Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 августа 2017 г. N 03-07-11/55858
Вопрос: Организация заключила Соглашение об установлении сервитута земельного участка находящегося в муниципальной собственности. Соглашением предусмотрено внесение платы за сервитут собственнику земельного участка.
В силу ст. 143 НК РФ органы государственной власти (органы местного самоуправления) не являются плательщиками НДС.
В ст. 161 НК РФ перечислены случаи, в соответствии с которыми на налогоплательщика возлагаются обязанности налогового агента по удержанию и перечислению сумм НДС в бюджет.
Так, например, организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она арендует государственное (муниципальное) имущество непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).
При этом Налоговый кодекс РФ не содержит нормы, возлагающей обязанности налогового агента на лиц осуществляющих плату за сервитут, установленный на земельном участке, принадлежащем органам государственной (муниципальной) власти.
Должна ли организация выступать налоговым агентом для целей НДС при внесении платы за сервитут на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) органом местного самоуправления Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав.
Пунктом 3 статьи 161 Кодекса установлены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также при реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну. В указанных случаях налог на добавленную стоимость в бюджет уплачивают арендаторы и покупатели (получатели) указанного имущества.
Особенностей уплаты налога на добавленную стоимость при реализации органом местного самоуправления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 Кодекса не установлено.
Таким образом, при реализации указанного права налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является орган местного самоуправления и, соответственно, покупатель такого права налоговым агентом не признается.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.