Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2017 г. N 65-АПГ17-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Международная агропромышленная компания" о признании недействующим в части Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" Еврейской автономной области, утвержденного решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области от 25 декабря 2014 г. N 42 (с изменениями от 28 мая 2015 г. N 95, от 14 декабря 2015 г. N 135, от 30 ноября 2016 г. N 201), по апелляционной жалобе Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области на решение суда Еврейской автономной области от 17 марта 2017 г., которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Международная агропромышленная компания" обратилось в суд Еврейской автономной области с административным исковым заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) о признании недействующим со дня принятия пункта 1.1 части 1 Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" ЕАО (далее - Порядок), утвержденного решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области от 25 декабря 2014 г. N 42 (с изменениями от 28 мая 2015 г. N 95, от 14 декабря 2015 г. N 135, от 30 ноября 2016 г. N 201), в части установления расчета арендной платы в соответствии со средним значением удельного показателя кадастровой стоимости, а также подпункта "б" пункта 1.1 части 1 Порядка.
Решением суда Еврейской автономной области от 17 марта 2017 г. административный иск удовлетворен, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.1 части 1 Порядка в части установления расчета арендной платы в соответствии со средним значением удельного показателя кадастровой стоимости и подпункт "б" пункта 1.1 части 1 Порядка.
В апелляционной жалобе Собрание депутатов Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Еврейской автономной области представлены возражения.
Представители Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области, общества с ограниченной ответственностью "Международная агропромышленная компания", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Международная агропромышленная компания" на основании договоров аренды от 22 июня 2011 г. N 22д, от 22 июня 2011 г. N 23д, 12 ноября 2012 г. N 51д, заключенных между обществом и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области, является арендатором земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения (пашня), расположенных на территории Октябрьского района Еврейской автономной области.
Собственником указанных земельных участков является муниципальное образование "Октябрьский муниципальный район" Еврейской автономной области.
Решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области от 25 декабря 2014 г. N 42 утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" Еврейской автономной области.
Данное решение опубликовано 31 декабря 2014 г. в газете "Октябрьские зори", N 51(5457).
Решениями Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области от 28 мая 2015 г. N 95, от 14 декабря 2015 г. N 135, от 30 ноября 2016 г. N 201 в Порядок внесены изменения, которые опубликованы в газете "Октябрьские зори" от 19 июня 2015 г. N 23(5480), от 30 декабря 2015 г. N 51(5508), от 17 февраля 2017 г. N 6(5564).
Согласно части 1 Порядка размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Октябрьский муниципальный район", определяется договором аренды.
Размер арендной платы устанавливается в годовом исчислении и рассчитывается в процентах:
за земельные участки сельскохозяйственного назначения определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения (по видам (группам) использования земель) в соответствии со средним значением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденным постановлением правительства Еврейской автономной области от 29.11.2012 г. N 680-пп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Еврейской автономной области":
б) 6,5 процента - в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленного субъектам малого и среднего предпринимательства под пашню.
При рассмотрении спора суд первой инстанции, проанализировав нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельного кодекса Российской Федерации, Устава муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" Еврейской автономной области, оценив представленные в материалы дела доказательства, сделал вывод, что оспариваемый нормативный акт не соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что данный вывод является правильным, а доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Частью 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в число которых входят: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Согласно материалам дела подпункт "б" пункта 1.1 части 1 Порядка, устанавливающий арендную плату в размере 6,5 процента кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленного субъектам малого и среднего предпринимательства под пашню, принят Собранием депутатов Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области на основании информации, согласно которой при достижении сельхозпроизводителями плановых показателей по урожайности сельскохозяйственных культур, уровня товарности, уровень рентабельности производства сои и зерновых при арендной плате 6,5 процента от средней кадастровой стоимости составит 30 процентов и 48,4 процента соответственно для субъектов малого и среднего предпринимательства. Предлагаемый размер арендной платы позволит увеличить себестоимость продукции на планируемую прибыль (рентабельность) в пределах общепринятых норм.
Между тем данная информация не содержит многофункционального анализа характеристик земельных участков, анализа финансовых результатов деятельности сельхозпредприятий, тенденции развития малого бизнеса, не содержит расчета ставок арендной платы с учетом иных экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, в том числе прогнозного уровня инфляции.
Таким образом, ставка арендной платы, установленная подпунктом "б" пункта 1.1 части 1 Порядка, противоречит основным принципам определения арендной платы земельных участков, в связи с чем данное положение нормативного акта обоснованно признано недействующим.
Довод административного ответчика об отсутствии правовой неопределенности пункта 1.1 части 1 Порядка является несостоятельным, поскольку содержащиеся в нем нормативные предписания об установлении размера арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения на основании кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения (по видам (группам) использования земель) в соответствии со средним значением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденным постановлением правительства Еврейской автономной области от 29 ноября 2012 г. N 680-пп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Еврейской автономной области", не отвечают критериям ясности, недвусмысленности, допускают неоднозначное толкование.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение суда Еврейской автономной области от 17 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2017 г. N 65-АПГ17-1
Текст определения официально опубликован не был