Департамент переработки нефти и газа Минэнерго России в соответствии с письмом Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 3 марта 2017 г. N 3.2-28/588 рассмотрел указанное обращение по вопросу содержания бесхозяйных газовых сетей и сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения не относится к компетенции Минэнерго России.
Вместе с тем в информационном порядке сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
Пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
По вопросу признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи следует отметить, что его порядок установлен в части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931.
По вопросу организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов необходимо отметить, что частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Аналогичное положение в отношении содержания бесхозяйных газовых сетей в законодательстве Российской Федерации отсутствует, поэтому следует учитывать, что запрет органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по выявлению, постановке на учет как бесхозяйных недвижимых вещей и заключению договоров на обслуживание газовых сетей законодательством Российской Федерации не установлен.
Обращаем внимание, что в постановлении Губернатора Владимирской области от 25 октября 2002 г. N 526 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасной эксплуатации систем газоснабжения" органам местного самоуправления городов, округов и районов области предложено принять меры по оформлению прав собственности предприятий и организаций на газовые сети, в том числе по оформлению бесхозяйных газовых сетей в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.
Заместитель директора |
М.А. Лобанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация в границах городского округа газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством, относится к вопросам местного значения городского округа.
Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы, должен включать в т. ч. мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергоресурсов, организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных и затем признанию права муниципальной собственности, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергоресурсов, с момента выявления таких объектов.
Разъяснен порядок учета упомянутых объектов, организации управления ими.
Письмо Министерства энергетики РФ от 29 марта 2017 г. N 06-439 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был