Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 августа 2017 г. N 03-01-11/54677
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.
В части предложения о снижении налогов для бизнеса отмечаем, что для налогообложения предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства (организаций и индивидуальных предпринимателей) Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены специальные налоговые режимы, представляющие собой особый установленный Кодексом порядок исчисления и уплаты налогов.
В соответствии со статьей 18 Кодекса к специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения (далее - УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), патентная система налогообложения (далее - ПСН).
Переход налогоплательщика на применение специальных налоговых режимов является добровольным, что позволяет субъекту малого предпринимательства выбрать в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности оптимальный налоговый режим.
При этом Кодексом субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.20 Кодекса для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные ставки налога от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог (пункт статьи 346.31 Кодекса).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 и пунктом 3 статьи 346.50 Кодекса законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или ПСН, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Указанные индивидуальные предприниматели вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов в течение двух лет со дня их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом не исключается текущая работа по повышению эффективности законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также внесение изменений, которые не связаны с ухудшением налоговых условий деятельности малого бизнеса.
О преференциях в части фискальной нагрузки по уплате страховых взносов для бизнеса.
Статьей 427 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса на период до 2018 года включительно пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 20% (в сравнении с основными тарифами страховых взносов в совокупном размере 30% (22% - на обязательное пенсионное страхование, 2,9% - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования, 5,1% - на обязательное медицинское страхование) + 10% на обязательное пенсионное страхование свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) установлены для следующих субъектов малого и среднего предпринимательства работодателей:
- организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и осуществляющих основной вид экономической деятельности в социальной и производственной сферах (при соблюдении определенных условий: об общем размере дохода за налоговый период не более 79 млн рублей и о доле доходов по основному виду экономической деятельности не менее 70 процентов в общей сумме доходов);
- налогоплательщиков ЕНВД для отдельных видов деятельности - аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, - в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению;
- для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН, - в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 19, 45-48 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса).
Кроме того, пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 14% до 2023 г. включительно применяются российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, при соблюдении ими соответствующих условий о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий (не менее 90 процентов в сумме всех доходов) и численности работников (не менее 7 человек).
Также статьей Кодекса пониженные тарифы страховых взносов предусмотрены на определенный период для некоторых других категорий плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (резиденты территорий опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток, участники свободной экономической зоны в Республике Крым и Севастополе и др.).
В связи с вышеизложенным полагаем, что законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено достаточное количество льгот и преференций для развития малого и среднего бизнеса.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.