Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 15 августа 2017 г. N 206-КГ17-5
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.
судей Воронова А.В., Дербилова О.А.
при секретаре Фомине С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя административного ответчика - начальника 2 отдела (г. Новосибирск) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье") Черных З.П. на апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда от 12 августа 2016 г., которым частично отменено решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2016 г. по административному исковому заявлению (далее - заявление) бывшего военнослужащего Новосибирского высшего военного командного училища (далее - военное училище) майора запаса Тутукина Павла Юрьевича об оспаривании действий начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" и начальника военного училища, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в служебном жилом помещении и выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражений на нее административного истца (далее - истец) Тутукина П.Ю., Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2016 г. Тутукину П.Ю. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконными решение начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" от 4 февраля 2016 г. N 475 об отказе во включении его в список на предоставление служебных жилых помещений, отказ начальника военного училища в выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения и просил обязать начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" включить его в список на предоставление служебных жилых помещений.
Апелляционным определением Западно-Сибирского окружного военного суда от 12 августа 2016 г. решение отменено и по делу принято новое решение о частичном удовлетворении заявления.
Судом апелляционной инстанции признаны неправомерными отказ 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" включить истца в список на предоставление служебных жилых помещений и отказ начальника военного училища в выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения. Судебные расходы, состоящие из затрат по оплате государственной пошлины, в размере 450 рублей судом взысканы в пользу истца с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области".
Требование Тутукина П.Ю. о включении его в списки на получение служебного жилого помещения оставлено без удовлетворения.
Определением судьи Западно-Сибирского окружного военного суда от 15 февраля 2017 г. в передаче кассационной жалобы административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в установленный срок (с учетом времени рассмотрения кассационной жалобы административного ответчика в президиуме Западно-Сибирского окружного военного суда), начальник 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" Черных З.П., утверждая о существенном нарушении окружным военным судом норм материального и процессуального права, просит апелляционное определение отменить в части удовлетворенных требований, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы она указывает на оставление судом апелляционной инстанции без внимания положений закона, согласно которому военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту до 1 января 1998 г., к категории которых относится истец, и реализовавшие свое право на жилищное обеспечение по избранному месту жительства, не имеют права на повторное обеспечение жильем по месту военной службы на период до их увольнения в запас. Поскольку Тутукин П.Ю. по своему волеизъявлению получил в собственность жилое помещение в г. Москве, он в силу прямого действия п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") утратил право на предоставление ему служебного жилого помещения.
В жалобе также указывается на неприменение судом положений ст. 93 и ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, согласно которым служебные жилые помещения предоставляются гражданам на период прохождения военной службы, а увольнение с военной службы является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения. При этом на момент принятия обжалуемого решения у начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" не было сомнений, что истец является военнослужащим, подлежащим увольнению.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Тутукин П.Ю., заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., с октября 2008 г. проходил военную службу в должности преподавателя в Новосибирском высшем военном командном училище. Решением жилищной комиссии военного училища от 17 ноября 2008 г. истец признан нуждающимся в служебном жилом помещении, а решением этой же комиссии от 4 сентября 2010 г. он переведен из категории нуждающихся в служебном жилом помещении в категорию "бесквартирные".
На основании рапорта от 4 августа 2008 г. и в связи с невозможностью обеспечения жилым помещением по месту военной службы Тутукину П.Ю. с 1 августа 2011 г. выплачивалась денежная компенсация за наем жилого помещения.
В связи с сокращением занимаемой должности истец 8 августа 2011 г. обратился по команде с рапортом об увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями и просил зачислить его в распоряжение начальника военного училища до обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства в г. Санкт-Петербурге. Впоследствии он изменил избранное им место жительство после увольнения с военной службы на г. Москву.
Приказом начальника военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" от 27 сентября 2011 г. N 88 Тутукин П.Ю. зачислен в распоряжение начальника филиала названного центра в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Решением начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" от 27 сентября 2015 г. Тутукину П.Ю. предоставлена в собственность по установленным нормам квартира в г. Москве, которую он принял по акту приема-передачи жилого помещения 30 ноября 2015 г.
В связи с получением жилого помещения по избранному месту жительства этим же решением начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, после чего с 1 декабря 2015 г. ему прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.
21 января 2016 г. Тутукин П.Ю. обратился в ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением, в котором просил признать его нуждающимся в служебном жилом помещении, в чем ему было отказано решением начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" от 4 февраля N 475 ввиду обеспеченности жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства, нахождения в распоряжении и истечения срока контракта.
Приказом Главнокомандующего Сухопутными войсками Вооруженных Сил Российской Федерации от 2 марта 2016 г. N 9 Тутукин П.Ю. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом начальника военного училища от 18 марта 2016 г. исключен из списков училища.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что государство выполнило свою обязанность по жилищному обеспечению истца в избранной им форме, а повторное обеспечение его жильем для постоянного проживания с предварительным обеспечением служебным жилым помещением, законом не предусмотрено. Поскольку истец не был включен начальником 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, то отсутствовали основания и для выплаты ему денежной компенсации за наем жилого помещения.
Отменяя решение и принимая новое о частичном удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отказ уполномоченного жилищного органа поставить Тутукина П.Ю. на учет нуждающихся в служебном жилом помещении в связи с наличием у него жилья в другом населенном пункте противоречит закону, как и отказ начальника военного училища в выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения, основанный на неправомерном отказе уполномоченного жилищного органа.
Однако такие выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют материалам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В суде установлено, что Тутукин П.Ю., заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и проходивший военную службу в военном училище, дислоцированном в г. Новосибирске, ввиду увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и избрания местом жительства г. Москву был обеспечен в указанном населенном пункте жилым помещением в собственность.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для дела.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статуе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статуе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержание названных норм закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя указанной категории военнослужащих, к которой относится Тутукин П.Ю., гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспечиваемых жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
При таких данных законных оснований для нахождения истца на жилищном учете после предоставления ему за счет Министерства обороны Российской Федерации квартиры в собственность не имелось.
Поскольку Тутукин П.Ю. подлежал увольнению с военной службы и в силу закона был обязан представить документы о сдаче жилых помещений (в случае обеспечения ими по месту военной службы) при получении жилого помещения по избранному месту жительства, каких-либо оснований для признания его нуждающимся в служебном жилом помещении и продолжении выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения также не имелось.
К тому же не нахождение административного истца на учете в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении само по себе препятствует выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения, поскольку в соответствии с абзацем вторым п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, вывод гарнизонного военного суда о правомерности действий начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" и начальника военного училища, связанных с отказом в признании Тутукина П.Ю. нуждающимся в служебном жилом помещении и в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, основан на законе, а утверждение окружного военного суда об обратном является ошибочным.
Допущенные окружным военным судом нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения в части удовлетворенных требований, в том числе, на основании ст. 103, 111 КАС РФ в части взыскания в пользу истца судебных расходов, и оставления в силе решения гарнизонного военного суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 4 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда от 12 августа 2016 г. по административному исковому заявлению Тутукина П.Ю. отменить в части признания неправомерными отказа 2 отдела (г. Новосибирск) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации включить Тутукина П.Ю. в список на предоставление служебных жилых помещений и отказа начальника Новосибирского высшего военного командного училища в выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения, а также взыскания в пользу административного истца с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" судебных расходов в размере 450 рублей.
Оставить в указанной части в силе решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2016 г. по административному исковому заявлению Тутукина П.Ю.
Председательствующий судья |
И.В. Крупнов |
Судьи |
А.В. Воронов |
|
О.А. Дербилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 15 августа 2017 г. N 206-КГ17-5
Текст определения официально опубликован не был