрашиваемую Заказчиком, без каких-либо дополнительных затрат со стороны Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения запроса о предоставлении информации.
Согласно пункту 4.2.11 проекта государственного контракта Исполнитель при возникновении необходимости, а также в случае отсутствия у Исполнителя лицензий на осуществление каких-либо видов услуг, указанных в Приложении N 2 "Техническое задание" к настоящему Контракту, вправе привлекать к исполнению своих обязанностей третьих лиц, при этом Исполнитель отвечает перед Заказчиком за действия таких третьих лиц, как за свои собственные, в том числе за наличие у таких лиц соответствующих лицензий. В случае привлечения Исполнителем третьих лиц, Исполнитель должен предоставить Заказчику: копию контракта (договора), заключенного между Исполнителем и третьими лицами; копии лицензий на осуществление деятельности на установленные Контрактом виды Работ (Услуг); список лиц, привлекаемых к выполнению Работ (оказанию Услуг) по Контракту.
Пунктом 8.5 проекта государственного контракта установлено, что за неисполнение обязательств, предусмотренных подпунктами 4.2.1, 4.2.2, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.8, 4.2.12 статьи 4, пунктом 6.4. статьи 6 и пунктами 13.5, 13.8 статьи 13 настоящего Контракта, приложением N 2 к настоящему Контракту Исполнитель уплачивает Заказчику штраф, предусмотренный пунктом 8.3 настоящей статьи.
Вместе с тем, согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе закупка на оказание услуг по эксплуатации инженерного оборудования и слаботочных систем с начальной (максимальной) ценой контракта меньше 1 млрд. рублей, а именно: 43 937 000 рублей.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Аукцион осуществляется для обеспечения федеральных нужд.
На основании изложенного, Заказчик обязан установить указанную ответственность для Исполнителя.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Таким образом, довод своего подтверждения не нашел
7. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в пункте 14.11 Технического задания документации об Аукционе имеется отсылка на пункт 2.3 Технического задания, который отсутствует в документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком допущена техническая ошибка.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Интеграл" обоснованной в части установления Заказчиком требования к участникам закупки о соответствии требованиям, предусмотренным постановлением N 1457; о включении в состав услуг технологически и функционально не связанных с предметом закупки услуг; об установлении Заказчиком требований к наличию у участников закупки трудовых и других ресурсов; об установлении требований к Исполнителю о наличии лицензий.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 03.07.2017 по делу N 821/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.