Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 августа 2017 г. N 03-03-06/3/50062
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения о порядке учета доходов, поступающих товариществам собственников жилья (ТСЖ) при применении ими общей системы налогообложения, и сообщает следующее.
Доходы, не учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Перечень таких доходов является закрытым.
На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Следовательно, на основании данной нормы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами, в частности, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), поступившие безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, по перечню таких поступлений, поименованных в данном пункте.
Таким образом, основные условия, при которых данные поступления не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль у некоммерческих организаций, это их безвозмездное поступление на содержание и ведение уставной деятельности.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
ТСЖ, аккумулируя на расчетном счете обязательные платежи, предусмотренные пунктом 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные с оплатой коммунальных услуг, в дальнейшем перечисляет их ресурсоснабжающим организациям. То есть оказывает членам ТСЖ услугу. В этой связи данные платежи не могут быть признаны в качестве целевых поступлений в смысле, придаваемом таким поступлениям нормой пункта 2 статьи 251 НК РФ (в качестве взносов на содержание и ведение уставной деятельности).
Плата членов ТСЖ за коммунальные услуги, перечисляемая на расчетный счет ТСЖ, является выручкой от реализации и учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке. При этом и расходы, связанные с перечислением данных платежей ресурсоснабжающим организациям, также учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Таким образом, дополнительного налогообложения поступивших на расчетный счет ТСЖ средств за коммунальные услуги не происходит.
В случае если деятельность ТСЖ, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью (то есть закупка коммунальных услуг осуществляется по поручению собственников помещений в многоквартирном доме), то на основании положений подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ денежные средства за коммунальные услуги, поступившие на расчетный счет ТСЖ, а также расходы, связанные с перечислением ТСЖ данных платежей ресурсоснабжающим организациям, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В данном случае доходом ТСЖ будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.