Определение Верховного Суда РФ от 17 июля 2017 г. N 308-ЭС17-8207
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.09.2016, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.03.2017 по делу N А20-2417/2016, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Александровская" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения по заявлению общества о предоставлении земельных участков в аренду от 06.05.2016;
- обязать устранить допущенные нарушения путем подготовки и направления в адрес общества проектов договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 07:03:2800000:101, 07:03:2800000:102, 07:03:2800000:82, 07:03:2800000:83, 07:03:2800000:94, 07:03:2700000:64, расположенных в ст. Александровская, Майского района Кабардино-Балкарской Республики.
Определением от 19.09.2016 требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 07:03:2800000:94 выделены в отдельное производство, делу присвоен N А20-2944/2016.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.09.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.03.2017, требования удовлетворены. Признано незаконными бездействие территориального управления, выразившееся в не направлении в адрес общества проекта договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 07:03:2800000:101, 07:03:2800000:102, 07:03:2800000:82, 07:03:2800000:83, 07:03:2700000:64, как противоречащие положениям статьи 39.17 Земельного кодекса. Суд обязал территориальное управление подготовить, подписать и направить в адрес общества три экземпляра проекта договора аренды указанных участков.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, территориальное управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
В обоснование доводов в жалобы заявитель указал, вступившим в законную силу решением по делу N А20-1409/2008 за ООО "Агрофирма "Александровская" признано право бессрочного пользования на земельные участки общей площадью 2 435 га пашни т 75,19 га под объектам недвижимости, расположенные в станице Александровская, Майского района КБР, в границах землепользования совхоза "Имени 22 партсъезда" согласно свидетельства N 245 от 29.01.1993.
В первоначальном исковом заявлении истец требовал признания права бессрочного пользования на земельный участок площадью 3 593 га пашни, и впоследствии уточнил исковые требования, просил признать право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 2 435 га.
Таким образом, заявитель полагает, что ООО "Агрофирма "Александровская" отказалось от притязаний на земельный участок площадью 1 158 га.
По мнению заявителя, судом не исследованы вопросы реорганизации ОАО "Агрофирма "Александровская" в ООО "Агрофирма "Александровская", не учтено, что ФГУП "Александровский",являющееся единственным учредителем ОАО "Агрофирма "Александровская" прекратило свою деятельность, согласно выписке из ЕГРЮЛ 22.12.2016.
Заявитель жалобы также считает, что ОАО "Агрофирма "Александровская" не подтвердило право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как установлено судами, 6 мая 2016 года общество обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в аренду (в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования) следующих земельных участков: площадью 3 840 393 кв. м с кадастровым номером 07:03:2800000:101 (участок N 17); площадью 1 025 949 кв. м с кадастровым номером 07:03:2800000:102 (участок N 8); площадью 571 686 кв. м с кадастровым номером 07:03:2800000:82 (участок N 10); площадью 1 089 494 кв. м с кадастровым номером 07:03:2800000:83 (участок N 13); площадью 1 568 514 кв. м с кадастровым номером 07:03:2700000:64 (участок N 6). Заявление (с приложенными документами) получено территориальным управлением 06.05.2016, что подтверждается соответствующей отметкой на экземпляре заявления.
Решения по заявлению общества уполномоченный орган не принял, но приступил к реализации публичных процедур в отношении названных земельных участков, что подтверждается извещением территориального управления о проведении торгов (аукционов) на право заключения договоров аренды от 15.06.2016 N 150616/0025635/01.
Полагая, что бездействие территориального управления, не рассмотревшего по существу заявление общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, противоречит нормам земельного законодательства и нарушает его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При разрешении спора суды правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса.
Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП (пункты 9, 12 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", лица, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Вступившими в законную силу решениями по делам N А20-1409/2007 и N А20-4326/2011 установлены следующие обстоятельства:
Согласно плану землепользования, за совхозом имени "22 партсъезда" Майского района закреплялись земли сельскохозяйственного назначения, в подтверждение чего был выдан государственный акт от 25.12.1987 серии А-1 N 411178. Постановлением Совета Министров Кабардино-Балкарской АССР от 12.06.1986 N 223 совхоз имени "22 партсъезда" переименован в племенной совхоз имени "22 партсъезда". Свидетельством о государственной регистрации права бессрочного пользования от 29.01.1993 подтверждено, что площадь земельного массива племсовхоза "22 партсъезда" составила 5566,3 га, из которых 3593,2 га пашни. С 01.07.1993 на основании постановления Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 09.06.1993 N 132 племсовхоз имени "22 партсъезда" переименован в племсовхоз "Александровский". Постановлением главы администрации Майского района от 12.02.1998 N 53 племсовхоз "Александровский" переименован в предприятие, которому 30.11.2000 выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения. По состоянию на 01.01.2003 предприятие использовало земельный массив общей площадью 5556,93 га, из которых 3672,6 га пашни и 75,19 га под застройками. Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.09.2000 по делу N 41/11 в отношении предприятия введена процедура наблюдения. Собранием кредиторов предприятия от 09.06.2004 одобрен план внешнего управления, согласно которому с целью сохранения сельскохозяйственного предприятия решено создать на базе унитарного предприятия акционерное общество путем замещения активов, требования кредиторов удовлетворить за счет стоимости акций акционерного общества. По акту приема-передачи от 16.06.2004 внешний управляющий предприятия передал в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества активы на сумму 15 млн. рублей, а также часть обязательств. Предприятие исключено из ЕГРЮЛ. В результате реорганизации акционерное общество 01.10.2007 преобразовано в общество.
За Российской Федерацией в ЕГРП зарегистрировано право собственности на земельные участки (включая спорные) из земель сельскохозяйственного назначения, ранее закрепленные за правопредшественником общества (государственный акт от 25.12.1987 серии А-1 N 411178, свидетельство о государственной регистрации права бессрочного пользования от 29.01.1993). За обществом в ЕГРП зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки общей площадью 2345 га. Эти участки составляют часть земельного массива (сельскохозяйственных угодий площадью 3672,6 га), ранее предоставленных правопредшественникам общества. Впоследствии на основании решения по делу N А20-4326/2011 общество приобрело в собственность (в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования) девять земельных участков общей площадью 1768 га (из 2435 га). Сведений о переоформлении заявителем права постоянного (бессрочного пользования) в отношении земельных участков площадью 667 га материалы дела не содержат. Управление Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике в заключении от 01.04.2015 N 088/24-25 подтвердило, что испрашиваемые обществом в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 07:03:2800000:101, 07:03:2800000:102, 07:03:2800000:82, 07:03:2800000:83 и 07:03:2700000:64 (общей площадью 809,6 га) расположены внутри бывших границ землепользования совхоза "имени 22 партсъезда", в границах государственного акта от 25.12.1987 серии А-1 N 411178. В материалы дела представлена также схема (план внутрихозяйственного землеустройства) с обозначением границ спорных участков и земельного массива, ранее находившегося в постоянном (бессрочном) пользовании правопредшественников общества.
Исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание обстоятельства, установленные в рамках арбитражных дел N А20-1409/2007 и N А20-4326/2011, и имеющие преюдициальное значение в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о том, что общество имеет право на заключение договора аренды земельных участков (площадью 809,6 га) в порядке переоформления на основании пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Довод территориального управления о том, что к обществу не перешло право постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемыми земельными участками в связи с тем, что оно не является правопреемником предприятия (является вновь созданным юридическим лицом), проверялся судебными инстанциями и обоснованно отклонен с учетом обстоятельств, установленных в рамках дела N А20-1409/2007.
Иные доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 17 июля 2017 г. N 308-ЭС17-8207 по делу N А20-2417/2016
Текст определения официально опубликован не был