Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 августа 2017 г. N 03-12-12/2/52171
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной статьи, обязаны уведомлять налоговый орган по месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса:
1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). Доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 Кодекса;
2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25.13 Кодекса контролирующими лицами иностранной структуры без образования юридического лица являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 10 или 12 статьи 25.13 Кодекса.
Пунктом 12 статьи 25.13 Кодекса установлено, что контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица в целях Кодекса также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;
2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).
На основании пункта 8 статьи 25.13 Кодекса осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в целях Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.
Таким образом, если лицо, в том числе при соблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 12 статьи 25.13 Кодекса, при этом не осуществляет контроль над иностранной структурой без образования юридического лица, то, соответственно, такое лицо в целях Кодекса не признается контролирующим лицом такой иностранной структуры.
В свою очередь, распространение на таких лиц обязанности налогоплательщиков в соответствии с пунктом 3.1 статьи 23 Кодекса по уведомлению налогового органа Кодексом не предусмотрено.
Кроме того, обращаем внимание, что лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица в порядке, установленном пунктом 13 статьи 25.13 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.