Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 августа 2017 г. N 03-01-15/49809
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) и сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь обязан иметь договор с оператором фискальных данных на обработку фискальных данных, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ.
2. В соответствии с пунктом 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты - это прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статьей 1.1"
Согласно пункту 5 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь ККТ при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
При этом следует учитывать, что Федеральный закон N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) не содержал положений, освобождающих от применения ККТ налогоплательщиков, осуществляющих продажу товаров в сети "Интернет" посредством наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.
В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ автоматизированная система для бланков строгой отчетности - это ККТ, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.
Таким образом, организации или индивидуальные предприниматели при расчетах посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт) в сети "Интернет" за оказанные услуги, реализованные товары, использование которых в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) не предусматривало обязательное применение ККТ, обязаны применять ККТ и автоматизированную систему для бланков строгой отчетности после 01.07.2018.
3. Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений обязывающих пользователей, при осуществлении расчетов с покупателем (клиентом) с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет", направлять электронный кассовый чек покупателю (клиенту) исключительно через операторов фискальных данных.
Вместе с тем, если пользователь при указанном расчете с покупателем (клиентом) направляет электронный кассовый чек не через операторов фискальных данных, то в таком случае необходимо соблюдение положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
4. Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих способ получения пользователем ККТ информации об адресе электронной почты или абонентском номере, и, соответственно, не ограничивает пользователя в выборе такого способа.
При этом ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, влечет ответственность, установленную пунктом 6 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
5. Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Таким образом, положения Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на иностранную организацию, предпринимателя, которые не имеют представительства на территории Российской Федерации и оказывают услуги, приобретаемые на сайте в сети "Интернет".
Также отмечаем необходимость соблюдения положений Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" при предоставлении покупателям (клиентам) на платной основе услуг доступа к просмотру аудиовизуальных произведений, в том числе посредством аудиовизуальных сервисов.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Дополнительно обращаем внимание, что на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.