Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2017 г. N 89-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Галкина С.В. о признании недействующим решения Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 "О правилах землепользования и застройки города Тюмени" в части установления территориальной зоны ОД-2 для земельного участка с кадастровым номером ... (в редакции решения Тюменской городской Думы N 1101 от 29 августа 2013 г.), по апелляционным жалобам Тюменской городской Думы, Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, Администрации г. Тюмени на решение Тюменского областного суда от 21 марта 2017 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Тюменской городской Думы Дзумана И.Д., представителя Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени Дубровиной Я.В., представителя Администрации г. Тюмени Поршневой М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Галкин С.В. обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 "О правилах землепользования и застройки города Тюмени" в части установления территориальной зоны ОД-2 для земельного участка с кадастровым номером ..., по адресу: г. ..., в редакции решения Тюменской городской Думы N 1101 от 29 августа 2013 г., исключающей для данной территориальной зоны вид условно-разрешенного использования земельного участка "для размещения индивидуальной жилой застройки в соответствии с характеристиками планируемого развития жилых функциональных зон согласно Генеральному плану города Тюмени".
Решением Тюменского областного суда от 21 марта 2017 г. заявление административного истца удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Тюменская городская Дума, Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, Администрация г. Тюмени обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное толкование норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В судебное заседание представители административного истца, прокуратуры Тюменской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.
Тюменской городской Думой решением от 30 октября 2008 г. N 154 утверждены Правила землепользования и застройки города Тюмени.
Решением Тюменской городской Думы от 28 июня 2012 г. N 894 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154", внесены изменения, в части корректировки карты градостроительного зонирования территории применительно к земельному участку по адресу: ул. ..., в результате изменена территориальная зона ИТ-3 на зону ОД-2.
Решением Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 г. N 1101 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154" внесены изменения, которыми в том числе из условно-разрешенных видов использовании земельных участков территориальной зоны ОД-2, был исключен вид "для размещения индивидуальной жилой застройки в соответствии с характеристиками планируемого развития жилых функциональных зон согласно Генеральному плану города Тюмени".
Как следует из материалов дела, Галкину С.В. принадлежит на праве собственности одноэтажный жилой дом, общей площадью 54 кв.м (лит. ...) и земельный участок с кадастровым номером ..., по адресу: г. ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальный жилой дом и хозяйственно-бытовые строения, площадью 488 кв.м, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
В соответствии с внесенными изменениями в Правила землепользования и застройки города Тюмени, земельный участок отнесен к территориальной зоне ОД-2 - зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения для формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром функций, ориентированных на удовлетворение потребностей населения, из территориальной зоны ОД-2, где расположен земельный участок истца, исключен условно-разрешенный вид использования земельного участка "для размещения индивидуальной жилой застройки в соответствии с характеристиками планируемого развития жилых функциональных зон согласно Генеральному плану Тюмени". В результате Галкин С.В. лишился возможности осуществить строительство жилого дома, либо его реконструкцию.
В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Как следует из представленных материалов, согласно генеральному плану г. Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 г. N 9, земельный участок истца находится в двух функциональных зонах - зоне многоэтажной жилой застройки и в зоне улично-дорожной сети, что подтверждено в судебном заседании первой инстанции начальником отдела генерального плана Департамента земельный отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени.
В силу требований части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1, статьи 34 и 35 Градостроительного кодекса, пункта 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150.
Таким образом, Правила землепользования и застройки города Тюмени в редакциях решений от 28 июня 2012 г. N 894 и от 29 августа 2013 г. N 1101, в части отнесения земельного участка истца к общественно-деловой территориальной зоне ОД-2, предназначенной для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, не соответствуют требованиям генерального плана городского округа г. Тюмень и противоречат статьям 31, 34 Градостроительного кодекса.
Довод изложенный в апелляционных жалобах административных ответчиков о том, что на основании заявления административного истца решением Тюменской городской Думы от 28 июня 2012 г. земельный участок отнесен к территориальной зоне ОД-2, отклоняется, поскольку изменение правил землепользования и застройки должно проводится независимо от того кто обратился, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тюменского областного суда от 21 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Тюменской городской Думы, Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, Администрации г. Тюмени - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2017 г. N 89-АПГ17-3
Текст определения официально опубликован не был