Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 августа 2017 г. N 03-07-08/54927
Вопрос: С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ глава 21 дополнена новой статьей 174.2 НК РФ, некоторые положения которой не понятны налогоплательщику.
В соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 НК РФ иностранные организации, оказывающие физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога.
В силу пункта 10 ст. 174.2 НК РФ при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), в случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких посредников налоговым агентом признается российская организация, индивидуальный предприниматель или обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации, - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателем независимо от наличия у них договора с иностранной организацией, оказывающей такие услуги.
С учетом приведенных положений ст. 174.2 НК РФ просим дать разъяснения применительно к следующей ситуации: "Иностранный поставщик (состоящий на учете в налоговом органе в порядке п. 4.5 и/или п. 4.6 ст. 83 НК РФ) оказывает услуги физическим лицам через посредника - российскую организацию, осуществляющую расчеты непосредственно с покупателем услуг (физическим лицом) на основании агентского договора".
1. Кто из указанных субъектов - иностранный поставщик или посредник (российская организация) с учетом п. 3 и п. 10 ст. 174.2 НК РФ в рамках агентского договора будет нести обязательства по исчислению и уплате НДС?
2) Допускают ли п. 3 и п. 10 ст. 174.2 НК РФ возможность альтернативы выбора участниками агентского договора (иностранным поставщиком, состоящим на учете в налоговом органе, и посредником - российской организацией) в части исполнения обязательств по исчислению и уплате НДС?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе, услуг в электронной форме физическим лицам через российскую организацию - агента Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Пунктом 10 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налоговыми агентами признаются российские организации, расположенные на территории Российской Федерации, - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. При этом такие налоговые агенты производят исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 161 Кодекса.
Таким образом, при оказании иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе, услуг в электронной форме физическим лицам через российскую организацию - агента налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается данной российской организацией в качестве налогового агента.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.