Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2017 г. N 2-КГ17-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 августа 2017 г. гражданское дело по иску Танцюры В.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области, ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Вологодской области о признании незаконными решения об отказе в рекомендации в приёме на службу в органы внутренних дел, отказа в приёме на службу, приказа об увольнении
по кассационной жалобе представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области по доверенности Смирновой Е.А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 25 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 11 января 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области Курсаева А.В., Смирновой Е.А., Кочиной Т.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего судебные постановления подлежащими отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Танцюра В.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области (далее - Управление МВД России по Вологодской области) о признании незаконными решения об отказе в рекомендации в приёме на службу в органы внутренних дел, отказа в приёме на службу, приказа об увольнении.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчика к участию в деле привлечена ликвидационная комиссия Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Вологодской области (далее - ликвидационная комиссия Управления ФСКН России по Вологодской области).
В обоснование исковых требований Танцюра В.В. указал, что с 17 августа 2005 года проходил службу в Управлении ФСКН России по Вологодской области в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 12 мая 2016 г. Танцюрой В.В. на имя начальника Управления МВД России по Вологодской области подан рапорт о принятии его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода.
1 июня 2016 г. Танцюре В.В. стало известно, что 31 мая 2016 г. начальником Управления МВД России по Вологодской области в удовлетворении его рапорта было отказано.
Приказом Управления ФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. Танцюра В.В. уволен из органов наркоконтроля по подпункту 6 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
Танцюра В.В. указал, что 30 мая 2016 г. состоялось заседание комиссии Управления МВД России по Вологодской области по трудоустройству сотрудников органов внутренних дел, в ходе которого комиссией было рекомендовано отказать в приёме на службу Танцюры В.В. в связи с несоответствием морально-деловым требованиям, предъявляемым кандидатам на службу в органы внутренних дел. О принятом решении комиссии Танцюре В.В. было объявлено 2 июня 2016 г.
27 июня 2016 г. Танцюрой В.В. получен ответ от начальника Управления МВД России по Вологодской области, согласно которому основания для отмены решения комиссии Управления МВД России по Вологодской области от 30 мая 2016 г. об отказе в приёме его на службу отсутствуют.
По мнению Танцюры В.В., решение Управления МВД России по Вологодской области об отказе в приёме его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является незаконным, поскольку положениями Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" всем сотрудникам упраздняемой ФСКН России гарантирован перевод на службу в органы внутренних дел Российской Федерации без каких-либо ограничений и дополнительных требований при наличии их волеизъявления.
С учётом уточнённых исковых требований Танцюра В.В. просил суд признать незаконным отказ начальника Управления МВД России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. в приёме его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации; обязать Управление МВД России по Вологодской области принять его на службу с 16 июня 2016 г.; признать незаконным решение комиссии Управления МВД России по Вологодской области по трудоустройству сотрудников органов внутренних дел в части отказа в рекомендации о приёме его на службу; признать незаконным приказ Управления ФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. N 190-лс в части формулировки основания увольнения со службы в органах наркоконтроля - в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Представители ответчиков в суде исковые требования не признали.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 25 октября 2016 г. исковые требования Танцюры В.В. удовлетворены частично. Суд признал незаконными отказ начальника Управления МВД России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. в приёме на службу в органы внутренних дел Танцюры В.В., приказ Управления ФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. N 190-лс в части формулировки основания увольнения Танцюры В.В. со службы в органах наркоконтроля "в связи с проведением организационно-штатных мероприятий". На Управление МВД России по Вологодской области возложена обязанность принять Танцюру В.В. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации с 16 июня 2016 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 11 января 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Управления МВД России по Вологодской области по доверенности Смирновой Е.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Управления МВД России по Вологодской области судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. 12 мая 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 7 июля 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Танцюра В.В. и представитель ответчика - ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Вологодской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей МВД России по Вологодской области, явившихся в судебное заседание, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Танцюра В.В. с 17 августа 2005 г. проходил службу в Управлении ФСКН России по Вологодской области в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 15 апреля 2016 г. Танцюра В.В. был предупреждён о предстоящем увольнении по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
15 апреля 2016 г. с Танцюрой В.В. проведена беседа, в ходе которой ему было разъяснено право на дальнейшее прохождение службы в органах внутренних дел Российской Федерации и он выразил желание на соответствующий перевод.
12 мая 2016 г. Танцюрой В.В. на имя начальника Управления МВД России по Вологодской области подан рапорт о принятии на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".
1 июня 2016 г. Танцюре В.В. стало известно, что 31 мая 2016 г. начальником Управления МВД России по Вологодской области в удовлетворении его рапорта было отказано.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия решения об отказе в приёме на службу в органы внутренних дел Танцюры В.В. послужили сведения оперативно-розыскной части собственной безопасности Управления МВД России по Вологодской области о привлечении его к административной ответственности в том числе за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Судом также установлено, что 30 мая 2016 г. состоялось заседание комиссии Управления МВД России по Вологодской области по трудоустройству сотрудников органов внутренних дел, в ходе которого рассмотрены материалы о возможности трудоустройства сотрудников Управления ФСКН России по Вологодской области, подавших рапорты о приёме на службу в органы внутренних дел, и комиссией рекомендовано отказать в приёме на службу Танцюры В.В. в связи с его несоответствием морально-деловым требованиям, предъявляемым кандидатам на службу в органы внутренних дел. О принятом решении комиссии Танцюре В.В. было объявлено 2 июня 2016 г.
Приказом Управления ФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. N 190-лс Танцюра В.В. уволен из органов наркоконтроля по подпункту 6 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) и с 15 июня 2016 г. исключён из списков сотрудников органов наркоконтроля.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Танцюры В.В. о признании незаконными отказа начальника Управления МВД России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. в приёме его на службу в органы внутренних дел, приказа Управления ФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. N 190-лс в части формулировки основания увольнения Танцюры В.В. со службы в органах наркоконтроля и возлагая на Управление МВД России по Вологодской области обязанность принять Танцюру В.В. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации с 16 июня 2016 г., суд первой инстанции со ссылкой на положения Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" пришёл к выводу о том, что сотрудник органов наркоконтроля, уволенный со службы в связи с ликвидацией ФСКН России, при наличии волеизъявления подлежит переводу в органы внутренних дел Российской Федерации без каких-либо ограничений. Суд указал, что нормативно-правовые акты, касающиеся квалификационных требований, предъявляемых к сотрудникам, проходящим службу в органах внутренних дел, распространяются на истца только после его перевода на такую службу, а решение комиссии Управления МВД России по Вологодской области по трудоустройству сотрудников органов внутренних дел носит рекомендательный характер и не является безусловным основанием для отказа в приёме на службу.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156).
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156).
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трёх месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трёх месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию её территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Правоотношения, связанные, в том числе с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные, в том числе по своим личным и деловым качествам, выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Статьёй 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определён перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.
Приказом МВД России от 18 июля 2014 г. N 595 утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приёма документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, пунктом 4 которой предусмотрено, что в ходе отбора граждан на службу в органы внутренних дел осуществляются информационно-организационные мероприятия; изучение данных о кандидате; принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1405-О).
Из приведённых выше нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что приём сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в том числе в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ с учётом исключений, определённых Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 и статьёй 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ, наличие которых не влечёт безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля, и не исключает возможность соответствующего руководителя органа внутренних дел при проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел.
Согласно материалам дела основанием для принятия решения об отказе в приёме на службу в органы внутренних дел Танцюры В.В. послужили сведения оперативно-розыскной части собственной безопасности Управления МВД России по Вологодской области о привлечении его к административной ответственности в том числе за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу норм права, регулирующих спорные отношения, оценка деловых и личных качеств лиц, претендующих на поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, является реализацией руководителем органа внутренних дел своих прав как представителя нанимателя при принятии кадровых решений о приёме на службу таких лиц, выводы суда о незаконности решения начальника Управления МВД России по Вологодской области, обладающего правом принятия кадровых решений, об отказе Танцюре В.В. в приёме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации являются неправомерными.
Суждение суда первой инстанции в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований Танцюры В.В. о том, что нормативно-правовые акты, касающиеся квалификационных требований, предъявляемых к сотрудникам, проходящим службу в органах внутренних дел, распространяются на истца только после его перевода на такую службу, является ошибочным, поскольку частью 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено право руководителя соответствующего органа внутренних дел при разрешении вопроса о приёме лица на службу в органы внутренних дел дать оценку его деловым и личным качествам по результатам проверочных мероприятий.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, о частичном удовлетворении исковых требований Танцюры В.В. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, толкование которых даётся в данном определении, и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 25 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 11 января 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Вологодский городской суд Вологодской области.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2017 г. N 2-КГ17-11
Текст определения официально опубликован не был