Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2017 г. N 81-АПГ17-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Новокузнецкого городского Совета народных депутатов, администрации города Новокузнецка и комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка на решение Кемеровского областного суда от 28 февраля 2017 года, которым удовлетворен административный иск общества с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" об оспаривании примечания к приложению 2 "Размер субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса", утвержденному решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23 июня 2015 года N 7/79 "О мере социальной поддержки и размерах субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа, на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" Ягуновой Г.А. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
23 июня 2015 года Новокузнецким городским Советом народных депутатов принято решение N 7/79 "О мере социальной поддержки и размерах субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа, на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса".
Пунктом 1 данного решения установлена мера социальной поддержки путем утверждения размера платы граждан, являющихся собственниками или пользователями жилых помещений в многоквартирном доме, либо жилых домов, и зарегистрированных по месту жительства (по месту пребывания) в этих жилых помещениях или жилых домах в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за коммунальные услуги согласно приложению 1 к настоящему решению.
Пунктом 2 этого же решения утверждены размеры субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа, на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса, согласно приложению 2 к указанному решению.
30 ноября 2016 года Новокузнецким городским Советом народных депутатов принято решение N 4/29, которым приложение 2 к решению Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23 июня 2015 N 7/79 дополнено примечанием, согласно которому в случае проведения конкурса на право заключения договора аренды на объекты коммунального комплекса, находящиеся в муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа, одним из критериев которого являлся объем финансовой поддержки, необходимой организации коммунального комплекса и предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием коммунальных услуг с использованием объектов коммунального комплекса, выплата субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организации коммунального комплекса осуществляется в объеме финансовой помощи, определенном по результатам данного конкурса.
Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30 ноября 2016 года N 4/29 официально опубликовано 30 ноября 2016 года в газете "Новокузнецк" N 47.
Общество с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" обратилось в суд с административным иском о признании приведенной нормы недействующей, ссылаясь в обоснование своего требования на противоречие указанной нормы положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Как заявлял административный истец, общество с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация", будучи ресурсоснабжающей организацией, отнесено к числу получателей субсидии на возмещение затрат, возникающих в результате реализации принятых органами местного самоуправления решений об установлении мер социальной поддержки граждан-потребителей в виде понижения платы за услуги холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, водоотведения и отопления, рассчитанной по тарифам, утвержденным органом государственного регулирования.
В этой связи административный истец со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П, утверждал, что, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), в таких случаях этой организации предполагается возмещение понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По мнению административного истца, возмещение недополученных доходов в виде субсидии из местного бюджета должно производиться при полном возмещении экономически обоснованных затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, цены на которые регулируются государством. Возложение убытков по межтарифной разнице на ресурсоснабжающую организацию действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Следовательно, ограничение нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления размера субсидии (финансовой помощи, поддержки) условиями конкурса на право заключения договора аренды на объекты коммунального комплекса является неправомерным и нарушает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" на получение субсидии в установленном размере.
Кроме этого, административный истец полагал, что вопрос предоставления из бюджета Новокузнецкого городского округа субсидии на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса относится к компетенции администрации города Новокузнецка, а не Новокузнецкого городского Совета народных депутатов.
Решением Кемеровского областного суда от 28 февраля 2017 года административный иск удовлетворен: оспариваемая норма признана недействующей со дня вступления решения суда об этом в законную силу.
В апелляционной жалобе Новокузнецкий городской Совет народных депутатов, администрация города Новокузнецка и комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка просят решение суда отменить и принять по настоящему административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
На апелляционную жалобу представлен отзыв комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка.
Относительно доводов апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" и прокурором, участвующим в административном деле, представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
Как видно из материалов административного дела, 14 июня 2016 года комитетом по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка приказано провести открытый конкурс на право заключения договора аренды газовой котельной с оборудованием и объектами инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения услугами теплоснабжения населения и прочих потребителей Новоильинского района города Новокузнецка, для чего утверждены конкурсная комиссия и конкурсная документация.
В качестве критерия конкурса был установлен объем финансовой поддержки, необходимой арендатору в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием объектов теплоснабжения (на отопление и горячее водоснабжение), в размере 1 865,64 тыс. руб. в первый год, 3 017,72 тыс. руб. во второй год, 3 340,81 тыс. руб. в третий год и 3 478,79 тыс. руб. в четвертый год. Также в качестве критериев конкурса были установлены долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: базовый уровень операционных расходов; показатели энергосбережения и энергетической эффективности; удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии; нормативный уровень прибыли.
22 августа 2016 года конкурсной комиссией на право заключения договора аренды газовой котельной с оборудованием и объектами инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения услугами теплоснабжения населения и прочих потребителей Новоильинского района города Новокузнецка, к участию в конкурсе допущено и единственным участником конкурса признано общество с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация".
12 сентября 2016 года между муниципальным образованием Новокузнецкий городской округ в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (арендодатель), комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (балансодержатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" заключен договор аренды муниципального имущества, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное владение и пользование за плату газовую котельную с оборудованием и объектами инженерной инфраструктуры, принадлежащие арендодателю на праве собственности, для обеспечения услугами теплоснабжения населения и прочих потребителей Новоильинского района города Новокузнецка на четырехлетний срок с 12 сентября 2016 года по 12 сентября 2020 года.
Распоряжением администрации города Новокузнецка от 12 сентября 2016 года теплоснабжение потребителей в контуре Новоильинской газовой котельной в Новоильинском районе города Новокузнецка организовано путем генерации и реализации тепловой энергии обществом с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация".
Постановлениями региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27 сентября 2016 года и 25 октября 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии и на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке города Новокузнецка, на период с 28 сентября 2016 года по 31 декабря 2019 года, а также долгосрочные тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии, на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке города Новокузнецка, на теплоноситель и на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке города Новокузнецка, на период с 28 сентября 2016 года по 31 декабря 2019 года.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом местного самоуправления, в пределах своих полномочий и с соблюдением процедуры принятия.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемая по настоящему административному делу норма ограничивает размер субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса объемом финансовой помощи, определенном по результатам конкурса на право заключения договора аренды на объекты коммунального комплекса, находящиеся в муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа, одним из критериев которого являлся объем финансовой поддержки, необходимой организации коммунального комплекса и предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием коммунальных услуг с использованием объектов коммунального комплекса, что противоречит положениям федерального законодательства, устанавливающим принцип полной компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей, и которые не ставят размер такой компенсации в зависимость от устанавливаемых органом местного самоуправления критериев конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности.
С такими выводами суда первой инстанции Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не согласна.
Согласно пункту 1, подпункту 3 пункта 2 и подпункту 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Пунктами 1 и 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 18 этого же федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении" определено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Частью 5 статьи 28.1 этого же федерального закона закреплено, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
Частью 7 статьи 28.1 указанного федерального закона установлено, что конкурсная документация формируется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 11 статьи 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении" в качестве критериев конкурса устанавливаются: объем финансовой поддержки, необходимой арендатору и предоставляемой арендодателем в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием объектов теплоснабжения; долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в соответствии с частью 14 настоящей статьи.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выплата субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса в объеме финансовой помощи, определенном по результатам конкурса на право заключения договора аренды на объекты коммунального комплекса, находящиеся в муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа, одним из критериев которого являлся объем финансовой поддержки, необходимой организации коммунального комплекса и предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием коммунальных услуг с использованием объектов коммунального комплекса, положениям Федерального закона "О теплоснабжении" и других нормативных правовых актов не противоречит, и Новокузнецкий городской совет народных депутатов был вправе установить такой порядок возмещения затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса, способ и размер выплаты субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса.
Как видно из конкурсной документации, содержащей в материалах административного дела, в конкурсном предложении общества с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" об условиях исполнения договора аренды газовой котельной с оборудованием и объектами инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения услугами теплоснабжения населения и прочих потребителей Новоильинского района города Новокузнецка, которые необходимо выполнить в отношении муниципального имущества, права на которое передается по договору, был установлен объем финансовой поддержки, необходимой арендатору в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием объектов теплоснабжения (на отопление и горячее водоснабжение), в размере 1 865,64 тыс. руб. в первый год, 3 017,72 тыс. руб. во второй год, 3 340,81 тыс. руб. в третий год и 3 478,79 тыс. руб. в четвертый год. Также в качестве критериев конкурса были установлены долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: базовый уровень операционных расходов; показатели энергосбережения и энергетической эффективности; удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии; нормативный уровень прибыли.
То есть конкурсное предложение общества с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" соответствовало критериям конкурса.
Общество с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" было согласно заключить договор аренды газовой котельной с оборудованием и объектами инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения услугами теплоснабжения населения и прочих потребителей Новоильинского района города Новокузнецка, в соответствии с требованиями конкурсной документации и на условиях, которые общество с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" представило в своем конкурсном предложении.
Одним из требований конкурсной документации о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды газовой котельной с оборудованием и объектами инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения услугами теплоснабжения населения и прочих потребителей Новоильинского района города Новокузнецка, являлось недопущение использования иных критериев оценки заявок на участие в конкурсе (пункт 12.12 конкурсной документации).
В случае, если конкурс признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в конкурсе либо признания участником конкурса только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе, в случае, если данная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, а также с лицом, признанным единственным участником конкурса, организатор конкурса обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса (пункт 14.1 конкурсной документации).
Договор аренды газовой котельной с оборудованием и объектами инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения услугами теплоснабжения населения и прочих потребителей Новоильинского района города Новокузнецка, от 12 сентября 2016 года с обществом с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" был заключен как с единственным участником конкурса.
Пунктом 8.3 данного договор закреплено, что объем финансовой поддержки в целях возмещения недополученных доходов арендатора в связи с оказанием услуг теплоснабжения населению и прочим потребителям Новоильинского района города Новокузнецка с использованием газовой котельной обеспечивается балансодержателем ежемесячно в течение всего срока действия договора.
Указанный договор имеет долгосрочный характер, заключен на четыре года и содержит условия о порядке возмещения затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса, способе и размере выплаты субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса, также имеющей долгосрочный характер.
5 декабря 2016 года между комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка и обществом с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса, предметом которого является порядок предоставления субсидии из средств бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат получателя субсидии в связи с применением государственных регулируемых цен и установлением меры социальной поддержки путем утверждения Новокузнецким городским Советом народных депутатов размера платы граждан за коммунальные услуги отопления горячего водоснабжения, не обеспечивающего возмещения затрат получателя субсидии.
Пунктом 1.3 данного соглашения закреплено, что целью предоставления субсидии является возмещение затрат, возникающих у получателя субсидии в связи с применением государственных регулируемых цен и установлением меры социальной поддержки путем утверждения Новокузнецким городским Советом народных депутатов размера платы граждан за коммунальные услуги отопления горячего водоснабжения, не обеспечивающего возмещения затрат получателя субсидии.
Плановый размер субсидии на период с 12 сентября 2016 года по 11 сентября 2017 года составляет 1 865 640 рублей (пункт 3.1 этого же соглашения).
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация", заключив договор аренды муниципального имущества от 12 сентября 2016 года, согласилось с установленным данным договором порядком возмещения затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса, способом и размером выплаты субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса.
Кроме этого, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что согласно пункту 8.4 вышеназванного договора аренды муниципального имущества от 12 сентября 2016 года отношения сторон, возникающие при исполнении договора и не урегулированные договором, регулируются действующим законодательством Российской Федерации.
Все споры и разногласия, возникающие между сторонами по условиям договора, при его исполнении, разрешаются сторонами в порядке досудебного урегулирования. Если стороны не пришли к соглашению, то названные разногласия разрешаются в судебном порядке путем обращения в арбитражный суд Кемеровской области (пункт 8.6 этого же договора).
Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28.1 и 28.2 Федерального закона "О теплоснабжении" и статьи 41.1 и 41.2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О теплоснабжении" дополнена пунктом 6, исходя из которого договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен включать в себя существенное условие о порядке возмещения расходов арендатора, которые подлежат возмещению арендатору в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, но не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды, в случае, если поставка арендатором производимых товаров, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 279-ФЗ).
При таких обстоятельствах в случае, если расходы общества с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация", которые подлежат ему, как арендатору, возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды от 12 сентября 2016 года, общество с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" не лишено возможности разрешить данный вопрос согласно пункту 8.6 указанного договора.
Таким образом, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что права общества с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, оспариваемой по настоящему административному делу нормой не нарушены, данная норма нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, поэтому оснований для удовлетворения административного иска не имелось. Обжалуемое решение суда принято на основе неправильного применения норм материального права, а потому является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кемеровского областного суда от 28 февраля 2017 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская Тепловая Генерация" об оспаривании примечания к приложению 2 "Размер субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса", утверждённому решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23 июня 2015 года N 7/79 "О мере социальной поддержки и размерах субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа, на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса" отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2017 г. N 81-АПГ17-7
Текст определения официально опубликован не был