Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2017 г. N 47-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам открытого акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" и правительства Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 28 февраля 2017 года, которым частично удовлетворен административный иск открытого акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" об оспаривании пунктов 5, 6 и 8 Порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и предоставления права на проезд со скидкой отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года N 357-п, в первоначальной редакции, а также пункта 9, подпункта "в" пункта 13 и подпункта "а" пункта 14 этого же Порядка предоставления субсидий в редакции постановления правительства Оренбургской области от 30 декабря 2016 года N 1021-п.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя открытого акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" Павловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы открытого акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы правительства Оренбургской области, объяснения представителей правительства Оренбургской области Курманбаева Ж.С. и Макаровой О.А., представляющей также интересы министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, поддержавших доводы апелляционной жалобы правительства Оренбургской области и возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы открытого акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания", а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
24 мая 2016 года правительством Оренбургской области издано постановление N 357-п, пунктом 1 которого утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и предоставления права на проезд со скидкой отдельным категориям граждан.
30 декабря 2016 года правительством Оренбургской области издано постановление N 1021-П, которым в вышеназванное постановление правительства Оренбургской области внесены следующие изменения: наименование постановления и пункт 1 данного постановления изложены в новой редакции, а именно, - Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан; также в новой редакции изложен указанный Порядок предоставления субсидий.
Названные постановления правительства Оренбургской области официально опубликованы 31 мая 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru (только постановление от 24 мая 2016 года N 357-п), а также в газете "Оренбуржье" от 2 июня 2016 года N 66 и от 30 декабря 2016 года N 168, соответственно.
Согласно пункту 5 оспариваемого Порядка предоставления субсидий в первоначальной редакции размер субсидии:
5.1. На возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, определяется по формуле:
C1 = (Т1 - T2) x N /10, где:
С1 - размер субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении;
Т1 - размер фактических затрат на перевозку одного пассажира железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области согласно отчетам, указанным в подпункте "в" пункта 4 настоящего Порядка (отчеты организаций железнодорожного транспорта об объеме выпадающих доходов), но не выше размера экономически обоснованного тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, установленного постановлением правительства Оренбургской области в соответствующем году;
Т2 - тариф, установленный постановлением правительства Оренбургской области для населения на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области в соответствующем году;
N - фактический пассажирооборот.
5.2. На возмещение потерь в доходах, возникающих в результате предоставления права на проезд со скидкой отдельным категориям граждан, определяется как разница между доходами, которые могли бы получить организации железнодорожного транспорта в случае применения установленных тарифов для населения на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в Оренбургской области, и доходами организаций железнодорожного транспорта, полученными в результате предоставления права на проезд со скидкой по тарифам.
Согласно пункту 6 оспариваемого Порядка предоставления субсидий в первоначальной редакции для получения субсидий организации железнодорожного транспорта представляют в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, отчеты об объеме выпадающих доходов.
Отчеты с ожидаемыми показателями за декабрь текущего года представляются не позднее 15 декабря текущего года, уточненные отчеты - не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Субсидии предоставляются при условии своевременного представления организациями железнодорожного транспорта отчетов в министерство.
Согласно пункту 8 оспариваемого Порядка предоставления субсидий в первоначальной редакции субсидии предоставляются в соответствии с договорами (соглашениями) путем перечисления на расчетные счета организаций железнодорожного транспорта, открытые им в кредитных организациях, в установленном для исполнения областного бюджета порядке в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании платежных поручений министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
Согласно пункту 9 оспариваемого Порядка предоставления субсидий в редакции постановления правительства Оренбургской области от 30 декабря 2016 года N 1021-п министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в течение 10 рабочих дней со дня принятия заявления о заключении договора (соглашения) осуществляет проверку представленных документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, и при признании права на получение субсидии заключает до 1 февраля текущего финансового года с организацией железнодорожного транспорта договор (соглашение) в соответствии с типовой формой, утвержденной министерством финансов Оренбургской области, либо принимает решение об отказе в признании такого права с указанием причин отказа.
Согласно пункту 13 оспариваемого Порядка предоставления субсидий в редакции постановления правительства Оренбургской области от 30 декабря 2016 года N 1021-п основаниями для решения об отказе в предоставлении субсидий являются:
а) представление организациями железнодорожного транспорта отчетов об объеме потерь в доходах, не соответствующих требованиям, указанным в пункте 17 настоящего Порядка;
б) представление организациями железнодорожного транспорта отчетов об объеме потерь в доходах, содержащих недостоверную информацию;
в) отсутствие лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году.
После устранения причин, явившихся основанием для отказа в предоставлении субсидии, организация железнодорожного транспорта вправе обратиться повторно с заявлением о предоставлении субсидии в сроки, определенные договором (соглашением).
Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области рассматривает повторно представленные документы в порядке и срок, установленные пунктом 12 настоящего Порядка.
Согласно пункту 14 оспариваемого Порядка предоставления субсидий в редакции постановления правительства Оренбургской области от 30 декабря 2016 года N 1021-п размер субсидии определяется следующим образом:
а) на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, по формуле:
C1 = (Т1 - T2) x N /10, где:
С1 - размер субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении;
Т1 - размер фактических затрат на перевозку одного пассажира железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области согласно отчетам об объеме потерь в доходах, указанным в пункте 17 настоящего Порядка, но не выше размера экономически обоснованного тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, установленного постановлением правительства Оренбургской области в соответствующем году;
Т2 - тариф, установленный постановлением правительства Оренбургской области для населения на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области в соответствующем году;
N - фактический пассажирооборот;
б) на возмещение потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан, - как разница между доходами, которые могли бы получить организации железнодорожного транспорта в случае применения установленных тарифов для населения на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Оренбургской области, и доходами организаций железнодорожного транспорта, полученными в результате предоставления льготного проезда.
Открытое акционерное общество "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пунктов 5, 6 и 8 Порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и предоставления права на проезд со скидкой отдельным категориям граждан, в первоначальной редакции, а также пункта 9, подпункта "в" пункта 13 и подпункта "а" пункта 14 этого же Порядка предоставления субсидий в редакции постановления правительства Оренбургской области от 30 декабря 2016 года N 1021-п.
В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что оспариваемыми положениями Порядка предоставления субсидий установлены порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета, влекущие возможность лишь частичного возмещения затрат и недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, допускающие возможность принятия министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области решения о сокращении объема субсидии в случае необеспечения организацией показателей объема перевезенных пассажиров, сроков предоставления отчетности или дефицита областного бюджета (недостаточности денежных средств согласно утвержденным лимитам бюджетных обязательств), что противоречит положениям пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте". По мнению административного истца, оспариваемыми положениями Порядка предоставления субсидий фактически установлена возможность отказа в предоставлении субсидий или ее произвольного уменьшения без учета того, что действующим федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области не предусмотрено частичное возмещение потерь в доходах перевозчика (возмещение затрат или недополученных доходов), а также установлена неопределенность в сроке предоставления субсидий, поставленном в зависимость от усмотрения государственных органов.
Как утверждал административный истец, пункты 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязывают органы законодательной (представительной) власти учитывать соответствующие расходы, в том числе по возмещению затрат и доходов от регулирования тарифов, при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов. Субсидии из областного бюджета организациям железнодорожного транспорта предоставляются с целью компенсации их убытков в виде потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении, в том числе и на территории Оренбургской области, что предполагает полное возмещение данных убытков. Однако, оспариваемые положения Порядка предоставления субсидий предусматривают возможность предоставления субсидий из областного бюджета на частичное возмещение затрат и недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, что не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы открытого акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания", поскольку влечет для него неблагоприятные последствия в виде затруднений и ограничений получения субсидий из областного бюджета в целях полного возмещения за счет бюджетных средств потерь в доходах перевозчика, возникших в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении, что ставит под угрозу не только финансовую устойчивость, но и возможность осуществления деятельности в связи с недостаточностью денежных средств для дальнейшей аренды подвижного состава.
Административный истец полагал, что применительно к положениям пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте", устанавливающих принцип полного возмещения за счет бюджетных средств потерь в доходах перевозчика, возникших в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении, размер субсидии определяется исключительно как разность между экономически обоснованными затратами организации на осуществление регулируемого вида деятельности в соответствующем финансовом году и доходами организации, полученными в результате применения регулируемых тарифов. Исходя из этого, при фактическом осуществлении перевозчиком такой деятельности и несении им убытков вследствие применения установленных тарифов у соответствующего бюджета возникает обязанность компенсировать эти убытки без каких-либо условий, за исключением обязанности подтверждения перевозчиком экономической обоснованности понесенных им затрат, в частности, без какой-либо привязки к пассажирообороту.
Кроме этого, закрепление четкого срока заключения договора, как полагает административный истец, ограничивает гражданские права и свободы сторон, установленные действующим законодательством.
Решением Оренбургского областного суда от 28 февраля 2017 года административный иск открытого акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" удовлетворен частично: недействующим со дня вступления в законную силу решения суда признан подпункт "в" пункта 13 Порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года N 357-п, в редакции постановления правительства Оренбургской области от 30 декабря 2016 года N 1021-п; в удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе открытое акционерное общество "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" просит решение суда отменить в части и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.
В апелляционной жалобе правительство Оренбургской области просит решение суда отменить в части и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Относительно доводов апелляционной жалобы открытого акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" правительством Оренбургской области и министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области представлены возражения.
Прокурором, участвовавшим в рассмотрении административного дела, представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы и открытого акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания", и правительства Оренбургской области.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Исходя из подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", решение вопросов транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацам первому и второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Абзацами первым и вторым пункта 3 статьи 8 этого же федерального закона закреплено, что потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением правительства Оренбургской области от 30 апреля 2014 года N 272-пп утверждена государственная программа Оренбургской области "Развитие транспортной системы Оренбургской области" на 2015-2020 годы, подпрограммой 2 которой является подпрограмма "Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского автомобильного и железнодорожного транспорта", согласно которой предоставление субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Оренбургской области, а также на возмещение части потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных организаций, обучающихся очной формы обучения образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, осуществляется в порядке, установленном правительством Оренбургской области.
В целях реализации названной подпрограммы постановлением правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года N 357-п утвержден оспариваемый по настоящему административному делу Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании недействующим подпункта "в" пункта 13 оспариваемого Порядка предоставления субсидий в редакции постановления правительства Оренбургской области от 30 декабря 2016 года N 1021-п, согласно которому основанием для решения об отказе в предоставлении субсидий является отсутствие лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году.
При этом суд первой инстанции правильно руководствовался абзацем третьим пункта 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором-пятом пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Так, по настоящему административному делу представлен договор от 17 декабря 2015 года на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области и о предоставлении субсидии из областного бюджета на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с тарифным регулированием, заключенный между министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (заказчик) и открытым акционерным обществом "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" (исполнитель), согласно которому заказчик поручает, а исполнитель обеспечивает транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области, а заказчик предоставляет из бюджета Оренбургской области субсидии на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня, в случаях, предусмотренных договором.
Правительство Оренбургской области, заключая в лице министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области такой договор, приняло обязательство по компенсации потерь в доходах, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня.
Такие обязательства субъекта Российской Федерации в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, подлежащими исполнению за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем, такое основание для отказа в предоставлении субсидий, как отсутствие лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году, не основано на действующем законодательстве.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна с выводами суда первой инстанции о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны учитывать такие расходные обязательства при формировании и принятии своего бюджета.
Доводы правительства Оренбургской области, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную в возражениях на административный иск. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что данные доводы основаны на неверном толковании норм бюджетного законодательства Российской Федерации. Иных доводов апелляционная жалоба правительства Оренбургской области не содержит.
Отказывая в удовлетворении административного иска открытого акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" в остальной части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данные нормы оспариваемого Порядка предоставления субсидий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
Так, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в закрепленную оспариваемым Порядком предоставления субсидий формулу размера субсидии переменная о фактическом пассажирообороте включена правомерно, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 года N 857-р.
Исходя из подпункта 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает правильными выводы суда первой инстанции о соответствии пункта 6 оспариваемого Порядка предоставления субсидий в первоначальной редакции и пункта 9 этого же Порядка предоставления субсидий в редакции постановления правительства Оренбургской области от 30 декабря 2016 года N 1021-п названным общим требованиям к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, и об отсутствии оснований для признании данных норм недействующими.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Как было сказано выше, оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы правительства Оренбургской области Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит.
Также Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не видит оснований для отмены указанного решения суда и по доводам апелляционной жалобы открытого акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания", основанным на неверном толковании норм материального права, оценка которым дана судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении административного дела.
Кроме этого, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации принимает во внимание, что в случае, если реальные затраты открытого акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" превышают размер предоставляемых правительством Оренбургской области субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с тарифным регулированием, то открытое акционерное общество "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" вправе обратиться в суд с иском о взыскании убытков.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 28 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" и правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2017 г. N 47-АПГ17-3
Текст определения официально опубликован не был