Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу порядка определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и рекомендует учитывать следующее.
Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса.
При этом условием применения кадастровой стоимости в целях налогообложения объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, является включение их в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках пункта 7 статьи 378.2 Кодекса (далее - Перечень).
Абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса предусмотрен порядок налогообложения объектов недвижимого имущества, образованных в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными по состоянию на 1 января года налогового периода в Перечень. Указанные вновь образованные объекты недвижимого имущества при условии соответствия их критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса, до включения их в Перечень подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.
Учитывая изложенное, в случае несоответствия объектов недвижимого имущества, вновь образованных в результате раздела включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса (т.е. в том числе дополнительным критериям, установленным законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций, например, исходя из площади объектов), указанные объекты подлежат налогообложению по среднегодовой стоимости.
При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 382 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Если возникновение права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 Кодекса, произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 Кодекса, произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
В соответствии со статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности:
1) нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях делового", административного или коммерческого назначения;
2) нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
3) нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Учитывая изложенное, если расположенное на территории г. Санкт-Петербурга включенное в Перечень нежилое здание площадью свыше 3000 кв.м., которое в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, было разделено в 2017 году на помещения, не соответствующие критериям отнесения к объектам, подлежащим налогообложению по кадастровой стоимости в соответствии со статьей 1-1 Закона N 684-96, то указанные помещения подлежат налогообложению по среднегодовой стоимости.
Действительный |
Н.С. Завилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.