Определение Верховного Суда РФ от 17 августа 2017 г. N 307-ЭС17-9159
Судья Верховного Суда Российской Федерации Р.А. Хатыпова,
изучив материалы истребованного дела и кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройплощадка" (далее - общество)
на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.05.2016, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2017 по делу N А05-552/2016, установил:
администрация муниципального образования "Город Архангельск" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу о взыскании 14 459 руб. 31 коп. неустойки, начисленной за период с 30.06.2015 по 03.07.2015.
Определением от 15.03.2016 судом принят к рассмотрению встречный иск общества о взыскании с администрации 161 658 руб. 70 коп. штрафа.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24.05.2016 иск администрации удовлетворен, во встречном иске отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2017, принят отказ общества от встречного иска, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречного иска отменено, производство по встречному иску прекращено, решение суда в остальной части оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права в части взыскания неустойки.
14.06.2017 дело N А05-552/2016 истребовано из Арбитражного суда Архангельской области.
Согласно части 7 статьи 291.6, статье 291.11 АПК РФ кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о наличии оснований для передачи жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами, 08.06.2015 между мэрией города Архангельска, действующей в интересах муниципального образования "Город Архангельск" (заказчик, в настоящее время - администрация) и обществом (подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона был заключен муниципальный контракт N 26-Д на выполнение работ по ремонту объектов дорожной инфраструктуры муниципального образования "Город Архангельск" (далее - муниципальный контракт, контракт).
Цена контракта определена по результатам торгов в форме аукциона в электронной форме и составляет 8 082 935 руб. 18 коп. (пункт 2.1).
Срок завершения работ установлен пунктом 3.1 контракта не позднее 21 календарного дня с даты подписания контракта.
Ссылаясь на то, что работы по муниципальному контракту были завершены с нарушением установленных сроков, администрация 23.11.2015 направила в адрес общества требование об уплате неустойки в размере 14 459 руб. 31 коп. за период с 30.06.2015 по 03.07.2015 на основании пунктов 7.4 - 7.5 контракта.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения администрации с иском в суд.
В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ) в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск администрации, руководствовался статьями 329, 330, 401, 702, 708, 716, 763 ГК РФ, пунктами 4, 7-8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
При этом суд исходил из доказанности факта нарушения подрядчиком сроков выполнения работ с 30.06.2015 по 03.07.2015 (4 дня), признав не состоятельным довод ответчика о невозможности проведения работ в связи с неблагоприятными погодными условиями.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы общества о необходимости списания начисленной неустойки, указал на то, что правовые основания для применения постановлений Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 и от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 (2016) году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - постановления N 196 и 190) отсутствуют, списание заказчиком неустойки может быть произведено лишь при наличии подписанного сторонами акта сверки неуплаченных штрафных санкций; до обращения с исковым заявлением в суд общество не подтверждало наличия задолженности, оплачивать в добровольном порядке штрафные санкции отказалось, актов сверки расчетов, подтверждающих наличие задолженности по уплате штрафных санкций, в адрес истца не направляло; ввиду отсутствия подписанного со стороны общества акта сверки одностороннее решение о списании долга не могло быть принято.
Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции, отметив, что ответчик не подтвердил наличия задолженности по уплате неустойки, в суде оспаривал правомерность начисления неустойки, в связи с чем основания для ее списания отсутствуют.
При этом суд округа сослался на Порядок осуществления заказчиком соответственно в 2015 и 2016 годах списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения муниципальных нужд муниципального образования "Город Архангельск", утвержденный распоряжениями директора департамента финансов мэрии города Архангельска от 02.10.2015 N 40р и от 31.03.2016 N 20р.
Заявитель в кассационной жалобе указывает, что работы были выполнены им в полном объеме в 2015 году, сумма неустойки составила менее 5% от цены контракта и в соответствии с постановлением N 190 она подлежит безусловному списанию.
Как указывает заявитель, согласно положениям постановления N 190 списание неустоек - это односторонний акт заказчика, который происходит без каких-либо заявлений со стороны должника; именно заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 4 постановления N 190.
Заявитель обращает внимание на то, что требование заказчика об уплате неустойки не содержало информации о возможном списании неустойки.
Приведенные доводы жалобы заявителя о существенном нарушении судами норм права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу заявителя с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройплощадка" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.05.2016, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2017 по делу N А05-552/2016 передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы на 7 сентября 2017 года на 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Р.А. Хатыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 17 августа 2017 г. N 307-ЭС17-9159 по делу N А05-552/2016
Текст определения официально опубликован не был