I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью формирования единого подхода к организации и проведению профилактических мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (далее - контрольно-надзорные органы), определению видов и форм профилактических мероприятий и системе мониторинга, оценки эффективности и результативности данных мероприятий.
2. Методические рекомендации разработаны для контрольно-надзорных органов в соответствующих сферах деятельности в целях реализации положений:
федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р;
основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р.
3. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия:
профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое контрольно-надзорным органом в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами (и (или) неопределенным кругом лиц) обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающее следующим признакам:
реализация самими контрольно-надзорными органами в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями.
обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов, используемым ими производственным объектам, к их персоналу, а также к производимой и (или) реализуемой хозяйствующими субъектами продукции (выполняемым работам, предоставляемым услугам), имеющие обязательный характер и установленные международными договорами Российской Федерации, актами органов Евразийского экономического союза, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами и нормативными документами органов государственной власти СССР и РСФСР, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также иными нормативными документами (далее - акты, содержащие обязательные требования);
охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
подконтрольная сфера - состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере регулирования;
подконтрольные объекты - здания, помещения, сооружения, установки (объекты защиты), территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, перевозимые ими грузы, объекты охраны окружающей среды и иные подобные объекты, используемые гражданами и организациями при осуществлении своей деятельности и (или) совершении действий;
подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную приносящую доход деятельность в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации, лицензии или в силу членства в саморегулируемой организации, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного контроля (надзора), физические лица, обратившиеся в уполномоченный государственный орган с заявлением о присвоении одного из вышеуказанных статусов, а также государственные органы и органы местного самоуправления при осуществлении ими вне рамок своих властных полномочий обычной хозяйственной деятельности (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к организациям независимо от их ведомственной принадлежности).
4. Контрольно-надзорные органы, чья деятельность затрагивает вопросы государственной и иной охраняемой законом тайны, осуществляют профилактические мероприятия с учетом требований законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере регулирования.
II. Цели, задачи, принципы проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований
5. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и деятельности отдельных контрольно-надзорных органов;
снижение административных и финансовых издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям;
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
6. Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценки состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенной им категории риска (класса опасности).
7. Контрольно-надзорному органу рекомендуется планировать и осуществлять профилактические мероприятия на основе соблюдения следующих базовых принципов:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимальное число подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий всеми контрольно-надзорными органами по всем видам контроля (надзора);
принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
III. Виды и формы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований
8. В целях профилактики нарушений обязательных требований все контрольно-надзорные органы по всем видам контроля (надзора) применяют следующие виды и формы профилактических мероприятий:
8.1. Размещение на официальном сайте перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора).
(Конкретный порядок составления и размещения указанных перечней определен в Методических рекомендациях по составлению перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) (одобрены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания подкомиссии от 18 августа 2016 г. N 6).
8.2. Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований посредством имеющихся доступных способов, включая следующие:
8.2.1. Разработка руководств по соблюдению действующих обязательных требований, представляющих собой брошюры, схемы, инфографические материалы, содержащие основные требования в визуализированном виде с изложением текста требований в простом и понятном формате. Такие руководства должны быть подготовлены по всем ключевым обязательным требованиям, нарушения которых наиболее часто встречаются в практике контрольно-надзорного органа. Руководства подлежат размещению на официальном сайте контрольно-надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), сайтах его территориальных органов (при наличии) и специализированных тематических сайтах (при наличии), а также в помещениях территориальных органов; подлежат распространению среди подконтрольных субъектов посредством специализированных отраслевых союзов, общественных объединений предпринимателей и общественных организаций, действующих в соответствующей сфере.
8.2.2. В случае изменения обязательных требований контрольно-надзорными органами готовятся разъяснения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований. Комментарии должны быть разработаны в понятном для широкого круга подконтрольных субъектов формате и опубликованы в срок, не превышающий 2-х месяцев с даты принятия соответствующих изменений обязательных требований. Обеспечение доступности разъяснений организуется за счет: подготовки и размещения в сети "Интернет" сравнительных схем, наглядно демонстрирующих ключевые изменения, выступлений уполномоченных представителей контрольно-надзорного органа в средствах массовой информации с кратким обзором основных изменений, проведения семинаров для общественных объединений предпринимателей и представителей подконтрольных субъектов и др.
8.2.3. Проведение консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах. В зависимости от целевого охвата аудитории подконтрольных субъектов консультации проводятся в следующих форматах: семинары, инструктажи, тематические конференции, заседания рабочих групп, "горячие линии" с подконтрольными субъектами, консультации в общественных приемных и многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), проводимые как в очном режиме, так и в онлайн формате посредством использования современных информационно-телекоммуникационных технологий. Указанные консультации должны проводиться на регулярной основе не реже одного раза в квартал (в случае с консультациями посредством общественных приемных и МФЦ - постоянно).
8.2.4. Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации (печатные издания, телевидение, радио, социальные сети и др.) и социальной наружной рекламы о важности добросовестного соблюдения обязательных требований, с целью формирования и укрепления культуры безопасного поведения. Данные мероприятия должны ставить своей целью доведение до подконтрольных субъектов простых информационных сообщений и ориентированы на виды контроля (надзора), затрагивающие наиболее широкий круг подконтрольных субъектов.
8.3. Обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений:
(Конкретный порядок обобщения практики определен в Методических рекомендациях по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (одобрены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания подкомиссии от 9 сентября 2016 г. N 7).
8.3.1. Обобщение практики проводится контрольно-надзорным органом на регулярной основе в соответствии с утвержденным Порядком организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (см. пункт 3 Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности), но не реже 1 раза в квартал.
8.3.2. По результатам обобщения практики контрольно-надзорный орган проводит классификацию причин возникновения типовых нарушений обязательных требований по следующим основаниям: неясность или неоднозначность трактовки обязательного требования; отсутствие информации в публичном доступе о наличии и содержании обязательного требования; избыточность, дублирование, устаревание обязательного требования, высокий уровень издержек по соблюдению обязательного требования по сравнению с уровнем возможной ответственности, отсутствие прямой связи несоблюдения обязательного требования с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям. На основе полученной классификации контрольно-надзорный орган инициирует процесс устранения проблемы избыточности, дублирования и (или) устаревания требований и (или) проводит корректировку соответствующей Программы профилактики нарушения обязательных требований.
8.3.3. На основе проведенных обобщения практики и классификации причин возникновения типовых нарушений контрольно-надзорный орган не реже 1 раза в квартал проводит публичные мероприятия для подконтрольных субъектов в центральном аппарате и территориальных органах с обсуждением полученных результатов, с размещением их результатов в сети Интернет и механизмом "обратной связи". Регламент проведения ежеквартальных публичных мероприятий разрабатывается Правительством Российской Федерации.
8.3.4. В рамках подготовительной работы по обобщению практики, контрольно-надзорный орган на ежеквартальной основе публикует на своем официальном сайте в сети "Интернет" статистику количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общую сумму привлечения к административной ответственности с указанием основных правонарушений по видам.
8.4. Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований:
8.4.1. При условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у контрольно-надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с подконтрольным субъектом, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило ущерб охраняемым законом ценностям, и если подконтрольный субъект не привлекался к ответственности за нарушение соответствующих требований, контрольно-надзорный орган объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает подконтрольному субъекту принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и предоставить уведомление об этом в установленный в таком предостережении срок.
8.5. Представленный перечень не является закрытым, при формировании Программы профилактики нарушения обязательных требований контрольно-надзорный орган вправе дополнять перечень другими видами профилактических мероприятий, включая:
8.5.1. Разъяснительную работу относительно процедур контроля: подготовка в понятном формате и размещение в открытых источниках, а также предоставление и разъяснение подконтрольному субъекту до начала проведения мероприятия информации о порядке проведения контрольно- надзорных мероприятий, включая права и обязанности подконтрольного субъекта, права и обязанности контрольно-надзорного органа, сроки проведения мероприятий, порядок обжалования и др.
8.5.2. Мероприятия, направленные на поощрение и стимулирование подконтрольных субъектов, добросовестно соблюдающих обязательные требования, включая выдвижение отдельных подконтрольных субъектов в общественные и экспертные органы при контрольно-надзорном органе; перевод добросовестных подконтрольных субъектов в более низкие категории риска (классы опасности); использование упрощенных процедур контроля (надзора) и др.
8.5.3. Создание интерактивных сервисов для добровольного подтверждения подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к его деятельности обязательных требований в электронном виде ("электронный инспектор", интерактивные инспекции).
8.5.4. Другие мероприятия, в том числе с учетом отраслевой специфики контрольно-надзорного органа.
VI. Порядок и организация работы по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований
9. Порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, устанавливается Программой профилактики нарушений обязательных требований (далее - Программа), утверждаемой приказом контрольно-надзорного органа ежегодно, не позднее 1 марта и подлежит размещению на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет".
10. По решению руководителя контрольно-надзорного органа, может быть подготовлена единая Программа для контрольно-надзорного органа в целом, либо отдельные Программы по каждому виду государственного контроля (надзора), осуществляемому данным органом.
11. При разработке Программы учитываются достигнутые результаты профилактической работы за предыдущие периоды, результаты осуществления контрольно-надзорной функции в целом, цели, задачи и ключевые показатели эффективности и результативности по совершенствованию исполнения контрольной (надзорной) функции на следующий календарный год.
12. Программа должна включать в себя:
цели и задачи проведения профилактической работы в рамках соответствующего вида контроля (надзора) и (или) контрольно-надзорного органа в целом и на текущий год;
краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы, включая:
описание видов и типов подконтрольных субъектов (объектов);
описание ключевых наиболее значимых рисков: их распределение в зависимости от видов подконтрольных субъектов (объектов), территорий, видов экономической деятельности и др. и динамика их изменений за отчетный год;
описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы;
статистические показатели состояния подконтрольной сферы;
описание текущего уровня развития профилактических мероприятий;
целевые показатели результативности мероприятий Программы на текущий год с указанием методики определения показателей;
перечень уполномоченных лиц (с контактами), ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий в контрольно-надзорном органе;
ссылка на официальный сайт контрольно-надзорного органа в сети "Интернет", на котором должна содержаться информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также размещаться Программа;
план-график конкретных профилактических мероприятий, сгруппированных и детализированных в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
13. План-график профилактических мероприятий должен содержать для каждого вида профилактических мероприятий: краткое описание формы выбранного мероприятия, периодичность проведения, адресатов мероприятия (подконтрольные субъекты (по видам) и (или) объекты), ожидаемые результаты проведенного мероприятия.
14. При подготовке плана-графика профилактических мероприятий контрольно-надзорный орган определяет интенсивность профилактических мероприятий для конкретных подконтрольных субъектов (объектов) с учетом риск-ориентированного подхода, согласно которому, при прочих равных, чем выше уровень риска (класс опасности), присвоенный подконтрольному субъекту (объекту), тем более интенсивной и адресной должна быть профилактическая работа в его отношении со стороны контрольно-надзорного органа; в отношении подконтрольных субъектов (объектов) с низким уровнем риска (классом опасности) профилактические мероприятия могут полностью заменять собой плановые проверки.
15. Проект Программы подлежит обсуждению на заседании общественного совета при контрольно-надзорном органе.
16. Контрольно-надзорные органы, ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за годом утверждения Программы, готовят доклад об итогах профилактической работы за год, который является составной частью итогового годового отчета о деятельности органа власти, подготавливаемого и представляемого на заседании итоговой коллегии.
17. Доклад об итогах профилактической работы должен включать в себя результаты мониторинга и оценки качества Программы, эффективности и результативности профилактических мероприятий, проводимых в соответствии с рекомендациями, приведенными в разделе IV настоящих Методических рекомендаций.
18. Результаты мониторинга и оценки должны учитываться при принятии решений о финансировании территориальных органов, в том числе доводимом объеме средств на материальное стимулирование.
19. С целью повышения результативности и эффективности профилактической работы федеральные органы исполнительной власти выстраивают методическую работу (повышение квалификации) с сотрудниками структурных подразделений, непосредственно задействованных в реализации контрольно-надзорных функций. Данная работа должна быть нацелена на повышение мотивации сотрудников на качественное проведение профилактических мероприятий, изменение стимулов инспекторского состава к предотвращению ущерба охраняемым законом ценностям и недопущению нарушений обязательных требований. Задачей данной работы является формирование у сотрудников одинакового понимания обязательных требований, информирование сотрудников о последних тенденциях в правоприменительной практике и практиках делового оборота, используемых в подконтрольной сфере регулирования.
20. Требования к ведению профилактической работы (порядок осуществления профилактических мероприятий в соответствии с Программой, права и обязанности должностного лица в части проведения профилактической работы, персональная ответственность за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей в части осуществления профилактической работы) должны быть отражены в административных регламентах осуществления функций государственного контроля (надзора), а также в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц контрольно-надзорных органов.
21. В контрольно-надзорном органе назначается ответственное лицо за организацию и проведение профилактических мероприятий в лице заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти (для территориальных органов исполнительной власти дополнительно назначается ответственное лицо в лице заместителя руководителя территориального органа исполнительной власти).
22. При необходимости в контрольно-надзорном органе может быть создано отдельное структурное подразделение по организации и проведению профилактических мероприятий.
V. Система мониторинга и оценки уровня развития Программы и эффективности и результативности профилактических мероприятий
23. Система мониторинга и оценки уровня развития Программы и эффективности и результативности профилактических мероприятий включает в себя:
самообследование уровня развития Программы, проводимого в соответствии с анкетой, являющейся составной частью настоящих Методических рекомендаций;
оценка достижения показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий, определенных контрольно-надзорным органом в Программе на очередной календарный период.
24. Контрольно-надзорные органы проводят мониторинг и оценку ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за годом утверждения Программы.
25. Результаты самообследования уровня развития Программы подлежат размещению на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет" и на едином информационном ресурсе Правительства Российской Федерации, аккумулирующем информацию о ходе реализации реформы контрольно-надзорной деятельности.
26. Показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий определяются контрольно-надзорным органом самостоятельно с учетом консультаций с общественными советами и представителями иных общественных организаций и объединений подконтрольных субъектов* и должны учитываться при определении ключевых показателей эффективности и результативности, рассчитываемых для каждого вида государственного контроля (надзора). Показатели эффективности и результативности профилактической работы могут характеризовать как профилактическую работу в целом, так и относиться к определенным профилактическим мероприятиям.
27. Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая может быть осуществлена посредством социологического исследования.
28. Контрольно-надзорные органы вправе проводить собственные социологические исследования представителей подконтрольных субъектов. В рамках исследования рекомендуется оценивать эффективность и результативность профилактических мероприятий по следующим ключевым направлениям:
информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта в ходе проверки и др.;
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и контрольно-надзорным органом;
вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом.
29. Наряду с результатами социологических исследований контрольно-надзорный орган может разработать систему количественных показателей. В частности, могут использоваться следующие возможные показатели (перечень примерный, контрольно-надзорным органом могут быть разработаны иные показатели):
Индикативные показатели: |
количество проведенных профилактических мероприятий, ед. |
количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед. |
доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов), % |
количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов, ед. |
стоимостная оценка (себестоимость) одного профилактического мероприятия, руб. |
средняя продолжительность одного профилактического мероприятия, часов/дней |
Показатели качества: |
сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы, уровня защищенности охраняемых законом ценностей, % |
снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте), % |
При определении конкретных количественных показателей контрольно-надзорному органу следует избегать выбора "манипулируемых" показателей (под "манипулируемыми" понимаются показатели, характеризующиеся неоднозначностью исчислений, которые отсутствую в открытом доступе на официальных сайтах контрольно-надзорных органов в сети "Интернет"). Методика расчета показателей должна быть согласована с общественным советом при соответствующем контрольно-надзорном органе и включена в качестве составной части в Программу.
_____________________________
* Представители Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, представители общероссийских общественных объединений предпринимателей, в частности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" и Общероссийской общественной организации "Деловая Россия".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны Методические рекомендации по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований.
Цель мероприятий - повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора); снижение административных и финансовых издержек; управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям; мотивация к добросовестному поведению и др.
К профилактическим мероприятиям относятся в т. ч. размещение в Интернете перечней актов, содержащих обязательные требования; информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований; выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Методические рекомендации по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований (приложение 2 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 20 января 2017 г. N 1)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Администратор образования", ноябрь 2017 г., N 22