Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2017 г. N 5-АПГ17-60
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 15 марта 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Полидент плюс" о признании недействующим пункта 18867 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей общества с ограниченной ответственностью "Полидент плюс" Савочкиной Н.В. и Запрудиной А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, опубликованным 28 ноября 2014 года на официальном сайте правительства Москвы http:www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы", N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды".
В результате внесенных постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП изменений, приложение N 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Согласно пункту 18867 в названный Перечень на 2017 год включено здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1046, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Свободы, д. 35, стр. 22.
Общество с ограниченной ответственностью "Полидент плюс" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 18867 Перечня на том основании, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы "О налоге на имущество организаций", статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В обоснование административных исковых требований Общество ссылалось на то, что названный объект недвижимости расположен на земельном участке с разрешенным видом использования - эксплуатация зданий под производственные цели. Помещения здания используются арендаторами, которые занимаются научными исследованиями, разработкой в области естественных и технических наук, производством подъемно-транспортного оборудования. Вместе с тем здание включено в Перечень на основании акта о фактическом использовании здания. Результаты обследования здания по состоянию на 17 марта 2016 года, отраженные в акте Государственной инспекции по недвижимости города Москвы, согласно которым 100% площади помещений здания используются для размещения офисов, истец считает недостоверными.
Решением Московского городского суда от 15 марта 2017 года административный иск удовлетворен. Пункт 18867 приложения N 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП признан недействующим с 1 января 2017 года.
В апелляционной жалобе правительство Москвы просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен на территории города Москвы Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка определено, что офис - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
Согласно пункту 3.4 Порядка (в редакции, действовавшей на момент составления акта Госинспекции) в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, с приложением соответствующих фотоматериалов (пункт 3.5 Порядка).
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения здания с кадастровым номером 77:08:0005003:1046 в Перечень на 2017 год.
Как следует из материалов дела, спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0005003:38 и видом разрешенного использования - эксплуатация зданий под производственные цели. Данный вид использования земельного участка не предполагает размещение на нем административно-делового центра, следовательно, здание не подлежало включению в Перечень по названным признакам.
Судом установлено, что из всех оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, спорный объект недвижимости включен в Перечень на 2017 год на основании акта N 9082068, по виду фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку более 20% его общей площади используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Из названного акта обследования N 9082068, составленного Госинспекцией по состоянию на 17 марта 2016 года, следует, что 100% площади спорного здания используется для размещения офисных помещений. Доступ работников Госинспекции в обследуемое здание был обеспечен.
В судебном заседании суда первой инстанции были допрошены инспекторы, составившие акт, которые пояснили суду, что на момент обследования здание занимала только одна организация АО "Научно-производственное предприятие "Проект-техника", осуществляющая разработку конструкторской документации; здание и помещения в нем отнесли к офисным помещениям ввиду того, что в экспликации они указаны как кабинеты. Данные помещения оборудованы рабочими местами, оргтехникой, компьютерами, их нельзя отнести к производственным помещениям и лабораториям, они подпадают под понятие офиса.
Удовлетворяя заявленные требования, суд установил, что акт обследования от 17 марта 2016 года N 9082068 не соответствует требованиям пунктов 3.4, 3.5 Порядка, в нем не приведены выявленные признаки размещения помещений под офисы, соответствующие пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункту 4 пункта 1.4 Порядка.
В тоже время суд установил, что согласно экспликации здания по состоянию на 22 июня 2011 года помещения в нем имеют характеристику в большинстве "кабинет", "подсобные помещения", однако все эти помещения отнесены к типу: "Производственные". Из технического паспорта здания и экспликации по состоянию на 7 июля 2016 года, выданных Савеловским ТБТИ ГБУ г. Москвы "МГБТИ", следует, что назначение здания: "вычислительный центр", здание 4 этажное (4 этаж - котельная), помещения в здании имеют тип: "нежилое", характеристика комнат и помещений в большинстве: "мастерская", "подсобное помещение"; на первом этаже имеются три помещения под размещение "кабинета" общей площадью 46,8 кв.м.
Из приложенной к акту обследования фототаблицы усматривается, что здание фактически трехэтажное, 4 этаж - чердак, где размещается котельная. На фасадах и внутри здания отсутствуют какие-либо вывески организаций, рекламные объявления. В помещениях здания расположены мастерские, конструкторские бюро, на столах компьютеры, чертежи, модели опытных образцов. На входной двери в одно из помещений имеется табличка о расположении "Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации".
Судом были исследованы предоставленные административным истцом договоры аренды, государственные контракты, штатные расписания и должностные инструкции. На основании указанных доказательств, суд пришел к выводу о том, что основными арендаторами здания площадью 1779,3 кв.м, являются АО "Научно-производственное предприятие "Проекттехника" (аренда 1452,7 кв.м.), АО "Центр сервисных решений "Проекттехника" (аренда 80,2 кв.м.) и ЗАО "Инженерный центр "Проект-техника" (32 кв.м.), которые фактически используют переданные им в аренду помещения для проведения научно-исследовательских работ, выполнения опытно-конструкторской работы и её составной части в рамках разработки производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники и космической деятельности.
Следовательно, использование нежилых помещений здания, как правильно указал суд в решении, связано с производственной деятельностью, а не в целях делового, административного или коммерческого назначения. При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для отнесения нежилых помещений в здании к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре.
Остальные арендаторы фактически в арендованных помещениях (48,8 кв.м.) не ведут свою деятельность, договоры аренды заключены в качестве использования помещений под юридический адрес.
При таких обстоятельствах выводы суда о противоречии оспариваемой нормы положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются правильными.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 15 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2017 г. N 5-АПГ17-60
Текст определения официально опубликован не был