Письмо Министерства юстиции РФ от 16 июня 2017 г. N 08-71886/17
Департаментом конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления в связи с поступающими обращениями территориальных органов Минюста России по вопросу правомерности включения в уставы муниципальных образований положений об использовании официальных сайтов органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (сетевых изданий) в качестве безальтернативных источников официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов сформулирована следующая позиция.
Пунктом 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления отнесено учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов таких актов и доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации.
Использование в этих целях сетевых средств массовой информации федеральным законодателем не предусмотрено.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Основным требованием, предъявляемым к опубликованию нормативных правовых актов, является критерий общедоступности, предполагающий доступ к распространяемой информации без необходимости применения специальных технических средств.
В связи с неравномерным уровнем распространения информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ограниченных возможностей доступа к данной сети некоторых категорий граждан, использование сетевых средств массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов нельзя признать полностью отвечающим названному требованию.
Таким образом, муниципальные нормативные правовые акты должны быть опубликованы в печатном средстве массовой информации. Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления придерживается аналогичной позиции (URL:http://komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/052052057124057050049.html).
Кроме того, отмечаем, что орган местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" не может быть учредителем (соучредителем) другого средства массовой информации кроме печатного издания, что подтверждается практикой отказов в государственной регистрации официальных сайтов органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в качестве сетевых средств массовой информации.
Анализ законодательства позволяет сделать вывод о вспомогательном значении электронного способа распространения официальной информации, в том числе текстов муниципальных правовых актов, по отношению к печатному.
На основании изложенного и с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации (Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 N 43-АПГ16-14), официальный сайт органа местного самоуправления не может являться единственным источником официального опубликования муниципальных правовых актов.
Сообщаем, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона N 916396-6 "О внесении изменений в статьи 17 и 68 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 7 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", предусматривающий наделение органов местного самоуправления полномочием выступать учредителями (соучредителями) муниципальных сетевых средств массовой информации, созданных для целей опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации.
В соответствии с официальной позицией Правительства Российской Федерации (прилагается) официальное опубликование таких актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" будет возможно в случае если условия допустимости опубликования муниципальных правовых актов в сетевых изданиях, возможность учреждения таких изданий органами местного самоуправления, а также особенности порядка такого опубликования будут предусмотрены статьей 47 Федерального закона N 131-ФЗ.
С учетом изложенного наличие в уставе муниципального образования положения, допускающего использование официального сайта органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (сетевого издания) в качестве единственного или альтернативного источника официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, является противоречием федеральному законодательству.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
А.А. Корнеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В уставе муниципального образования может быть положение, допускающее использование сайта органа МСУ (сетевого издания) в качестве единственного или альтернативного источника официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов.
Сообщается, что наличие такого положения противоречит законодательству.
Официальное опубликование названных актов в сети Интернет будет возможно в случае внесения поправок в Закон об общих принципах организации МСУ. Они должны устанавливать условия допустимости опубликования муниципальных правовых актов в сетевых изданиях, возможность учреждения таких изданий органами МСУ, а также особенности порядка такого опубликования.
Письмо Министерства юстиции РФ от 16 июня 2017 г. N 08-71886/17
Текст письма официально опубликован не был