Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 августа 2017 г. N 31-АПГ17-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Каширина В.Е. на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 6 июля 2017 года, которым ему отказано в удовлетворении административного иска об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 28 марта 2017 года N 7/35-6 "О передаче мандата депутата Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва Степанову Константину Олеговичу".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Каширина В.Е. и его представителя Медведева В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы Степанова К.О., представителей политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России Иванова Р.Г. и Королевой Н.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 28 марта 2017 года N 7/35-6 в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва Петровой Н.П., выдвинутой избирательным объединением - Чувашским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, вакантный мандат передан Степанову К.О. - зарегистрированному кандидату из списка кандидатов, выдвинутого тем же избирательным объединением по единому избирательному округу (региональная группа N 20).
Каширин В.Е., зарегистрированный кандидат из списка кандидатов региональной группы N 17, обратился в суд с административным иском об отмене данного постановления, ссылаясь на нарушение его права быть избранным кандидатом, за которого проголосовало большее количество избирателей.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 6 июля 2017 года в удовлетворении административного иска Каширина В.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Каширин В.Е. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется организующей выборы избирательной комиссией в порядке, предусмотренном законом (пункт 14).
Законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Если на основании закона список кандидатов разделен на региональные группы кандидатов, кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту региональную группу кандидатов (в часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе кандидатов), в которую был включен депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей региональной группе кандидатов (в части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной региональной группы кандидатов (из части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов) (пункт 15).
Аналогичные положения предусмотрены Законом Чувашской Республики от 30 марта 2006 года N 9 "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики", согласно части 1 статьи 77 которого в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики в порядке, предусмотренном частями 1.1 - 1.2 данной статьи.
В силу части 1.1 статьи 77 приведенного регионального Закона в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального отделения политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту региональную группу кандидатов (общереспубликанскую часть списка кандидатов), в которую был включен депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей региональной группе кандидатов (общереспубликанской части списка кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального отделения политической партии о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган регионального отделения политической партии вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной региональной группы кандидатов (из общереспубликанской части списка кандидатов).
Кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения в соответствии с частью 1.1 названной статьи вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия Государственным Советом Чувашской Республики решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом регионального отделения политической партии (часть 1.2 статьи 77 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики").
Как следует из материалов дела, постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 5 августа 2016 года N 161/1283-V был зарегистрирован список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва, выдвинутый Чувашским региональным отделением политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России по единому избирательному округу. В данный список была включена кандидатура Петровой Надежды Петровны (региональная группа 21, N 2).
Выборы депутатов Государственного Совета Чувашкой Республики шестого созыва состоялись 18 сентября 2016 года.
17 марта 2017 года Государственным Советом Чувашской Республики принято постановление N 207, которым досрочно прекращены полномочия депутата Государственного Совета Чувашской Республики Петровой Н.П. на основании её письменного заявления о сложении депутатских полномочий.
Поскольку в той же региональной группе зарегистрированных кандидатов не осталось, решением Высшего Совета политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России от 20 марта 2017 года Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики для замещения вакантного мандата депутата Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва из того же списка кандидатов, выдвинутого Чувашским региональным отделением политической партии ЛДПР по единому избирательному округу, рекомендована кандидатура Степанова К.О., первого в региональной группе N 20. Данное решение поступило в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики 20 марта 2017 года, т.е. в течение 14 дней со дня принятия Государственным Советом Чувашской Республики решения о досрочном прекращении полномочий депутата Петровой Н.П.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 28 марта 2017 года N 7/35-6 вакантный мандат передан зарегистрированному кандидату в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва Степанову К.О. (региональная группа N 20, N 1).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к правильному выводу о соблюдении предусмотренного Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики "О выборах депутатов государственного совета чувашской республики" порядка передачи вакантного депутатского мандата в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Петровой Н.П.
Судом был проверен и обоснованно отклонен как не нашедший своего подтверждения довод Каширина В.Е. об отсутствии у Высшего Совета политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России полномочия по выдвижению кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата.
Согласно Уставу политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России высшим руководящим органом регионального отделения является конференция, которая проводится не реже одного раза в два года (пункт 6.2), в период между конференциями руководящим органом регионального отделения ЛДПР является Координационный Совет (пункт 6.5).
В соответствии с подпунктом "к" пункта 6.10 Устава Координационный Совет по согласованию с Высшим Советом принимает решение о предложении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата законодательного (представительного) органа государственной власти и представительного органа власти местного самоуправления субъекта Российской Федерации (в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и в случае, предусмотренном соответствующим законодательством.
Пунктом 6.10 Устава также предусмотрено, что в случае роспуска Координационного Совета в порядке, установленном Уставом, до избрания нового Координационного Совета его полномочия по организационно-партийной и идеологической работе осуществляет Высший Совет.
Судом установлено, что решение Высшего Совета 20 марта 2017 года принималось в соответствии с пунктом 5.10 Устава, которым на этот орган возложена организация выполнения решений Съезда ЛДПР, обсуждение и принятие решений по актуальным проблемам деятельности ЛДПР, рассмотрение кадровых и иных организационно-партийных вопросов.
Поскольку на дату принятия решения о передаче вакантного мандата депутата Координационный Совет Чувашского регионального отделения отсутствовал, суд пришел к верному выводу о том, что Высший Совет, принимая данное решение, действовал в пределах предоставленных Уставом полномочий.
Ссылки в апелляционной жалобе на отступление от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов не свидетельствуют о нарушении пассивного избирательного права административного истца в аспекте правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, на которую ссылается и Каширин В.Е.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при распределении вакантных депутатских мандатов, имеющихся в связи с досрочным прекращением полномочий депутатов, должна быть учтена очередность расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов. Вместе с тем, исходя из необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов политической партии, прав граждан, зарегистрированных кандидатами в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, и избирателей, учету подлежат обстоятельства, возникшие (открывшиеся) в период после выборов, которые могли повлиять на принятие политической партией решения о выдвижении конкретного лица в качестве кандидата в депутаты в составе выдвинутого ею списка кандидатов.
Принимая решение по кандидатуре для передачи вакантного депутатского мандата, коллегиальный руководящий орган политической партии не может действовать произвольно и вправе отступить от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов только в соответствии с уставом партии и только в связи с обстоятельствами объективного характера, такими как степень участия зарегистрированного кандидата в деятельности политической партии в период после выборов, соблюдение им устава партии и т.п.
Такое решение должно содержать указание на обстоятельства, в связи с которыми руководящий орган политической партии отступил от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов, что может быть проверено по существу в судебном порядке (постановления от 16 декабря 2014 года N 33-П, от 19 декабря 2013 года N 28-П, определения от 6 марта 2013 года N 324-О, от 6 июня 2016 года N 1233-О).
Из представленной выписки из протокола заседания Высшего Совета ЛДПР от 20 марта 2017 года следует, что Степанов К.О. в период выборов руководил избирательным штабом, активно участвовал во встречах с избирателями, в дебатах, представляя избирательное объединение - Чувашское региональное отделение ЛДПР. В период после выборов продолжил активно участвовать в деятельности ЛДПР, положительно зарекомендовал себя в партии, имеет авторитет в Чувашской Республике, опыт депутатской деятельности. В связи с этим Степанов К.О. был признан достойным кандидатом для замещения вакантного депутатского мандата.
В обоснование объективных обстоятельств отступления от очередности расположения кандидатов в региональном списке суду были представлены сведения об активной политической деятельности Степанова К.О., положительная оценка его личностных качеств.
Доводы апелляционной жалобы Каширина В.Е. направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 6 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каширина В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 августа 2017 г. N 31-АПГ17-8
Текст определения официально опубликован не был