Condition monitoring and diagnostics of machines. Requirements for qualification and assessment of personnel. Part 3. Requirements for training bodies and the training process
Дата введения - 1 декабря 2016 г.
Взамен ГОСТ Р ИСО 18436-3-2011
Предисловие
1 Подготовлен Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 183 "Вибрация, удар и контроль технического состояния"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2015 г. N 1737-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 18436-3:2012 "Контроль состояния и диагностика машин. Требования к квалификации и оценке персонала. Часть 3. Требования к учебным организациям и процессу обучения" (ISO 18436-3:2012 "Condition monitoring and diagnostics of machines - Requirements for qualification and assessment of personnel - Part 3: Requirements for training bodies and the training process").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Взамен ГОСТ Р ИСО 18436-3-2011
Введение
Контроль состояния и диагностика являются составной частью эффективной программы технического обслуживания машин. Безразборные технологии оценки состояния и обнаружения неисправностей включают в себя методы вибрационного анализа, инфракрасной термографии, акустической эмиссии, анализа масла и частиц износа, акустического и ультразвукового контроля, анализа параметров тока двигателя. Во многих случаях эти методы успешно дополняют друг друга. Ключевым элементом в их применении являются квалификация и опыт лиц, выполняющих измерения и анализ данных.
Настоящий стандарт устанавливает требования к организациям, проводящим обучение в области безразборного контроля состояния машин, диагностики и технического обслуживания. Настоящий стандарт содержит общие требования к персоналу обучающих организаций. Требования к персоналу в области конкретных технологий контроля состояния и диагностики установлены в других частях ИСО 18436.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к организациям, проводящим обучение персонала в области контроля состояния машин, обнаружения неисправностей и представления рекомендаций по проведению корректирующих действий. Также установлены процедуры обучения персонала.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (ISO 9000, Quality management systems - Fundamentals and vocabulary)
ИСО 13372 Контроль состояния и диагностика машин. Словарь (ISO 13372, Condition monitoring and diagnostics of machines - Vocabulary)
ИСО 18436 (все части) Контроль состояния и диагностика машин. Требования к квалификации и оценке персонала (ISO 18436, Condition monitoring and diagnostics of machines - Requirements for qualification and assessment of personnel)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 наблюдательный комитет (administrative committee, advisory committee): Комитет, наблюдающий за деятельностью учебной организации.
3.2 свидетельство о прохождении обучения (certificate of completion): Письменное удостоверение о завершении курса дополнительного обучения, выданное в соответствии с установленными правилами программы обучения.
3.3 наблюдатель (invigilator): Лицо, уполномоченное учебной организацией контролировать процесс проведения экзаменов.
3.4 технический комитет по обучению (technical training committee): Комитет, созданный учебной организацией для решения технических вопросов по программе обучения.
3.5 преподаватель (trainer): Лицо, обладающее необходимыми техническими знаниями и квалификацией, которому поручено проводить обучение кандидатов.
3.6 учебная организация (training body): Организация, компетентная в реализации программ обучения персонала в области одной или нескольких технологий контроля состояния машин и диагностирования.
3.7 учебный центр (training centre): Центр, уполномоченный и контролируемый учебной организацией, в котором проводят практическое и теоретическое обучение кандидатов.
3.8 процесс обучения (training process): Методы, посредством которых учебная организация передает знания кандидатам.
3.9 программа обучения (training programme): Система, обладающая собственными правилами проведения обучения вербальными и визуальными способами, а также через выполнение кандидатами практических работ.
4 Учебная организация
4.1 Задачи
Учебная организация разрабатывает и применяет процедуры, целью которых является подготовка специалистов к решению задач в области контроля состояния и диагностики машин.
4.2 Требования
Учебная организация должна удовлетворять следующим требованиям:
a) располагать необходимыми техническими, образовательными и финансовыми ресурсами для проведения обучения согласно соответствующей части ИСО 18436;
b) располагать необходимыми административными ресурсами для организации обучения и реализации учебных программ;
c) проводить обучение, целью которого является подтверждение квалификации персонала согласно соответствующей части ИСО 18436, не связанное с продвижением каких-либо коммерческих продуктов или услуг;
d) не допускать каких-либо элементов дискриминации в проводимой политике и в реализации учебных программ;
e) иметь систему менеджмента качества в соответствии с [1].
4.3 Ответственность
Учебная организация должна:
a) устанавливать, поддерживать и развивать содержательные с технической точки зрения практические программы обучения для подготовки персонала к выполнению задач по контролю состояния и диагностированию машин, результатом которых будет подтверждение квалификации персонала;
b) управлять процессом обучения посредством применения современных методов преподавания и новейшего демонстрационного оборудования;
c) нести полную ответственность за качество применяемых методов обучения, включая технические и административные требования к ним;
d) обеспечить точное следование программы обучения учебному курсу, установленному в соответствующей части ИСО 18436, с использованием терминологии, установленной ИСО 13372;
e) уполномочивать учебные центры, укомплектованные соответствующим персоналом и оборудованием, на проведение деятельности по обучению персонала и осуществлять периодический контроль за этой деятельностью;
f) допускать кандидата к обучению после выполнения им установленных требований;
g) определять время и место проведения обучения, учебный центр и преподавателей для каждого курса программы;
h) готовить обучающие материалы согласно требованиям соответствующей части ИСО 18436 и распространять их;
i) осуществлять подбор, оценку и инструктаж преподавателей на основе опыта их практической и преподавательской деятельности;
j) осуществлять подготовку и руководство экзаменами в рамках курса обучения и извещать обучаемых о результатах экзаменов;
k) выдавать письменные свидетельства о пройденном обучении;
I) вести и хранить документацию, связанную с процессом обучения;
m) вести записи, связанные с результатами экзаменов по итогам обучения;
n) хранить экзаменационные листы;
o) контролировать выполнение функций, делегируемых другим лицам и организациям.
4.4 Организационная структура учебной организации
4.4.1 Общие положения
Организационная структура учебной организации должна быть открытой, допускающей вовлечение в ее деятельность всех заинтересованных лиц.
4.4.2 Ответственность
Учебная организация обязана:
а) определить лиц, группы лиц или комитеты, ответственные за:
1) процедуры, программы обучения и надзор в соответствии с настоящим стандартом, другими стандартами и нормативными документами;
2) формирование политики деятельности учебной организации;
3) принятие решений, связанных с программой обучения;
4) контроль выполнения принятой политики;
5) контроль финансовой деятельности учебной организации;
b) делегировать полномочия наблюдательным комитетам или лицам на выполнение ими от своего имени соответствующих действий.
4.5 Управление учебной организацией
Порядок управления учебной организацией должен быть определен и документирован в ее системе менеджмента качества. Руководство организации должно обеспечить правильность понимания и применения положений системы качества на всех уровнях.
Система управления организацией должна быть документирована, соответствовать всем требованиям настоящего стандарта и обеспечивать эффективность их реализации.
4.6 Учебные центры
4.6.1 Общие положения
Учебные центры, которые могут быть созданы на базе научно-технических организаций, фирм-поставщиков, компаний, учебных заведений, в том числе негосударственных образовательных учреждений, должны удовлетворять требованиям по 4.6.2 и нести ответственность по 4.6.3.
4.6.2 Требования
Учебные центры должны быть уполномочены учебной организацией и удовлетворять, по меньшей мере, следующим требованиям:
a) работать под управлением учебной организации;
b) иметь квалифицированный персонал, позволяющий организовать проведение обучения по программам, установленным учебной организацией на основе учебного курса, который определен в соответствующей части ИСО 18436;
c) иметь достаточные технические и финансовые ресурсы для реализации программ обучения;
d) предоставлять учебной организации данные о проведенных экзаменах и экзаменационные листы;
e) соответствовать требованиям настоящего стандарта.
4.6.3 Ответственность
Учебный центр должен:
a) проводить обучение согласно программе, установленной учебной организацией, с привлечением квалифицированных преподавателей (см. приложение А);
b) использовать только последнюю версию обучающих материалов, предоставляемых учебной организацией;
c) возвращать оригиналы обучающих материалов в учебную организацию;
d) не допускать ситуаций, способных каким-либо образом поставить под сомнение право собственности на обучающие материалы.
4.7 Технические комитеты
4.7.1 Общие положения
Технические комитеты создаются учебной организацией и должны удовлетворять требованиям по 4.7.2 и нести ответственность по 4.7.3.
4.7.2 Требования
Учебная организация может создавать отдельные технические комитеты для контроля и управления техническими вопросами, связанными с процессом обучения. Технические комитеты должны включать в свой состав специалистов, чья квалификация, по меньшей мере, соответствует уровню обучения в области деятельности технического комитета.
4.7.3 Ответственность
Технический комитет должен:
a) разрабатывать и обновлять процедуры и методологию обучения;
b) разрабатывать программы экзаменов для оценки степени усвоения кандидатами учебного курса;
c) строго придерживаться области знаний, определенных соответствующей частью ИСО 18436, для каждого уровня обучения.
4.8 Документация
Учебная организация должна поддерживать в рабочем состоянии систему ведения документации в соответствии с действующими инструкциями. Ведущиеся записи должны демонстрировать эффективность проводимого обучения и включать в том числе заявления на обучение, отчеты по результатам обучения, результаты инспекционных проверок и пр. Документам должен быть присвоен идентификационный номер, они должны составляться и храниться таким образом, чтобы обеспечить полноту описания процессов и конфиденциальность информации. Установленный срок хранения документов должен обеспечивать возможность демонстрации правильности выполнения заданных требований, по крайней мере, в пределах одного полного цикла, включающего в себя процедуру признания компетентности кандидата и период, после которого должно быть выполнено подтверждение компетентности, или составлять 10 лет. Учебная организация должна разработать политику и процедуры в отношении оценки конфиденциальности ведущихся записей (см. 4.9).
4.9 Конфиденциальность
Порядок работы учебной организации на всех уровнях должен обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой в ходе ее деятельности, в соответствии с действующим законодательством.
За исключением случаев, специально оговоренных настоящим стандартом или законодательством, информация о конкретном лице, собранная во время обучения, не должна передаваться третьей стороне без письменного согласия этого лица. Если передача информации обусловлена требованиями закона, то лицо, информация о котором запрошена, должно быть поставлено об этом в известность.
5 Требования к персоналу учебной организации
5.1 Общие требования
Чтобы обеспечить эффективность и единообразие обучения, уполномоченная учебная организация через соответствующий технический комитет должна утвердить требования к компетентности персонала, участвующего в процедурах обучения, в соответствии с приложением А.
Учебная организация заключает со своими сотрудниками (штатными и внештатными) письменный договор, согласно которому они принимают на себя обязательства по выполнению правил, установленных учебной организацией, включая правила, связанные с конфиденциальностью.
Персоналу должны быть доступны инструкции, где четко изложены его обязанности и ответственность за выполнение этих обязанностей. Инструкции необходимо поддерживать в актуализированном состоянии. Все лица, вовлеченные в деятельность по обучению, должны обладать соответствующим образованием и техническим опытом, пройти инструктаж, организованный учебной организацией, и осознавать значимость предоставляемых организацией услуг.
Учебная организация заводит на каждого сотрудника личное дело, в котором поддерживаются в актуализированном состоянии записи о его квалификации, обучении и опыте работы, связанном с преподавательской деятельностью. Записи в деле должны быть доступны сотруднику и включать:
a) имя и адрес сотрудника;
b) сведения о характере участия в деятельности организации и о занимаемой должности;
c) данные о полученном образовании и профессиональном статусе;
d) сведения об опыте работы и дополнительном обучении в каждой из областей деятельности учебной организации;
e) конкретные обязанности, возложенные на сотрудника;
f) оценку выполнения сотрудником своих обязанностей;
g) дату последнего обновления записей.
5.2 Дополнительные требования для преподавателей
Преподаватели должны удовлетворять требованиям, установленным учебной организацией на основе соответствующих стандартов и нормативных документов, а также перечисленным в приложениях А и В.
При приеме какого-либо лица на работу преподавателем учебная организация должна убедиться в его компетентности. Преподаватель должен:
a) быть ознакомлен с используемой системой обучения и требованиями к обучению согласно соответствующей части ИСО 18436;
b) быть хорошо осведомленным о применяемых методах обучения;
c) иметь глубокие технические знания и опыт в своей области обучения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 18436-3-2015 "Контроль состояния и диагностика машин. Требования к квалификации и оценке персонала. Часть 3. Требования к учебным организациям и процессу обучения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2015 г. N 1737-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Дата введения - 1 декабря 2016 г.