Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 июля 2017 г. N 03-04-06/45619
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг и при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами и в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что Общество оказывает брокерские услуги на основании договоров на брокерское обслуживание, в рамках которых приобретает для клиентов ценные бумаги через российского организатора торговли (биржу), в том числе в режиме переговорных сделок.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является, в частности, материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг. При этом в соответствии с пунктом 4 данной статьи налоговая база определяется в таких случаях как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учётом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены в соответствии с абзацем седьмым пункта 4 статьи 212 Кодекса устанавливаются Банком России по согласованию с Минфином России.
До принятия Банком России согласованного с Минфином России порядка определения рыночной цены ценных бумаг применяется Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчётной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Порядок), утверждённый приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н, в соответствии с пунктом 2.1 которого рыночная цена ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, определяется как средневзвешенная цена рассчитываемая в установленном порядке российским организатором торговли на рынке ценных бумаг (фондовой биржей) по итогам каждого торгового дня, с учётом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг.
При этом согласно пункту 3 Порядка рыночная цена ценной бумаги может быть рассчитана организатором торговли на рынке ценных бумаг (фондовой биржей), в том числе по сделкам с ценной бумагой, совершенным в отдельных режимах торгов (секциях) такого организатора торговли (фондовой биржи).
В соответствии с пунктом 5 Порядка предельная граница колебаний рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется в следующем порядке:
1) в сторону повышения - от рыночной цены ценной бумаги до максимальной цены сделки с ценной бумагой, совершенной на торгах данного организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, или иностранной фондовой биржи;
2) в сторону понижения - от рыночной цены ценной бумаги до минимальной цены сделки с ценной бумагой, совершенной на торгах данного организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, или иностранной фондовой биржи.
Таким образом, предельные границы колебания рыночной цены ценных бумаг определяются минимальной и максимальной ценой сделок, совершенных на торгах с соответствующими ценными бумагами.
В случае совершения операций с ценными бумагами в режиме переговорных сделок, предельные границы колебания рыночной цены ценных бумаг определяются минимальной и максимальной ценой с учётом всех сделок, осуществлённых в различных режимах, включая режим переговорных сделок.
В таком же порядке определяются предельные границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, в целях определения в соответствии с абзацем четвёртым пункта 12 статьи 214.1 Кодекса суммы отрицательного финансового результата, уменьшающей финансовый результат по операциям с ценными бумагами, осуществлённым, в том числе, в режиме переговорных сделок.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.