I. Настоящие методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей разработаны в целях реализации полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, установленных Федеральным законом от 28.12.2016 N 465-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" (далее - Федеральный закон).
Так, в соответствии с Федеральным законом к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере организации отдыха и оздоровления детей относятся:
- реализация государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей на территории субъекта РФ, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;
- осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
- формирование и ведение реестров организаций отдыха детей и их оздоровления.
Минобрнауки России, осуществляя функции по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями отдыха детей и их оздоровления, осуществляет межведомственное взаимодействие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отдыха детей и их оздоровления по вопросам, связанным с отдыхом и оздоровлением детей, включая выработку единой государственной политики, разработку предложений по совершенствованию правовых, социально-экономических и организационных условий организации отдыха и оздоровления детей.
В настоящее время организации отдыха детей и их оздоровления контролируются по различным направлениям различными федеральными органами государственной власти:
- государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей в области защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе его территориальными органами;
- государственный контроль в области безопасности людей на водных объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в области безопасности людей на водных объектах;
- государственный надзор за выполнением требований пожарной безопасности на объектах отдыха и оздоровления детей осуществляется органами и должностными лицами федерального государственного пожарного надзора в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в организациях отдыха детей и их оздоровления осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, в том числе его территориальными органами;
- федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе его территориальные органы принимают меры по обеспечению общественного правопорядка и общественной безопасности детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления;
- федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(1) и Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(2) наделены полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования и лицензионного контроля за образовательной деятельностью в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе организаций, осуществляющих оздоровление и(или) отдых, которые имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Таким образом, федеральный государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей обеспечивается Минобрнауки России посредством взаимодействия с указанными ведомствами, в том числе по итогам выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, и обеспечения контроля за их устранением уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями отдыха детей и их оздоровления.
II. Согласно подпункту 24.3 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, осуществления регионального контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"*(3) (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ).
Минобрнауки России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта РФ имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, порядок формирования и ведения органами исполнительной власти субъектов РФ реестров организаций отдыха детей и их оздоровления (далее - реестры), порядок осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей органы государственной власти субъекта РФ вправе определить самостоятельно.
При этом до внесения изменений в законодательство Российской Федерации при формировании и ведении реестров органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо руководствоваться письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.08.2011 N 18-2/10/1-5182 о единых требованиях к составлению и ведению реестров организаций отдыха детей и их оздоровления.
При формировании реестра необходимо в обязательном порядке:
- в заглавии реестра указывать наименование субъекта РФ, год формирования или актуализации сведений, содержащихся в реестре, а также наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
- размещать реестр в формате электронной таблицы .xls, .xlsx, отдельно от "файла - согласования" реестра с территориальными органами Роспотребнадзора, МЧС России и иными органами;
- размещать реестр ежегодно не позднее 1 марта текущего года и постоянно обновлять содержащиеся в нем сведения;
- указывать в сведениях об организациях отдыха детей и их оздоровления информацию, в том числе об условиях для проживания детей и проведения досуга, режим работы организации, стоимость путевки (либо стоимость 1 дня пребывания);
- включать в реестр следующие разделы:
раздел II "Информация о действующих организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории иных субъектов РФ или за пределами территории Российской Федерации, находящихся в государственной, муниципальной собственности, или на содержании балансодержателей, имеющих регистрацию юридического лица на территории данного субъекта Российской Федерации";
раздел III "Информация о недействующих организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также о недействующих организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории иных субъектов Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации, находящихся в государственной, муниципальной собственности, или на содержании балансодержателей, имеющих регистрацию юридического лица на территории данного субъекта Российской Федерации";
- размещения паспорта организации отдыха детей и их оздоровления на сайтах указанных организаций либо их учредителей (балансодержателей).
Реестр должен быть размещен на официальном сайте уполномоченного органа (уполномоченных органов) исполнительной власти субъекта РФ в сфере организации отдыха детей и их оздоровления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Отдых детей и их оздоровление", уровень "вложенности" которого относительно главной страницы размещения не должен превышать второго уровня.
Например, http://МинОбрСубъекта.ru/ДеятельностьМинистерства/Детский_отдых_и_оздоров ление/. Об изменении информации, содержащейся в реестре, необходимо оперативно информировать Минобрнауки России, в том числе на адрес электронной почты do@turcentrrf.ru.
В разделе "Отдых детей и их оздоровление" должна быть представлена следующая информация:
1. Актуальный реестр, составленный в соответствии с указанными требованиями по формированию и ведению реестров. На странице реестра должна быть размещена дата его последнего обновления, а также контактные данные ответственного лица, осуществляющего сбор информации для включения в реестр и(или) контактные данные лица, осуществляющего размещение сведений в реестре.
2. Перечень законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере организации отдыха детей и их оздоровления (письмо Минобрнауки России от 1 июня 2017 г. N ВК-1463/09)*(4).
3. Перечень законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе порядок подбора и направления детей в организации отдыха детей и их оздоровления.
4. Информация о проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе перечень нормативных правовых актов, на основании которых проводятся указанные проверки.
5. Перечень документов, необходимых для открытия организаций отдыха детей и их оздоровления.
6. Перечень документов, необходимых для направления детей в организации отдыха детей и их оздоровления.
7. Иная информация, касающаяся организации отдыха детей и их оздоровления в субъекте РФ.
Своевременное формирование и ведение реестров, а также актуализация сведений позволит обеспечить информационную открытость и доступность сведений о деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления для родителей (законных представителей) детей, направляемых в организации отдыха детей и их оздоровления, и иных участников правоотношений в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.
III. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"*(5) (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний), а также оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обеспечивают предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, подведомственные соответственно органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, в первоочередном порядке. В случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно опекунами (попечителями), приемными родителями или патронатными воспитателями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им может предоставляться компенсация стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в размере и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Минобрнауки России обращает внимание, что для целей Федерального закона N 159-ФЗ федеральный законодатель предусмотрел разграничение правового статуса детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом последней категории граждан предоставляется ряд гарантий в интересах указанных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса.
Так, в определении понятия организация отдыха детей и их оздоровления, содержащегося в статье 1 Федерального закона N 124-ФЗ, реализация услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления указана в качестве основного вида деятельности, что не запрещает таким организациям оказывать соответствующие услуги в качестве дополнительного вида деятельности лицам старше 18 лет, в том числе лицам из числа детей-сирот.
При этом согласно статье 1 Федерального закона N 124-ФЗ под организацией отдыха детей и их оздоровления следует понимать организацию, деятельность которой направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
Между тем процесс отдыха и оздоровления детей включает в себя совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану, а также укрепление их здоровья и профилактику заболеваний.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" санаторно-курортное лечение предполагает медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими и санаторно-курортными организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
При этом путевки в санаторно-курортные организации предоставляются детям-сиротам при наличии медицинских показаний.
По вопросу правового регулирования органами государственной власти субъектов РФ в сфере социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Минобрнауки России обращает внимание.
Федеральный закон N 159-ФЗ не содержит положений об определенной периодичности предоставления путевок органами государственной власти субъектов РФ в организации отдыха детей и их оздоровления.
Вместе с тем согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия (при этом в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам).
Кроме того, следует обратить внимание, что статья 7 Федерального закона N 159-ФЗ закрепляет право каждого из числа детей-сирот на получение путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, а также в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний с оплатой проезда к месту лечения (отдыха) и обратно независимо от каких-либо обстоятельств.
IV. Для обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых детям, организации отдыха детей и их оздоровления должны соблюдать следующие основные (минимальные) условия:
1) наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает организация;
2) условия размещения организации;
3) укомплектованность организации необходимыми квалифицированными специалистами;
4) техническое оснащение организации (оборудование, снаряжение, транспорт и т.д.);
5) наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг;
6) соответствие требованиям безопасности и качеству оказания услуг;
7) наличие развивающей программы пребывания детей в организации отдыха детей и их оздоровления.
Основной перечень документов*(6):
- устав организации отдыха детей и их оздоровления, положение; документы на право оперативного управления зданиями и сооружениями, землей; номенклатура дел указанной организации, локальные акты, в том числе правила внутреннего трудового распорядка, положение (приказ) о проведении производственного контроля;
- паспорт организации, паспорт антитеррористической защищенности объекта (территории) и другие, договор на организацию охраны объектов и территории организации отдыха детей и их оздоровления;
- штатное расписание, должностные инструкции, графики работы и дежурства сотрудников; данные о педагогическом, медицинском, техническом персонале и работниках столовой, их квалификационные характеристики; справки об отсутствии судимости у работников;
- заключения органов в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, акт приемки организации отдыха детей и их оздоровления (порядок приемки организаций отдыха детей и их оздоровления устанавливается субъектом РФ);
- правила, инструкции, методики, планы и программы работы с детьми, график проведения смен; договоры с родителями (законными представителями) об оказании услуг в сфере организации отдыха детей и их оздоровления; лицензия на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ (при наличии);
- инструкции по технике безопасности и охране труда, журналы регистрации инструктажей, журнал регистрации несчастных случаев;
- документация на имеющиеся оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение; финансово-хозяйственная документация;
- документация по организации питания (примерное меню, сертификаты на пищевые продукты и т.д.);
- медицинская документация (лицензия на медицинскую деятельность; медицинские книжки сотрудников организации; медицинские справки на каждого ребенка и др.);
- другие документы, необходимые для качественного и безопасного оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.
Кроме этого, в организации отдыха детей и их оздоровления должны отсутствовать неисполненные предписания, выданные уполномоченными органами государственной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также иными органами государственной власти в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
______________________________
*(1) См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 2, 3. - Ред.
*(2) См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 8. - С. 57-80. - Ред.
*(3) См. Образование в Документах. - 2012. - N 1. - С. 14-33. - Ред.
*(4) См. Официальные документы в образовании. - 2017.- N 21, - С. 57-66. - Ред.
*(5) См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 15. - С. 58-72. - Ред.
*(6) См. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления", утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 565-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей. В частности, указано следующее.
Организации отдыха детей и их оздоровления контролируются различными ведомствами по определенным направлениям. Речь идет, в частности, о надзоре за выполнением требований пожарной безопасности на объектах отдыха и оздоровления детей; о контроле качества и безопасности медицинской деятельности.
Федеральный госконтроль за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей обеспечивается Минобрнауки России посредством взаимодействия с соответствующими ведомствами.
Даны рекомендации по формированию реестров организаций отдыха детей и их оздоровления. Разъяснены особенности оказания услуг лицам старше 18 лет, в т. ч. лицам из числа детей-сирот.
Перечислены документы, которые необходимо иметь при осуществлении деятельности в данной сфере.
Методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей (приложение к письму Минобрнауки России от 20 июля 2017 г. N ПЗ-818/09)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", август 2017 г., N 24, в журнале "Администратор образования", сентябрь 2017 г., N 17