Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении конкурсной комиссией Министерства обороны Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению оценки объектов движимого военного имущества, проведению оценки объектов недвижимости, находящихся у Вооруженных Сил Российской Федерации, а также прав их аренды, проведению оценки прав требования возмещения убытков, причиненных Министерству обороны Российской Федерации в случае незаконного использования объектов недвижимости и движимого военного имущества, проведению оценки вертолетов, судов и самолетов, относящихся к объектам недвижимости (номер извещения 0173100004517001052) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшим способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 27.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 17 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 13 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 11 участников закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "АФК-Аудит" с предложением о цене контракта 356 459,60 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1034-р.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка для государственных нужд может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.
Таким образом, осуществление закупки заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при наличии соответствующего акта является правом, а не обязанностью заказчика.
Учитывая, что положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 1.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе" Конкурсной документации установлено, что предложение участника Конкурса в отношении предмета оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе представляется участником Конкурса в составе заявки в соответствии с критериями, указанными в Конкурсной документации.
По критерию "цена контракта" предметом оценки является предложение участника Конкурса в отношении общей начальной (максимальной) цены единиц услуг по проведению оценки.
Вместе с тем, пунктом 4.1 Приложения N 2 "Заявка на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации установлено, что участнику Конкурса в заявке на участие в Конкурсе необходимо указать цену государственного контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что участнику Конкурса в составе заявки на участие в Конкурсе необходимо указывать цену за единицу услуги по проведению оценки, и соответствующая цена подлежит оценке Конкурсной комиссией.
Вместе с тем, в Законе о контрактной системе и в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отсутствует указание на порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в случае если открытый конкурс проходит по цене "за единицу услуги".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу что положениями Конкурсной документации надлежащим образом не установлено, какие сведения в отношении цены контракта подлежат указанию в составе заявки на участие в Конкурсе, а также какие сведения в отношении цены контракта подлежат оценке Конкурсной комиссией.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.08.2017 N К-1009/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.