Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), в связи с многочисленными вопросами, поступающими при осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе информационное письмо по вопросу о принятии к рассмотрению жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно определениям Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 11.04.2017, от 27.06.2017 по делу N 304-КГ16-17592 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, в связи с чем, положения статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) должны применяться с учётом части 10 статьи 3 Закона о закупках.
К основаниям для подачи жалобы в антимонопольный орган, указанным в части 10 статьи 3 Закона о закупках, относятся:
- неразмещение в ЕИС информации о закупке;
- предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
- осуществление заказчиками закупки в отсутствие положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, жалоба на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащая основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. При этом, ФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения комиссией антимонопольного органа обжалуемых актов и (или) действий (бездействий) субъектов контроля в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены иные нарушения, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Кроме того, учитывая позицию ВС РФ, по мнению ФАС России, жалобы, на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, не содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в случае указания в таком обращении на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, такое обращение подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные Законом о защите конкуренции. Кроме того, в случае указания в обращении на наличие события административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо передавать материалы соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях.
|
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что жалоба на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, содержащая основания, предусмотренные законом, либо ссылки на Закон о защите конкуренции, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом о защите конкуренции.
Если в ходе рассмотрения комиссией антимонопольного органа обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) субъектов контроля установлены иные нарушения, то решение принимается с учетом всех выявленных нарушений.
В случае указания в обращении на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, такое обращение подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные Законом о защите конкуренции. При наличии события административного правонарушения необходимо передавать материалы соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 30 августа 2017 г. N ИА/59767/17 "По вопросу о принятии к рассмотрению жалоб"
Текст письма официально опубликован не был