Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Ж
Методика
прогноза эффективности мероприятий по повышению БДД на аудируемой дороге
Ж.1 Под фактором аварийности понимается сложившаяся обстановка, наличие определенных условий на дороге, которые способствуют возникновению причин ДТП.
Ж.2 Анализ причин ДТП и факторов аварийности, находящихся на разных иерархических уровнях и отдаленных по времени от самого опасного события - ДТП графически рассматривается через свойство деревьев, используя теорию "графов". Дерево причин и факторов аварийности служит инструментом выявления причинно-следственных связей ДТП. Оно строится таким образом, чтобы от конкретных происшествий и их причин, непосредственно им предшествовавших, дойти до факторов аварийности, связанных с условиями дорожного движения на дороге.
Ж.3 Простейшее правило построения дерева причин и факторов аварийности - логический анализ событий, построение цели вопросов "почему?" и "какой вес?" данной причины или фактора аварийности в ущербе ДТП. Данный метод является универсальным логическим методом анализа ДТП на дороге и позволяет не только оценить "весомость" того или иного негативного фактора на ней, но и построить прогностическую модель эффективности мероприятий по устранению этих факторов.
Ж.4 В виде графа представяются все возможные варианты событий. Точки и - вершины графа, соответствующие опасным событиям, причины ДТП и факторы аварийности. На каждом ребре графа указывается вероятность причин ДТП и факторов аварийности. Если P(I) =1, то существует единственное ребро F с концом I. Выделяя в дереве некоторую определенную цепь , ее в этом случае можно назвать стволом дерева. Предполагается, что существуют факторы аварийности, причинно-следственно связаные с причинами ДТП, и профилактические мероприятия, которые могут устранить их целиком или частично.
Ж.5 Анализируются все ДТП на дороге , ,..., , устанавливается их ущерб , ,..., от каждого ДТП и их причины ДТП , ,..., (рисунок Ж.1). Составляется матрица A, элемент которой обозначает коэффициент влияния причины на ДТП , который изменяется в диапазоне от 0 до 1 (таблица Ж.1).
Рисунок Ж.1 - Дерево вероятностей причин ДТП и факторов аварийности
Таблица Ж.1- Причины и ущерб от ДТП
N ДТП п/п |
Ущерб от ДТП |
Причины ДТП |
|||
... ... |
|||||
... ... |
|||||
... ... |
|||||
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... ... |
|||||
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... ... |
Ж.6 Определяется экспертным путем на дороге набор факторов аварийности , ,..., , обуславливающих проявление причин ДТП, связанных с нарушениями Правил дорожного движения и неудовлетворительными дорожными условиями (таблица Ж.2). Степень влияния фактора аварийности на причину в ДТП изменяется в диапазоне от 0 до 1.
Ж.7 Ущерб от фактора аварийности можно выразить формулой (Ж.1):
. (Ж.1)
Таблица Ж.2 - Экспертные оценки вероятности влияния факторов аварийности на причины ДТП
N п/п |
Номер ДТП |
Причины ДТП |
Факторы аварийности |
||||
. . . |
. . . |
. . . |
|||||
1 |
. . . |
. . . |
. . . |
||||
|
|
. . . |
. . . |
. . . |
|||
2 |
|||||||
|
|
. |
. |
. |
. |
. |
. |
|
|
. . . |
. . . |
. . . |
|||
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
N |
. . . |
. . . |
. . . |
||||
|
|
. |
. |
. |
. |
. |
. |
|
|
. . . |
. . . |
. . . |
Ж.8 Предположим, что известен возможный набор мероприятий по повышению БДД: , ,..., , которыми можно воздействовать на рассматриваемую совокупность ДТП на дороге (таблица Ж.3).
Таблица Ж.3 - Влияние мероприятий по повышению БДД на факторы аварийности на дороге
Мероприятия по безопасности дорожного движения |
Стоимость мероприятия |
Факторы аварийности |
|||||
... |
... |
||||||
... |
... |
||||||
... |
... |
||||||
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
||||||
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Ж.9 Составляется матрица H, элемент которой обозначает коэффициент воздействия мероприятия на фактор аварийности . Размерность матрицы H также в долях единицы. Тогда при проведении комплекса мероприятий Y = {Y1, Y2,...,Yp} будет получено сокращение ущерба от ДТП на величину значения параметра, рассчитанного по формуле (Ж.2):
. (Ж.2)
Ж.11 График зависимости максимального прогнозируемого снижения ущерба от ДТП в зависимости от суммы средств, выделяемых на мероприятия по повышению БДД на дороге, представлен на рисунке Ж.2.
Примечание - Для выполнения расчетов прогноза эффективности мероприятий по повышению БДД по данной модели рекомендуем использовать разработанную ФАУ "РОСДОРНИИ" компьютерную программу "Выбор эффективных мероприятий по БДД на дороге/в городе". Программа дает возможность произвести расчет двух стратегий выбора мероприятия, исходя из выделяемых денежных ресурсов и заданного уровня сокращения ущерба от ДТП.
Рисунок Ж.2 - График зависимости максимального прогнозируемого снижения ущерба от ДТП в зависимости от суммы средств, выделяемых на мероприятия по повышению БДД на дороге
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.