Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение по вопросу налогообложения налогом на прибыль организаций доходов товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищных и жилищно-строительных кооперативов (далее - жилищный кооператив) и сообщает следующее.
В соответствии с гражданским законодательством ТСЖ и жилищные кооперативы являются юридическими лицами. В связи с чем, и в силу положений пункта 2 статьи 11 и пункта 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) они являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно нормам статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная прибыль, определяемая налогоплательщиками - российскими организациями как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
К доходам в целях главы 25 Кодекса относятся доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые, соответственно, в порядке, установленном статьями 249 и 250 Кодекса. При этом налогоплательщики не учитывают доходы, закрытый перечень которых приведен в статье 251 Кодекса.
В частности, согласно пункту 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, которым относятся средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Кроме того, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), указанные в пункте 2 статьи 251 Кодекса, на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К ним относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 251 Кодекса установлено, что к целевым поступлениям, не учитываемым в целях налогообложения, относятся также использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям. Поскольку ТСЖ и жилищные кооперативы не являются учреждениями в соответствии с гражданским законодательством, на них не распространяется данная норма Кодекса.
Таким образом, ТСЖ и жилищные кооперативы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают: взносы участников (членов), средства собственников, поступающих на счета ТСЖ и жилищных кооперативов на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также производимые их членами отчисления на формирование в установленном статьей 324 Кодекса порядке резерва.
Иные поступления ТСЖ и жилищным кооперативам от их членов и иных физических и юридических лиц подлежат учету при налогообложении прибыли в общеустановленном порядке.
При этом ТСЖ и жилищными кооперативами учитываются обоснованные документально подтвержденные расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода (статья 252 Кодекса), в частности, расходы на приобретение коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг.
В силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлений правительства Российской Федерации, регулирующих порядок оказания коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями коммунальных услуг могут быть, в том числе ТСЖ и жилищные кооперативы. Таким образом, в общем случае выручка от реализации таких услуг на основании пункта 1 статьи 249 Кодекса является налогооблагаемым доходом ТСЖ (жилищного кооператива).
Одновременно следует отметить, что налоговые последствия, связанные с оказанием указанными организациями коммунальных услуг, в каждом случае зависят от договорных отношений между участниками - собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах, ТСЖ (жилищными кооперативами), управляющими и ресурсоснабжающими организациями.
Действительный государственный |
С.А. Аракелов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.