Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации
за I квартал 2017 года
См. Платежный баланс, международную инвестиционную позицию и внешний долг Российской Федерации (Январь-июнь 2017 г.)
Юридическая основа разработки платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга
Законодательной и правовой базой разработки платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга являются:
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (с изменениями) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
- Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ (с изменениями) "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (с изменениями) "О банках и банковской деятельности";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (с изменениями) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1994 N 849.
Аналитический комментарий
Платежный баланс Российской Федерации
В I квартале 2017 года определяющим в укреплении текущего счета платежного баланса стало улучшение рыночной конъюнктуры основных товаров российского экспорта. Операции банков по размещению иностранных активов при некотором снижении их внешних обязательств привели к росту чистого вывоза капитала частным сектором. Вклад прочих секторов в движение капитала был нейтральным.
Профицит счета текущих операций в январе-марте 2017 года вырос в 1,8 раза, до 23,3 млрд долларов США (12,9 млрд долларов США в аналогичном периоде 2016 года). Сказалось укрепление в 1,5 раза торгового баланса до 34,4 млрд долларов США при некотором увеличении отрицательного вклада других компонентов текущего счета.
Экспорт товаров вырос на 36,2%, или на 21,9 млрд долларов США, до 82,4 млрд долларов США. Определяющим был рост цен на товары российского экспорта, составивший 30,0%, опережающими темпами восстанавливалась конъюнктура основных энергетических товаров, в частности, цены на сырую нефть увеличились на 63,4%, на нефтепродукты - на 55,2%. В натуральном выражении экспорт вырос на 4,8%, физический объем вывоза неэнергетических товаров увеличился на 5,3%, поставки основных топливно-энергетических товаров - на 4,4%, причем наиболее интенсивно в натуральном выражении наращивался вывоз российского газа - на 12,2%.
В стоимостном выражении рост наблюдался практически по всем укрупненным товарным группам экспорта. Экспорт топливно-энергетических товаров вырос до 53,6 млрд долларов США, или на 48,8%, доля группы достигла 64,3% (58,7% годом ранее). Темпы прироста энергетических товаров опережали аналогичный показатель в сегменте неэнергетического экспорта, что определило снижение удельного веса большинства товаров в структуре вывоза. Так, экспорт продукции химической промышленности поднялся на 4,9%, до 5,4 млрд долларов США, однако доля товарной группы снизилась до 6,4% (8,3%). Поставки продукции машиностроения выросли на 14,2%, до 4,4 млрд долларов США, при этом удельный вес группы также уменьшился на 1 процентный пункт до 5,2%. Экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства показал рост на 16,1%, до 4,3 млрд долларов США, доля товарной группы снизилась до 5,2% (6,1%). В то же время рост экспорта черных и цветных металлов, включая изделия из них, на 42,9%, до 8,5 млрд долларов США определил повышение удельного веса группы до 10,3% (9,7% в I квартале 2016 года).
Увеличение экспорта энергоносителей обусловило повышение доли стран Евросоюза - их основных потребителей - в географической структуре экспорта до 49,7% (46,3% в I квартале 2016 года). Удельный вес экспорта в государства АТЭС остался почти неизменным - 24,0%, доля поставок в страны ЕАЭС несколько снизилась - до 8,6% (9,0%). Наибольшие объемы поставок приходились на Нидерланды (11,5%), Китай (10,7%), Германию (8,3%), Беларусь (4,7%) и Турцию (4,4%).
Импорт товаров вырос до 48,0 млрд долларов США, что на 9,9 млрд долларов США, или на 26,1%, выше показателя соответствующего периода 2016 года. Динамика показателя сложилась в результате как увеличения ввоза продукции в натуральном выражении на 16,4%, так и роста цен на зарубежные товары на 8,3%.
Наиболее значимой товарной группой в структуре импорта оставались машины, оборудование и транспортные средства (44,3% против 43,2% в I квартале 2016 года). Их ввоз в отчетном периоде увеличился на 29,1%, до 20,1 млрд долларов США, преимущественно за счет активизации поставок оборудования. Импорт продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей вырос более чем на четверть, до 8,6 млрд долларов США (доля группы сохранилась на близком к прошлогоднему уровню - 18,9%). Ввоз продовольственных товаров, включая сырье для их производства, увеличился на 15,2%, до 6,5 млрд долларов США, удельный вес группы сократился на 1,3 процентного пункта, до 14,4%.
В географическом распределении импорта товаров продолжала снижаться доля государств Евросоюза - до 36,9% (37,5%). Несколько ослабли позиции стран АТЭС - до 40,1% (40,5%). Напротив, удельный вес партнеров России по ЕАЭС укрепился до 8,5% (7,4%). Важнейшими контрагентами России являлись: Китай (21,0%), Германия (10,3%), Беларусь и США (по 5,6%), Италия (4,2%).
Дефицит баланса внешней торговли услугами вырос на 6,6%, до 5,1 млрд долларов США в результате более объемного увеличения стоимости услуг, полученных от нерезидентов.
Экспорт услуг составил 12,4 млрд долларов США (10,4 млрд долларов США годом ранее). Стоимость предоставленных транспортных услуг выросла на 12,5%, до 4,3 млрд долларов США, расходы нерезидентов, фиксируемые по статье "Поездки", увеличились на 27,6%, до 1,6 млрд долларов США. Наиболее существенно в абсолютном выражении вырос экспорт прочих услуг - на 1,2 млрд долларов США, или на 22,0%, до 6,5 млрд долларов США, в основном за счет повышения спроса нерезидентов на услуги в сфере строительства, а также на компьютерные услуги.
Импорт услуг увеличился до 17,5 млрд долларов США, или на 15,3%. Услуги, фиксируемые по статье "Поездки", составили 5,3 млрд долларов США, что на 22,3% выше показателя сопоставимого периода предыдущего года. Положительная динамика сложилась как за счет роста средних расходов на одну зарубежную поездку, так и вследствие активизации выездного турпотока. Стоимость услуг, полученных от иностранных транспортных компаний, увеличилась на 19,7%, до 2,9 млрд долларов США. Рост импорта прочих услуг - до 9,3 млрд долларов США, или на 10,4%, сформирован увеличением стоимости заказов компаний-резидентов на проектирование объектов производственной инфраструктуры.
Отрицательное сальдо баланса оплаты труда выросло в 1,8 раза, до 0,7 млрд долларов США. Показатель оплаты труда, выплаченной нерезидентам, повысился до 1,6 млрд долларов США против 1,3 млрд долларов США годом ранее главным образом в результате увеличения долларового эквивалента заработка мигрантов, занятых в экономике Российской Федерации менее года. Величина оплаты труда к получению работающими за рубежом российскими гражданами почти не изменилась по сравнению с данными I квартала 2016 года, составив 0,9 млрд долларов США.
Дефицит баланса инвестиционных доходов увеличился с 3,2 до 3,9 млрд долларов США. Отрицательное сальдо инвестиционных доходов прочих секторов достигло 4,7 млрд долларов США против 4,0 млрд долларов США годом ранее: сказалось увеличение доходов к выплате на фоне улучшения финансового результата деятельности российских компаний. У банковского сектора за счет сокращения объема начислений в пользу нерезидентов профицит баланса инвестиционных доходов вырос до 0,9 млрд долларов США (0,7 млрд долларов США годом ранее). Суммарные инвестиционные доходы органов государственного управления и центрального банка были практически сбалансированы.
Отрицательное сальдо баланса вторичных доходов увеличилось на 0,2 млрд долларов США, до 1,4 млрд долларов США, вследствие роста личных трансфертов в пользу нерезидентов.
Счет операций с капиталом был практически сбалансирован.
Размер чистого кредитования остального мира вырос до 23,3 млрд долларов США с 12,8 млрд долларов США в I квартале 2016 года.
Чистое кредитование остального мира, отраженное в финансовом счете (без учета резервных активов), составило в I квартале 2017 года 10,8 млрд долларов США (7,5 млрд долларов США годом ранее). В отличие от предыдущего года оно было сформировано наращиванием внешних активов.
Иностранные пассивы в отличие от интенсивного погашения годом ранее в отчетном периоде практически не изменились. Сказалось взаимокомпенсирующее влияние сокращения пассивов частного сектора и роста обязательств органов государственного управления и центрального банка.
Обязательства органов государственного управления увеличились на 4,4 млрд долларов США (годом ранее на 0,1 млрд долларов США) главным образом за счет оживления спроса нерезидентов на суверенные ценные бумаги в рублях на вторичном рынке. Активизация приобретения иностранными инвесторами рублевых инструментов отчасти обусловлена положительной курсовой динамикой российской национальной валюты и сравнительно высоким уровнем доходности отечественных ценных бумаг. Платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга остались практически на уровне предыдущего года - 0,9 млрд долларов США.
Прирост внешних обязательств центрального банка на 1,8 млрд долларов США сформировался в результате операций РЕПО.
Чистое снижение обязательств частного сектора составило 6,3 млрд долларов США (7,6 млрд долларов США годом ранее).
Сокращение внешних обязательств банков замедлилось до 3,9 млрд долларов США против 7,6 млрд долларов США годом ранее. Отчетный период характеризовался значительно менее интенсивным снижением обязательств российских кредитных организаций в форме ссуд и депозитов.
Прочие секторы сократили внешние пассивы на 2,4 млрд долларов США (годом ранее их обязательства практически не изменились). Уменьшение на нетто-основе портфельных инвестиций на 5,1 млрд долларов США нивелировало приток прямых инвестиций в сумме 4,4 млрд долларов США. Погашение внешних займов превысило привлечение новых иностранных ссудных ресурсов, в результате сокращение задолженности по кредитам составило 1,0 млрд долларов США против 0,8 млрд долларов США годом ранее.
Приобретение финансовых активов, за исключением резервных, выросло в I квартале 2017 года до 10,6 млрд долларов США (нетто-изъятие на 1,3 млрд долларов США в I квартале 2016 года).
Внешние требования органов государственного управления на чистой основе увеличились на 0,2 млрд долларов США. В отчетном периоде зафиксировано увеличение объема вновь выданных государственных кредитов до 0,5 млрд долларов США (0,2 млрд долларов США годом ранее).
Финансовые активы частного сектора* выросли на 10,0 млрд долларов США (снижение на 1,7 млрд долларов США в I квартале 2016 года), что всецело определялось операциями банковского сектора.
Банки нарастили внешние активы на 13,7 млрд долларов США (снижение на 9,9 млрд долларов США годом ранее). Определяющим было зачисление средств на депозитные счета, связанное в том числе с расчетами по крупной разовой приватизационной сделке. Прямые инвестиции банков за рубеж выросли на 0,4 млрд долларов (1,5 млрд долларов США в I квартале 2016 года).
Чистое изъятие финансовых активов прочими секторами составило 3,7 млрд долларов США (прирост на 8,2 млрд долларов США годом ранее): сказалось сокращение прочих активов на 11,5 млрд долларов США вследствие погашения кредита, ранее предоставленного в рамках крупной разовой приватизационной сделки. Наращивание активов в форме прямых инвестиций на 7,8 млрд долларов США превысило показатель I квартала 2016 года (6,3 млрд долларов США). Снижение задолженности по торговым кредитам и авансам составило 0,8 млрд долларов США. Остатки наличной иностранной валюты в результате операций резидентов с нерезидентами сократились на 0,9 млрд долларов США.
Размер сомнительных операций** уменьшился до незначимых величин.
Чистый вывоз капитала частным сектором в I квартале 2017 года равнялся 17,5 млрд долларов США (8,7 млрд долларов США в сопоставимом периоде прошлого года).
Международные резервы Российской Федерации
Международные резервы Российской Федерации на 1 апреля 2017 года составили 397,9 млрд долларов США. По итогам I квартала 2017 года они выросли на 20,2 млрд долларов США (на 18,6 млрд долларов США годом ранее).
Увеличение международных резервов в результате операций, учтенных в платежном балансе, составило 11,3 млрд долларов США (2,6 млрд долларов США годом ранее). Основным фактором роста выступал возврат кредитными организациями-резидентами Банку России ранее предоставленной ликвидности в иностранной валюте.
Положительная курсовая переоценка в сумме 3,4 млрд долларов США сформирована главным образом ослаблением доллара США и соответствующим ростом долларового эквивалента резервных активов, номинированных в других валютах.
Стоимость монетарного золота на 1 апреля 2017 года достигла 67,6 млрд долларов США. Увеличение золотого запаса в стоимостном выражении в отчетном периоде на 7,4 млрд долларов США, или на 12,3%, определялось как положительной переоценкой (рост на 4,8 млрд долларов США), так и ростом авуаров в физической форме (на 2,5 млрд долларов США). Доля металла в международных резервах повысилась с 15,9% на начало года до 17,0% на 1 апреля 2017 года.
По состоянию на 1 апреля 2017 года объем международных резервов был достаточен для финансирования импорта товаров и услуг в течение 17 месяцев.
Международная инвестиционная позиция Российской Федерации
Совокупный объем иностранных активов Российской Федерации на 1 апреля 2017 года составил 1278,0 млрд долларов США, увеличившись по итогам I квартала 2017 года на 48,0 млрд долларов США (на 3,9%). Изменения определялись операциями платежного баланса на сумму 21,9 млрд долларов США и переоценками на 25,8 млрд долларов США.
Прямые инвестиции за рубеж увеличились на 17,1 млрд долларов США, составив на 1 апреля 2017 года 435,1 млрд долларов США. Вложения в форме портфельных инвестиций выросли на 2,6 млрд долларов США, до 74,7 млрд долларов США. Прочие инвестиции увеличились на 8,1 млрд долларов США, их объем на конец I квартала 2017 года равнялся 363,4 млрд долларов США. Наибольшее влияние на изменение требований к нерезидентам оказал прирост резервных активов на 20,2 млрд долларов США, достигших 397,9 млрд долларов США.
Внешние обязательства Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2017 года составили 1033,6 млрд долларов США, что на 26,0 млрд долларов США, или на 2,6%, выше показателя на начало года. Практически всю величину изменения определяла положительная переоценка на сумму 23,7 млрд долларов США, в результате операций платежного баланса внешние обязательства не изменились.
Объем прямых иностранных инвестиций в экономику России в отчетном периоде вырос на 23,4 млрд долларов США и достиг 485,1 млрд долларов США. Прочие инвестиции увеличились на 5,1 млрд долларов США и сложились на уровне 328,6 млрд долларов США. Портфельные вложения иностранных инвесторов в российские инструменты, напротив, сократились на 2,0 млрд долларов США и составили 214,0 млрд долларов США.
Положительная курсовая переоценка как по иностранным активам, так и по внешним обязательствам была связана главным образом с укреплением российского рубля.
Опережающий рост иностранных активов по сравнению с обязательствами привел к увеличению чистой международной инвестиционной позиции Российской Федерации по итогам I квартала 2017 года на 22,1 млрд долларов США, до 244,4 млрд долларов США.
Внешний долг Российской Федерации
Внешний долг Российской Федерации на 1 апреля 2017 года составил 525,7 млрд долларов США, с начала года он вырос на 11,6 млрд долларов США, или на 2,3%. Увеличение внешних обязательств всех институциональных секторов связано в значительной степени с укреплением российского рубля. Положительные курсовая и стоимостная переоценки равнялись 9,8 млрд долларов США. В результате операций с нерезидентами, отражаемых в платежном балансе, задолженность выросла на 1,6 млрд долларов США.
В структуре внешней задолженности доля обязательств органов государственного управления выросла до 8,7% с 7,6% на 1 января 2017 года, удельный вес долга центрального банка существенно не изменился - 2,7% (2,4%). Внешний долг частного сектора на 1 апреля 2017 года увеличился до 465,4 млрд долларов США, его удельный вес составил 88,5% (90,0% на 1 января 2017 года). На задолженность частного сектора перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования, учтенную в составе обязательств прочих секторов и банков, пришлось 26,8% обязательств.
Задолженность государственного сектора в расширенном определении составила 49,4% от общего объема долга, увеличившись по сравнению с уровнем на начало года на 1,8% до 259,5 млрд долларов США.
Задолженность федеральных органов управления увеличилась на 6,7 млрд долларов США, до 45,6 млрд долларов США. Обязательства, принятые Российской Федерацией в качестве правопреемницы бывшего СССР, составили 1,0 млрд долларов США. В составе нового российского долга рост задолженности по суверенным долговым обращающимся инструментам в российских рублях на 7,0 млрд долларов США произошел в том числе в результате положительной переоценки, компонент ценных бумаг в иностранной валюте, напротив, уменьшился на 0,4 млрд долларов США за счет приобретения резидентами еврооблигаций на вторичном рынке. Внешние долговые обязательства субъектов Российской Федерации составили 0,2 млрд долларов США.
Из общей суммы долга центрального банка в объеме 14,4 млрд долларов США более половины задолженности приходилось на обязательства перед МВФ по распределенным в пользу Российской Федерации специальным правам заимствования (СДР); на обязательства по операциям РЕПО с нерезидентами - 29,8%; на наличные российские рубли у нерезидентов, а также счета и депозиты - 16,7%.
Внешние долговые обязательства банковского сектора в I квартале 2017 года увеличились на 0,8 млрд долларов США, или на 0,7%, до 120,2 млрд долларов США. Определяющей была положительная переоценка при минимальном отрицательном вкладе операций.
Задолженность прочих секторов в сумме 345,2 млрд долларов США выросла на 2,0 млрд долларов США, удельный вес их обязательств изменился незначительно, составив 65,7% совокупной внешней задолженности. Задолженность по долговым обязательствам перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования снизилась на 0,9 млрд долларов США, до 135,5 млрд долларов США. Заимствования в форме кредитов и депозитов выросли на 2,0 млрд долларов США, до 192,0 млрд долларов США, обязательства по долговым ценным бумагам перед иностранными портфельными инвесторами увеличились на 1,2 млрд долларов США, до 7,2 млрд долларов США.
В составе внешнего долга объем краткосрочных инструментов увеличился с начала года на 14,5%, или на 7,4 млрд долларов США, до 58,7 млрд долларов США, размер долгосрочных обязательств вырос на 0,9%, или на 4,2 млрд долларов США, до 467,0 млрд долларов США. Доля краткосрочной задолженности устойчиво низка у государственного сектора в расширенном определении - 10,1%, в том числе у органов государственного управления - 0,7%. Для частного сектора этот показатель составляет 12,2%, в том числе для банков - 36,6%, для прочих секторов - 7,7%.
В валютной структуре долг в иностранной валюте по сравнению с данными на 1 января 2017 года почти не изменился и составил 402,9 млрд долларов США. В то же время объем задолженности в российских рублях вырос на 10,9%, до 122,8 млрд долларов США, в том числе в результате укрепления российского рубля.
При удельном весе национальной валюты в общем объеме внешней задолженности на уровне 23,4% (21,5% на начало года) доля рублевых обязательств у государственного сектора в расширенном определении составляет 17,7%, из них у органов государственного управления - 70,4%. В составе долга частного сектора (без учета долговых обязательств перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования) рублевая задолженность банковского сектора снизилась до 23,0%, прочих секторов - до 30,8%, а в задолженности перед предприятиями и банками прямого инвестирования рублевый компонент вырос до 28,5%.
На 1 апреля 2017 года, согласно международным критериям, долговая нагрузка на российскую экономику оставалась умеренной: отношение внешнего долга к ВВП составило 38% (на начало 2017 года - 40%), а внешних долговых обязательств органов государственного управления к ВВП не изменилась - 3%.
______________________________
* Без учета задолженности по поставкам на основании межправительственных соглашений.
** Сомнительные операции включают имеющие признаки фиктивности операции, связанные с торговлей товарами и услугами, с покупкой/продажей ценных бумаг, предоставлением кредитов и переводами средств на собственные счета за рубежом, целью которых является трансграничное перемещение денежных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведена информация о платежном балансе, международной инвестиционной позиции и внешнем долге России за I квартал 2017 г.
Определяющим в укреплении текущего счета платежного баланса стало улучшение рыночной конъюнктуры основных товаров российского экспорта.
Профицит счета текущих операций в январе-марте 2017 года вырос в 1,8 раза, до 23,3 млрд долл. США (12,9 млрд долл. США в аналогичном периоде 2016 г.).
Экспорт товаров вырос на 36,2%, или на 21,9 млрд долл. США, до 82,4 млрд долл. США. Определяющим был рост цен на товары российского экспорта, составивший 30,0%, опережающими темпами восстанавливалась конъюнктура основных энергетических товаров. Так, цены на сырую нефть увеличились на 63,4%, на нефтепродукты - на 55,2%. Экспорт услуг составил 12,4 млрд долларов США (10,4 млрд долларов США годом ранее).
Импорт товаров вырос до 48 млрд долл. США, что на 9,9 млрд долл. США или на 26,1%, выше показателя прошлого года. Импорт услуг увеличился до 17,5 млрд долл. США, или на 15,3%.
Совокупный объем иностранных активов Российской Федерации на 1 апреля 2017 г. составил 1 278 млрд долл. США, увеличившись на 48 млрд долл. США (на 3,9%).
Внешний долг на 1 апреля 2017 г. составил 525,7 млрд долл. США. С начала года он вырос на 11,6 млрд долл. США, или на 2,3%. Увеличение внешних обязательств всех институциональных секторов связано в значительной степени с укреплением российского рубля.
Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации за I квартал 2017 года
Текст баланса опубликован в "Вестнике Банка России" от 8 сентября 2017 г. N 78-79