Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.6.025-2017
"Рекомендации по выбору эффективных некапиталоемких мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП на автомобильных дорогах общего пользования"
(рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 31 августа 2017 г. N 2362-р)
1 Разработан Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ") по заказу Федерального дорожного агентства
2 Внесен Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 31.08.2017 N 2362-р
4 Имеет рекомендательный характер
5 Введен впервые
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - Рекомендации) определяет принципы (подходы) по выбору некапиталоемких мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП на автомобильных дорогах общего пользования.
1.2 Рекомендации предназначены для организаций, осуществляющих работы по разработке мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП на автомобильных дорогах общего пользования.
ОДМ рекомендуется к применению для планирования работ по организации и безопасности дорожного движения при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ 32759-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные тумбы. Технические требования
ГОСТ 32843-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования
ГОСТ 32866-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования
ГОСТ 32944-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования
ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования
ГОСТ 32953-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования
ГОСТ 33025-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Полосы шумовые. Технические условия
ГОСТ 33128-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования
ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования
ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользований. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения
ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
ГОСТ 33385-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Светофоры дорожные. Технические требования
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями и следующие сокращения:
3.1.1 Диаграмма разброса: Точечная диаграмма в виде графика, получаемого путем нанесения в определенном масштабе полученных в результате наблюдений точек.
3.1.2 место концентрации ДТП: Участок автомобильной дороги, не превышающий 1000 м вне населенного пункта, 200 м в населенном пункте или пересечение дорог, где в течение последних 12 месяцев произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или ранены люди.
3.1.3 некапиталоемкие мероприятия: Работы, выполняемые при содержании и ремонте автомобильной дороги за исключением капитального ремонта [1].
3.2 В настоящем ОДМ применены следующие сокращения:
3.2.1 БДД: Безопасность дорожного движения.
3.2.2 ДТП: Дорожно-транспортное происшествие.
3.2.3 ТСОДД: Технические средства организации дорожного движения.
3.2.4 УДС: Улично-дорожная сеть.
3.2.5 ЧД: Чистый доход.
4 Общие положения
4.1 На эксплуатируемых дорогах к объектам аудита безопасности дорожного движения (далее - аудит) относятся места концентрации ДТП.
По результатам аудита определяются некапиталоемкие мероприятия по снижению аварийности в местах концентрации ДТП (далее - мероприятия).
4.2 Выбор мероприятий осуществляется на основе анализа:
- данных о параметрах и об эксплуатационных характеристиках конструктивных элементов дороги;
- сведений учетных карточек ДТП и приобщенным к ним материалам;
- сведений об интенсивности движения и составе движения;
4.3 Основными принципами выбора мероприятий являются:
- соблюдение требований документов национальной системы стандартизации и других нормативно-технических документов в сфере безопасности дорожного движения;
- снижение влияния (ликвидация) основных факторов аварийности;
- приоритет профилактики ДТП с погибшими и ДТП из-за недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС;
- комплексный подход к формированию мероприятий.
4.4 Назначение типовых мероприятий осуществляется на основе результатов анализа причин и условий возникновения ДТП.
При этом рекомендуется:
- проводить топографический анализ ДТП;
- использовать методы оценки влияния дорожных условий на риск возникновения ДТП в соответствии с ОДМ 218.4.004-2009 [2];
- использовать метод экспертных оценок в соответствии с ОДМ "Методические рекомендации по проведению аудита безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог".
4.5 При проведении анализа ДТП на участке дороги учитываются основные факторы аварийности:
- наличие пересечения транспортных и пешеходных потоков;
- недостаточная видимость дороги в плане и профиле;
- установленная или выбранная скорость движения не соответствует дорожным условиям;
- наличие возможности неожиданного появления пешеходов и транспортных средств с прилегающей территории;
- слияние или пересечение транспортных потоков на пересечениях дорог, съездах, переходно-скоростных полосах и пр.
4.6 Выбор мероприятий рекомендуется осуществлять с учетом ОДМ 218.4.004-2009 [2] и ОДМ 218.4.005-2010 [4].
5 Основные этапы разработки мероприятий и их классификация
5.1 Мероприятия назначаются по рекомендациям (или в соответствии с рекомендациями) аудиторов или других специалистов, разрабатывающих их для устранения характерных причин аварийности в местах концентрации ДТП.
5.2 Мероприятия в зависимости от очередности их выполнения рекомендуется разделять на первоочередные и второй очереди [5].
К первоочередным относятся мероприятия по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дорог и мероприятия по оборудованию их элементами обустройства.
Ко второй очереди относятся мероприятия, реализуемые в рамках работ по ремонту дороги, планирование которых осуществляется в установленном порядке.
5.3 На предварительном этапе разработки мероприятий осуществляется анализ исходных данных о дорожных условиях, об интенсивности, составе транспортного потока и аварийности.
Проводится анализ причин возникновения отдельных видов ДТП, определяются характерные дорожные условия, способствующие возникновению ДТП.
5.4 Выбор мероприятий по снижению уровня аварийности в местах концентрации ДТП определяется необходимостью ликвидации основных факторов аварийности, определяющих повышенный риск возникновения ДТП.
5.5 В число приоритетных мероприятий включаются дорожные работы, обеспечивающие приведение транспортно-эксплуатационных показателей в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597 и ГОСТ 33220.
5.6 В рассмотрение рекомендуется включаются как одиночные мероприятия, которые способствуют предотвращению отдельных видов ДТП (направлены на локальные изменения дорожных условий), так и комплексы мероприятий, направленные на предотвращение всех ДТП.
5.7 Мероприятия также рекомендуется проводить для предотвращения транспортных заторов, внедрения эффективных маршрутных систем.
5.8 Для обеспечения однородности условий движения помимо мероприятий в местах концентрации ДТП рекомендуется также предусматривать мероприятия по улучшению транспортно-эксплуатационных показателей на смежных с ними участках.
5.9 При разработке мероприятий целесообразно осуществлять вариантную их оценку на основе экономических показателей с учетом ожидаемого (расчетного) снижения уровня аварийности.
5.10 Прогнозируемое снижение аварийности после реализации планируемых мероприятий устанавливается расчетным путем. В качестве показателя, характеризующего ожидаемое изменение аварийности в результате проведения мероприятий, рекомендуется использовать среднюю вероятность снижения количества ДТП.
5.11 При выборе мероприятий прогноз их эффективности рекомендуется осуществлять по методике, изложенной в разделе 6 настоящих Рекомендаций.
5.12 Мероприятия в местах концентрации ДТП назначаются с учетом планов проведения работ по капитальному ремонту и ремонту соответствующих участков дорог.
5.13 Приоритетность мероприятий определяется:
- степенью опасности мест концентрации ДТП, характеристиками стабильности их местоположения;
- наличием недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС, выявленных по карточкам учета ДТП, и других дефектов дороги, влияющих на безопасность движения, выявленных в результате анализа исходных данных;
- соответствием выбранных мероприятий актам технического регулирования.
5.14 Этапы разработки некапиталоемких мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП представлены на рисунке 1.
5.15 Оценка эффективности мероприятий после их реализации выполняется на основе сопоставления наблюдаемого уровня аварийности до выполнения соответствующих дорожных работ с уровнем аварийности после их проведения в соответствии с разделом 7 настоящих Рекомендаций.
6 Технико-экономическое обоснование мероприятий
6.1 Эффективность планируемых мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП определяется сопоставлением затрат, необходимых на их реализацию, и эффекта, ожидаемого от снижения числа ДТП [6; 7].
6.2 Оценка результатов эффективности рассматриваемого мероприятия осуществляется за весь срок его службы.
При сравнении двух и более вариантов реализации комплексов мероприятий оценка эффективности производится за один и тот же расчетный период. При определении расчетного периода следует ориентироваться на наиболее долговечный вариант.
6.3 Расчет стоимости дорожных работ выполняется в соответствии с нормативными документами в области ценообразования.
6.4 Решение о целесообразности применения мероприятия рекомендуется принимать с учетом значения показателя чистого дохода от проведения данного мероприятия.
Рисунок 1 - Этапы разработки мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП
6.5 Сальдо определяется для каждого года отдельно и накопленным потоком за весь расчетный период по формулам (1), (2):
, |
(1) |
, |
(2) |
где - приток денежных средств (результат) в год t из расчетного периода Тр;
- затраты, отток денежных средств в год, t.
Затраты определяются по формуле (3):
, |
(3) |
где К - затраты из соответствующего сметного расчета;
- затраты на эксплуатацию оборудования в год t (без амортизационных отчислений и для элементов обустройства дороги принимаются 3% от стоимости капитальных работ);
- коэффициент приведения разновременных затрат к году пуска объекта в эксплуатацию; рассчитывается на основе нормы дисконта , которая должна быть равна фактической ставке процента по кредитам в банках по формуле (4):
, |
(4) |
где - норма дисконта;
t - номер текущего года.
6.6 Все результаты и затраты, получаемые (совершаемые) в различные периоды времени, приводятся к началу расчетного периода путем умножения их на коэффициент, определяемый нормой дисконта.
6.7 При расчете социально-экономического ущерба от ДТП используются средние значения потерь, наносимых обществу, в соответствии с нормативами данными.
При упрощенных расчетах социально-экономический ущерб за год определяется из выражения (5):
, |
(5) |
где - социально-экономический ущерб, руб.;
N - количество пострадавших ("п" - погибло взрослых, "р" - раненых, "тс" - количество автомобилей, получившие повреждение);
Y - нормативные социально-экономические оценки ущерба в случае гибели и ранения людей, повреждения транспортных средств и прочего ущерба.
6.8 При расчетах в ценах 2014-2017 гг. рекомендуется использовать значения социально-экономического значения, приведенные в таблице 1 [8].
Таблица 1 - Оценка социально-экономического ущерба при ДТП, в млн. руб. на период 2015-2017 гг. в Российской Федерации
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Гибель человека |
13,172 |
14,191 |
15,138 |
16,085 |
Ранение человека |
0,401 |
0,438 |
0,467 |
0,496 |
Материальный ущерб ТС |
0,210 |
0,230 |
0,244 |
0,258 |
6.9 Прогноз эффективности комплекса мероприятий рекомендуется выполнять в соответствии с ОДМ 218.4.004-2009 [2].
6.10 Средние значения коэффициентов вероятности снижения количества ДТП, прогнозируемые после проведения типовых некапиталоемких мероприятий по сокращению аварийности в местах концентрации ДТП, приведены в Приложении Б.
6.11 Пример технико-экономического обоснования мероприятий по сокращению аварийности в местах концентрации ДТП приведен в Приложении А.
7 Оценка эффективности мероприятий методом "до" и "после"
7.1 Эффективность мероприятий определяется в долях (процентных) и абсолютных значениях по отношению к базовому периоду времени. За базовые периоды берется период (обычно 1 год) до реализации мероприятия и такой же период после реализации мероприятия. В качестве показателей аварийности используются: количество ДТП, число погибших и раненых, а также ущерб от ДТП.
7.2 Оценку эффективности мероприятий рекомендуется выполнять по формулам (8), (9):
, |
(8) |
где - доля сокращения количества ДТП на участке дороги в результате внедрения мероприятия;
D - количество ДТП на участке дороге до реализации мероприятия;
, |
(9) |
где - доля сокращения социально-экономического ущерба ДТП после на участке дороги в результате внедрения мероприятия, руб.;
С - стоимость мероприятия, руб.
7.3 При изменении интенсивности движения транспортных средств более чем на 10 % рекомендуется при расчетах эффективности учитывать изменение интенсивности движения.
7.4. Если период до проведения мероприятия длительнее времени, прошедшего после проведения мероприятия, то расчетное количество ДТП в период "до" определяется по формуле (10) [9]:
, |
(10) |
где - количество ДТП в период "до";
- интенсивность движения "после";
- число дней "после";
- интенсивность движения "до";
- число дней "до".
7.5 Для определения средней интенсивности движения на участке дороги с перекрестками суммируют число транспортных средств, проходящих непосредственно около пересечения или примыкания в одном уровне, и делят полученную сумму пополам.
7.6 Если период "после" больше периода "до", то расчетное количество ДТП в период "после" определяется по формуле (11):
, |
(11) |
где - количество ДТП в период "после".
7.7 Средний процент сокращения числа ДТП определяется по формуле (12):
, или , |
(12) |
где - сумма всех значений.
7.8 Вероятность погрешности среднего процента сокращения количества ДТП рассчитывается по формуле (13):
, |
(13) |
где n - число проведенных мероприятий;
х - расчетное количество ДТП "до" равное , если период "до" больше периода "после" или х - количество ДТП "после", равное , если период "после" больше периода "до".
у - количество ДТП "после", равное , если период "до" больше периода "после".
7.9 При оценке эффективности мероприятий рекомендуется учитывать материалы, из которых они были выполнены, конструктивные особенности, их способы, типоразмеры, стоимость их эксплуатации и срок службы.
7.10 Для графической интерпретации результатов эффективности выполненных мероприятий рекомендуется использовать диаграмму разброса, принятую в системе контроля качества [10].
Для построения диаграммы разброса необходимо иметь не менее 25 пар данных. Эти данные заполняются в табличной форме с независимой переменной характеристикой, называемой аргументом х и зависимой переменной, называемой функцией (откликом) у.
7.11 Решение задачи отслеживания и проверки эффективности мероприятий рекомендуется проводить для систематизации сбора данных о результативности проведения мероприятий.
7.12 В Приложении В приведен пример построения диаграммы разброса для оценки эффективности мероприятия.
7.13 Типовые решения применения некапиталоемких мероприятий по сокращению аварийности в местах концентрации ДТП с характерными дорожными условиями приведены в Приложении Г.
Библиография
[1] Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог"
[2] ОДМ 218.4.004-2009 Руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог
[3] ОДМ 218.6.015-2015 Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации
[4] ОДМ 218.4.005-2010 Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах
[5] Методические рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий: утв. Распоряжением Росавтодора от 30.03.2000 г. N 65-р
[6] Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. М.: Экономика, 2000 г.
[7] Экономическая оценка деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Часть 1. Учебное пособие/Попова Е.П., Куликова. М.: МАДИ (ГТУ), 2011. 121 с.
[8] Экономическая оценка деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Часть 2. Учебное пособие/Попова Е.П., Куликова. М.: МАДИ (ГТУ), 2011. 102 с.
[9] Аксенов В.А., Попова Е.П., Дивочкин О.А. Экономическая эффективность рациональной организации дорожного движения, М., Транспорт, 1987. -128 с.
[10] Розова Н.К. Управление качеством. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.6.025-2017 "Методические рекомендации по выбору эффективных некапиталоемких мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП на автомобильных дорогах общего пользования" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 31 августа 2017 г. N 2362-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) приводится по изданию федерального дорожного агентства, 2017 г.
Распоряжением Росавтодора от 5 мая 2022 г. N 1414-Р настоящий документ признан утратившим силу с 5 мая 2022 г.