1. Основные положения
Наименование направления |
Реформа контрольно-надзорной деятельности |
||
Краткое наименование проекта |
Предупреждение и профилактика коррупции |
Срок начала и окончания проекта |
21 февраля 2017 г. - 31 декабря 2025 г. |
Куратор проекта |
С.Э. Приходько - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации |
||
Старшее должностное лицо (СДЛ)* |
М.А. Абызов - Министр Российской Федерации |
||
Функциональный заказчик |
Проектный комитет |
||
Руководитель проекта |
А.А. Черкасов, Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации |
||
Исполнители и соисполнители мероприятий проекта |
Минэкономразвития России Минкомсвязь России Минтруд России Минюст России Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции, - участники реализации приоритетной программы (утвержденные протоколом заседания Президиума от 19 октября 2016 г. N 8): МЧС России, ФАС России, ФНС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор, ФТС России Министерства, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в сфере осуществления контрольно-надзорных функций участниками реализации приоритетной программы: Минприроды России, Минсельхоз России, Минздрав России, Минпромторг России, Минтранс России, Минфин России, Минтруд России Иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия по согласованию Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Общественные объединения предпринимателей (ОПОРА РОССИИ, Деловая Россия, РСПП, ТПП РФ, отраслевые объединения) Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации Всероссийский научно-исследовательский институт труда Минтруда России |
||
Разработчик паспорта проекта |
Минтруд России |
2. Содержание приоритетного проекта
Цель проекта |
Сформирована система антикоррупционной работы в федеральных органах исполнительной власти - участниках программы, позволяющая проводить комплексную оценку и минимизацию коррупционных рисков при осуществлении контрольно-надзорных функций |
|||||||
Показатели проекта и их значения по годам |
Показатель |
Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня) |
Базовое значение* |
Период, год |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2025 |
||||
Количество федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в которых проведена оценка коррупционных рисков |
основной |
0 |
12 |
12** |
12** |
12** |
12** |
|
Доля коррупционных рисков, по которым установлена категоризация исходя из критериев их вероятности возникновения и возможного вреда |
основной |
0 |
25% |
100% |
100% |
100% |
100% |
|
Доля минимизированных коррупционных рисков |
основной |
0 |
10% |
35% |
45% |
55% |
90% |
|
Доля федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности, исполнение контрольно-надзорных полномочий по которым связано с высоким уровнем коррупционного риска, и подлежащих в связи с этим обязательной ротации, с которыми заключены срочные служебные контракты в связи с замещением должности в порядке ротации |
основной |
- |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
|
Снижение индекса восприятия уровня коррупции в контрольно-надзорной деятельности |
основной |
100*** |
90 |
65 |
55 |
45 |
15 |
|
Результаты проекта |
Этап I (2017 год) Минтрудом России: разработаны Методические рекомендации по составлению карты коррупционных рисков и их минимизации, предусматривающие дифференциацию коррупционных рисков с учетом уровня принятия управленческих решений, включающую риски при организации контрольно-надзорных мероприятий в центральном аппарате федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, на уровне руководителя территориального органа, инспекторов и работников подведомственных организаций; проведен мониторинг и подготовлен обзор практики привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений и преступлений коррупционной направленности федеральных государственных служащих (далее - государственных служащих) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия; разработаны Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих. Минтрудом России совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации организовано проведение социологического исследования уровня коррупции в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (в дальнейшем - ежегодно). Минтрудом России совместно с общественными объединениями предпринимателей и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей подготовлена брошюра для подконтрольных субъектов по мерам, которые могут быть приняты в целях исключения рисков коррупции при взаимодействии с контрольно-надзорными органами. Минкомсвязью России совместно с Минтрудом России организовано проведение конкурса журналистских публикаций в области противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (в дальнейшем - ежегодно). Минюстом России совместно с Минтрудом России приняты меры по повышению эффективности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов с учетом специфики контрольно-надзорной деятельности, включающие совершенствование порядка проведения данной экспертизы, а также методическое обеспечение указанной работы. Минэкономразвития России совместно с Минтрудом России и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей организовано взаимодействие с общественными объединениями предпринимателей по вопросам противодействия коррупции в контрольно-надзорной деятельности в рамках рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. 12 федеральными органами исполнительной власти - участниками программы: утверждены карты коррупционных рисков, дифференцированных с учетом уровня принятия управленческих решений (далее - карты коррупционных рисков), включающих риски при организации контрольно-надзорных мероприятий в центральном аппарате федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, на уровне руководителя территориального органа, инспекторов и работников подведомственных организаций; на основании подготовленных карт коррупционных рисков реализован комплекс правовых и организационных мероприятий по минимизации выявленных коррупционных рисков, учитывающий особенности коррупционных рисков, возникающих на разных уровнях принятия управленческих решений, включая: корректировку нормативных правовых актов, в том числе порядков и административных регламентов осуществления контрольно-надзорных функций и иных правовых актов в целях упорядочивания административных процедур, исключения противоречий и пробелов в правовом регулировании, создающих коррупционные риски; регламентацию организационных процессов контрольно-надзорной деятельности; минимизацию степени усмотрения при принятии решений должностными лицами посредством установления четких оснований и критериев принятия решений; обеспечение прозрачности, понятности и выполнимости административных процедур; ограничение возможности неоднократного проведения проверок в отношении подконтрольного субъекта одним и тем же инспектором; сокращение количества дней на подготовку гражданам и организациям разъяснений законодательства Российской Федерации в сфере контроля (надзора), в том числе в целях защиты прав субъектов контроля (надзора); оснащение инспекторского состава техническими средствами фото-, видео- и аудиозаписи при проведении выездных проверок, а также создание условий для приобщения к материалам проверки фото-, видео- и аудиозаписей, предоставленных подконтрольным субъектом; организацию проведения регулярного мониторинга информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных федеральными государственными служащими, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации; разработку и (или) внесение изменения в ведомственные нормативные правовые акты по организации механизма ротации, в том числе в части корректировки перечня должностей, связанных с высоким уровнем коррупционного риска, по которым предусматривается ротация; информирование подконтрольных субъектов о последствиях совершения коррупционных правонарушений и преступлений коррупционной направленности (далее - комплекс правовых и организационных мер по минимизации коррупционных рисков); реализован комплекс профилактических мероприятий, направленный на соблюдение установленных антикоррупционных запретов, ограничений и требований лицами, замещающими должности, связанные с высоким коррупционным риском, а также формирование у таких лиц нетерпимого отношения к проявлениям коррупции; организовано обучение и иные мероприятия по профессиональному развитию по антикоррупционной тематике для не менее 30 тыс. сотрудников подразделений (должностных лиц), ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также для лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, связанные с высоким коррупционным риском; принято участие в организации проведения социологического исследования уровня коррупции в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (в дальнейшем - ежегодно). Этап II (2018 год) Минтрудом России: проведен мониторинг практики привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений и преступлений коррупционной направленности государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, а также уточнение соответствующего обзора; проведен мониторинг и подготовлен обзор наиболее распространенных коррупционных рисков и видов коррупционных правонарушений, возникающих при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, с учетом стандартизации рисков в зависимости от критериев их вероятности возникновения и возможного вреда; обобщены лучшие практики в области подготовки карт коррупционных рисков с учетом стандартизации рисков в зависимости от критериев вероятности их возникновения и возможного вреда; проведен мониторинг осуществления ротации в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (в дальнейшем - ежегодно). Минтрудом России совместно с общественными объединениями предпринимателей и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей реализован комплекс мер, направленных на мотивирование подконтрольных субъектов к принятию антикоррупционных мер. В федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (с учетом пересмотра участников приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в 2018 году): утверждены карты коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия; на основании подготовленных карт коррупционных рисков утвержден комплекс правовых и организационных мероприятий по минимизации выявленных коррупционных рисков; продолжена ротация государственных служащих с учетом подготовленных карт коррупционных рисков; реализован комплекс профилактических мероприятий, направленный на соблюдение установленных антикоррупционных запретов, ограничений и требований лицами, замещающими должности, связанные с высоким коррупционным риском, а также формирование у таких лиц нетерпимого отношения к проявлениям коррупции; организовано обучение и иные мероприятия по профессиональному развитию по антикоррупционной тематике для не менее 30 тыс. сотрудников подразделений (должностных лиц), ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также для лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, связанные с высоким коррупционным риском; принято участие в организации проведения социологического исследования уровня коррупции в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия. Этап III (2019-2025 годы): Реализован комплекс правовых и организационных мероприятий по минимизации выявленных коррупционных рисков, в том числе комплекс профилактических мероприятий, направленный на соблюдение установленных антикоррупционных запретов, ограничений и требований лицами, замещающими должности, связанные с высоким коррупционным риском, а также формирование у таких лиц нетерпимого отношения к проявлениям коррупции. Проведено обучение и иные мероприятия по профессиональному развитию по антикоррупционной тематике для сотрудников подразделений (должностных лиц), ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также для лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, связанные с высоким коррупционным риском. Проведено социологическое исследование уровня коррупции в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия. |
|||||||
Описание модели функционирования результатов проекта |
Предупреждение и профилактика коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности будет осуществляться с учетом реализации мероприятий, предусмотренных другими приоритетными проектами настоящей программы, в рамках которых будут осуществляться мероприятия, напрямую влияющие на минимизацию возможностей коррупционных отношений между инспектором и подконтрольным субъектом. За счет внедрения риск-ориентированного подхода, понятной и "прозрачной" системы обязательных требований для субъектов контроля, системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, эффективных механизмов кадровой политики и создания единого информационного пространства взаимодействия контрольно-надзорных органов между собой, с юридическими и физическими лицами произойдет кардинальное снижение коррупционных рисков. Реализация данного проекта будет способствовать повышению уровня доверия между государством, предпринимателями, обществом в целом, позволяющему сформировать дополнительные условия для повышения международной инвестиционной привлекательности и роста экономики Российской Федерации. Таким образом, своевременное осуществление предусмотренных мероприятий позволит повысить индекс качества администрирования контрольно-надзорных функций, тем самым достичь целей, предусмотренных приоритетной программой "Реформа контрольной и надзорной деятельности". В целях предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности необходимо учитывать специфику коррупционных рисков, возникающих на разных уровнях принятия управленческих решений, в частности, в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти, у руководящего состава его территориальных органов, а также инспекторского состава, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия. В этой связи для реализации поставленных задач будут разработаны и внедрены Методические рекомендации по составлению карты коррупционных рисков и их минимизации, направленные на обеспечение единого подхода к организации работы по разработке карт коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия. |
|||||||
В соответствии с данными Методическими рекомендациями каждый федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольно-надзорные полномочия, разработает карту коррупционных рисков, на основании которой будет проводиться антикоррупционная работа. Предусматриваемый к реализации комплекс правовых и организационных мер по минимизации коррупционных рисков будет включать в себя мероприятия, направленные на четкую и понятную регламентацию процедур, а также на расширение использования инструментов внешнего и внутреннего контроля за деятельностью должностных лиц, участвующих в осуществлении контрольно-надзорных полномочий на разных уровнях принятия управленческих решений. Карты коррупционных рисков предлагается разрабатывать с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей, в частности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" и Общероссийской общественной организации "Деловая Россия". Рассмотрение и одобрение проектов карт коррупционных рисков федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, будет проводиться на заседаниях общественных советов этих федеральных органов исполнительной власти, а также на Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации, что будет способствовать повышению объективности карт коррупционных рисков. Повышение использования контрольно-надзорными органами механизма ротации как одного из эффективных инструментов противодействия коррупции. В целях методического сопровождения практической реализации контрольно-надзорными органами вышеназванных нововведений будут разработаны и направлены для руководства в работе Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих, которые позволят обеспечить единообразный подход к организации ротации во всех ведомствах, а также проводить как внутриведомственную, так и внешнюю оценку ротации на основании ключевых показателей. | ||||||||
|
Мероприятия по ротации государственных служащих позволят минимизировать риски, связанные с длительным замещением одной должности федеральной государственной службы. Фото-, видео- и аудиозапись проведения выездной проверки позволит, с одной стороны, минимизировать коррупционные риски, а с другой, - подтвердить результаты выездной проверки, зафиксированные в соответствующем акте проверки. Путем внесения изменений в порядки проведения мероприятий по контролю предусмотрена минимизация степени усмотрения при принятии решений должностными лицами контрольно-надзорных органов. Данные мероприятия будут способствовать снижению количества процессуальных ошибок, а также снижению административной нагрузки на подконтрольные субъекты путем сокращения возможностей для недобросовестного выполнения своих должностных полномочий инспекторами. Реализация данного проекта взаимосвязана с результатами других проектов, а именно с проектом "Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов", которым предусмотрено внедрение стандартов кадрового менеджмента, проведение комплексного аудита, направленного на оценку качества функциональных процессов контрольно-надзорной деятельности и их кадрового обеспечения, организационной структуры и системы управления рисками, а также другие мероприятия, что позволит повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций за счет внедрения новых принципов кадровой политики и современных кадровых технологий, тем самым снизив уровень коррупции в контрольно-надзорной деятельности. Проектом "Система комплексной профилактики нарушения обязательных требований" предусмотрен ряд мероприятий, в частности проведение публичных мероприятий в рамках профилактической работы с участием подконтрольных субъектов и размещением их результатов в сети "Интернет", а также внедрение Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, направленного на стимулирование подконтрольных субъектов к правомерному поведению, предупреждению и предотвращению нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым ценностям. |
|||||||
|
Реализация мер, предусмотренных в соответствующих картах коррупционных рисков, будет учитываться в предусмотренной проектом "Создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности" модели определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Предусмотренные результаты проекта "Автоматизация контрольно-надзорной деятельности" "личные кабинеты" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и обеспечение федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия, соответствию Стандарту информатизации контрольно-надзорной деятельности направлены в том числе на снижение коррупционных рисков, а также на обеспечение взаимодействия сотрудников контрольно-надзорных органов с субъектами контроля (надзора), что позволит в итоге повысить эффективность работы контрольно-надзорных органов и снизить нагрузку на подконтрольные субъекты. Автоматизация процесса осуществления контрольно-надзорных функций потребует внесения изменений в соответствующие карты коррупционных рисков. Предусмотренные паспортом "Внедрение системы управления рисками в деятельность контрольно-надзорных органов" результаты, в частности, внедрение Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками и обеспечение применения риск-ориентированного подхода потребуют их учет в картах коррупционных рисков. |
______________________________
** Без учета пересмотра в 2018 году.
*** Измеряется по утвержденной методике.
3. Этапы и контрольные точки
4. Бюджет приоритетного проекта
Источники финансирования |
Год реализации |
Всего |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020-...* |
|||
Бюджетные источники, млн. руб. |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
Бюджеты субъектов Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
Местные бюджеты органов местного самоуправления |
|
|
|
|
|
|
Внебюджетные источники, млн руб. |
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
______________________________
* Указывается год достижения показателей проекта.
5. Ключевые риски и возможности
6. Описание приоритетного проекта
Связь с государственными программами Российской Федерации |
Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 |
Взаимосвязь с другими проектами и программами |
Проект "Автоматизация контрольно-надзорной деятельности" Проект "Исключение устаревших, дублирующихся и избыточных обязательных требований" Проект "Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований" Проект "Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований на территории Российской Федерации" Проект "Создание системы оценки и результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности" Проект "Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельность контрольно-надзорных органов" |
Формальные основания для инициации |
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года Поддержка бизнеса и улучшение условий предпринимательской деятельности План мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р) Совершенствование процессуальных форм и процедур осуществления контрольно-надзорной деятельности (мероприятий по контролю) |
Дополнительная информация |
Отсутствует |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработан паспорт приоритетного проекта "Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности".
Так, предусмотрено формирование карт коррупционных рисков и их минимизации.
Определены этапы реализации проекта, ответственные исполнители.
Паспорт приоритетного проекта "Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности" (утв. протоколом заседания проектного комитета от 21 февраля 2017 г. N 13(2)) (с изменениями от 19 мая 2017 г. (протокол ПК N 35(5))
Текст паспорта официально опубликован не был