I. Общие положения
Предмет регулирования методических рекомендаций
1. Методические рекомендации проведения сертификации светосигнального оборудования (далее по тексту ССО), устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов (далее - Методические рекомендации), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Росавиация), порядок взаимодействия с заявителями на сертификацию ССО гражданских аэродромов.
Участники сертификации
2. Участниками сертификации являются:
Заявитель на сертификацию ССО - юридическое лицо разрабатывающее, производящее или импортирующее новый тип оборудования и обратившееся с заявкой в Федеральный орган исполнительной власти уполномоченный на проведение сертификации ССО с целью получения сертификата типа (далее - заявитель).
Росавиация - Федеральный орган исполнительной власти уполномоченный на проведение сертификации ССО.
Сертификационный центр - аккредитованная Росавиацией научная организация, привлекаемая для проведения сертификационных работ.
Испытательная лаборатория - аккредитованная Росавиацией лаборатория, привлекаемая для проведения сертификационных испытаний ССО.
Перечень документов, представляемых заявителем для проведения сертификации ССО
3. Для сертификации заявителями представляются в Росавиацию следующие документы:
заявка на проведение сертификации ССО гражданских аэродромов (далее - заявка) на серийное оборудование или единичной партии (согласно форме приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям;
комплект документов, представляемых заявителем в Росавиацию для получения сертификата типа на серийное ССО (приложение N 3), включающий в себя:
1) эксплуатационную документацию на оборудование (формуляр или паспорт, техническое описание, инструкция по эксплуатации, инструкция по монтажу, регламент технического обслуживания);
2) комплект документации на программное обеспечение (при наличии программного обеспечения в составе оборудования);
3) акты и протоколы предварительных (заводских) испытаний (при наличии);
4) акты и протоколы эксплуатационных испытаний (при наличии);
5) технические условия на выпускаемую продукцию (при наличии);
не представляются при сертификации единичной партии:
6) сертификат системы менеджмента качества производства;
7) перечень применяемых технических средств (оборудования) для производства ССО, наличие подготовленного персонала.
Документация на иностранном языке должна быть переведена на русский язык.
4. Заявка может быть направлена по почте или доставлена заявителем непосредственно в экспедицию Росавиации, а также в электронной форме на Интернет-сайт Росавиации.
5. Заявка должна быть заполнена машинным способом, распечатана посредством электронных печатающих устройств.
Заявка оформляется в единственном экземпляре-подлиннике и подписывается заявителем.
6. Документы, необходимые для сертификации, предоставляются в Росавиацию в одном экземпляре.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
7. В приеме документов, необходимых для проведения сертификации, отказывается, если:
1) комплект документации, представляемой для оценки соответствия оборудования сертификационным требованиям, не соответствует перечню, определенному в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций;
2) документация заявителя не соответствует требованиям нормативных правовых документов, устанавливающих требования к их оформлению, и устранение этого несоответствия невозможно в установленные сроки.
8. Не принимаются документы, представляемые для сертификации, если их тексты написаны неразборчиво, наименования юридических лиц с сокращениями, не указано местонахождение, если фамилия, имя и отчество физического лица, адрес местожительства написаны с сокращениями.
Не подлежат приему для сертификации документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
Перечень оснований для приостановления или отказа в проведении сертификации
9. Основанием для отказа в проведении сертификации является:
документы не соответствуют требованиям нормативных правовых актов;
заявитель в письменной форме обратился с просьбой об отказе в сертификации.
10. В случае принятия решения об отказе в сертификации комплект документов, представленных для сертификации, возвращается заявителю.
11. Основанием для приостановления сертификации является:
документы по форме, содержанию и комплектности не соответствуют требованиям, указанным в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций;
заявителю необходимо время для доработки документов.
II. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их проведения
12. Проведение сертификации ССО включает в себя следующие административные процедуры (приложение N 1):
прием заявки на проведение сертификации ССО и комплекта документов, представляемых заявителем в Росавиацию для получения сертификата соответствия на оборудование;
рассмотрение заявки и комплекта представленных заявителем документов, принятие решения;
проведение предварительно оценки соответствия ССО сертификационным требованиям на основании представленной документации на ССО;
проведение сертификации ССО (анализ, оценка его производства);
анализ результатов сертификации, оформление комплексного заключения по результатам сертификации;
оформление, регистрация и выдача сертификата типа (далее по тексту - сертификат);
доведение информации о результатах сертификации до сведения участников сертификации.
инспекционный контроль производства;
анализ полученных в результате инспекционного контроля производства результатов и принятие соответствующего решения.
Прием от заявителя заявки на проведение сертификации ССО и комплекта документов
13. Основанием для начала административной процедуры является письменное обращение заявителя в Росавиацию с комплектом документов, необходимых для сертификации ССО.
14. Специалист Росавиации, ответственный за прием документов (далее по тексту - специалист), проверяет документы, удостоверяясь, что:
документы скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц;
комплект документов не соответствует требованиям, определенным в пункте 8 настоящих Методических рекомендаций.
15. При установлении факта отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, специалист, ответственный за прием документов, уведомляет заявителя о наличии препятствий для проведения сертификации, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению.
При желании заявителя устранить препятствия, прервав подачу документов для получения заявителем результатов проведения сертификации, специалист, ответственный за прием документов, формирует перечень выявленных препятствий для сертификации в двух экземплярах и передает его заявителю для ознакомления и подписи. Первый экземпляр перечня выявленных препятствий для предоставления государственной услуги вместе с представленными документами передается заявителю, второй остается у специалиста.
В случае если документы представляются по почте, специалист, ответственный за прием документов, первый экземпляр перечня выявленных препятствий направляет заявителю по почте.
16. Специалист, при соответствии представленных документов п. 3-5, вносит в книгу учета входящих документов запись о приеме документов в соответствии с правилами ведения книг учета документов:
порядковый номер записи;
дату и время приема с точностью до минуты;
общее количество документов и общее число листов в документах;
данные о заявителе;
цель обращения заявителя;
свои инициалы и фамилию.
17. В случае если документы представляются непосредственно заявителем, специалист, ответственный за прием документов, оформляет расписку о приеме документов в произвольной форме в двух экземплярах, в которой в том числе указываются:
дата представления документов;
перечень документов с указанием их наименования, реквизитов;
номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в книге учета входящих документов;
отметка о соответствии или несоответствии представленных документов установленным требованиям, необходимым для сертификации;
инициалы и фамилия специалиста, принявшего документы и сделавшего соответствующую запись в книге учета входящих документов, а также его подпись;
телефон, инициалы и фамилия специалиста, у которого заявитель в течение срока проведения сертификации может узнать о стадии рассмотрения документов и времени, оставшемся до ее завершения.
Первый экземпляр расписки специалист передает заявителю, второй экземпляр помещает в дело.
18. Регистрация полученной по почте заявки осуществляется специалистом Росавиации, ответственным за делопроизводство, в день ее получения.
Рассмотрение заявки и комплекта представленных заявителем документов, принятие решения
19. Основанием для начала процедуры рассмотрения заявки и комплекта документов является поступление зарегистрированных документов уполномоченному специалисту Росавиации.
20. При рассмотрении заявки и представленных документов специалист осуществляет следующие мероприятия:
получает полную информацию об оборудовании;
направляет заявителю письменное уведомление с перечнем недостатков (если они имеются), которые были обнаружены в ходе рассмотрения заявки, и рекомендации по их устранению с установлением срока. Если заявителем в назначенные сроки указанные недостатки не устранены, то заявка отклоняется, о чем в письменном виде, с указанием причины отказа, сообщается заявителю.
21. Специалист, установив соответствие заявки и представленных документов установленным требованиям для сертификации, оформляет решение на проверку комплекта представленных заявителем документов.
Решение на проверку комплекта представленных заявителем документов содержит следующие положения:
номер и дата решения о проведении проверки;
наименование сертифицируемого оборудования;
наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, подавшего заявку, местонахождение (адрес) юридического лица или место жительства (адрес) физического лица;
номера телефонов, факсов заявителя;
констатация факта принятия заявки и прилагаемых документов для проведения сертификационных работ;
поручение Росавиации Сертификационному центру о рассмотрении документов;
подпись уполномоченного лица (руководителя структурного подразделения) Росавиации.
Решение направляется заявителю и в Сертификационный центр.
Проведение предварительной оценки соответствия оборудования сертификационным требованиям
22. Основанием для проведения предварительной оценки ССО сертификационным требованиям является решение Росавиации Сертификационному центру о проведении проверки комплекта представленных заявителем документов.
23. Сертификационным центром в ходе рассмотрения заявки и соответствующей документации проводится оценка представленных документов на соответствие их нормативным требованиям, устанавливается что:
представленные в документации материалы позволяют провести оценку соответствия ССО сертификационным требованиям;
заявитель располагает всем необходимым (подготовленным персоналом, оборудованием, документацией) для обеспечения производства сертифицируемого ССО в соответствии с сертификационными требованиями.
24. На основании результатов рассмотрения заявки и соответствующей документации Сертификационный центр оформляет заключение по документации (далее - заключение), которое направляется в Росавиацию на утверждение и далее заказчику.
Заключение оформляется и доводится до заказчика независимо от результатов рассмотрения представленной документации и может содержать следующие выводы:
о соответствии документов требованиям нормативных правовых актов или необходимости их доработки;
о соответствии (не соответствии) ССО сертификационным требованиям,
о возможности проведения сертификации ССО или нецелесообразности дальнейшего проведения работ по сертификации.
При необходимости Сертификационный центр запрашивает недостающие документы, формирует и передает заявителю предварительные замечания по документации.
В этом случае процесс сертификации приостанавливается до устранения замечаний и (или) получения недостающих материалов или продолжается в случае возможности устранения замечаний (представления недостающих материалов) непосредственно к началу проверки.
25. Заявитель в течение 30 дней с даты получения заключения должен представить доклад об устранении замечаний, отмеченных в заключении.
Доклад об устранении замечаний и внесении при необходимости изменений в представленные документы заявитель направляет в Росавиацию и в Сертификационный центр.
26. При выявлении несоответствия документации заявителя требованиям нормативных правовых документов и невозможности устранения несоответствия в установленные сроки, проведение сертификации прекращается с оформлением Сертификационным центром отрицательного заключения по документации и предоставления его в Росавиацию на утверждение и отправку заявителю.
В этом случае для возобновления процесса сертификации необходимо повторное представление заявки и комплекта документации в порядке, установленном в пунктах 12-18 настоящего Временного порядка.
27. При положительном заключении (по итогам проверки представленной документации) Сертификационным центром разрабатывается Программа сертификационных испытаний и представляется в Росавиацию на утверждение.
Проведение сертификации ССО
28. Целью сертификации ССО является получение подтверждения того, что оно соответствует сертификационным требованиям, требованиям действующих нормативных документов, а представленная заявителем документация правильно отражает фактические характеристики сертифицируемого ССО контролируемым параметрам, а на производстве обеспечивается наличие необходимых условий для стабильного обеспечения соответствия выпускаемой продукции сертификационным требованиям нормативных документов.
29. Основанием для проведения сертификации ССО является положительное заключение Сертификационного центра по итогам проверки представленной документации.
Росавиацией, при положительном заключении Сертификационного центра, после утверждения Программы испытаний сертифицируемого ССО, согласования с центром сроков сертификации, состава группы, привлекаемых испытательных лабораторий оформляется приказ на проведение сертификации ССО, который доводится до сведения участников сертификации.
Руководителем группы экспертов по проверке назначается представитель Росавиации.
30. Группа экспертов приступает к проведению сертификации ССО в соответствии с разработанной Программой сертификационных испытаний.
При проведении сертификации ССО должно быть установлено, что:
обеспечено соответствие характеристик ССО сертификационным требованиям;
устранены замечания, если они были отмечены в заключении, по предварительной оценке, представленных документов, указанных в п. 3
на производстве созданы необходимые условия для обеспечения стабильного производства, при котором сертифицируемое ССО соответствует заданным сертификационным требованиям, а также обеспечивается сохранение этого соответствия во времени;
31. По результатам проведенной проверки составляется акт сертификационных испытаний оборудования, утверждаемый уполномоченным лицом (руководителем структурного подразделения) Росавиации и который должен содержать:
наименование сертифицируемого оборудования;
ссылку на решение Федерального агентства воздушного транспорта на основании которого проводится сертификация;
состав рабочей группы, проводившей сертификационную проверку ССО;
период проведения проверки ССО;
описательную часть испытаний сертифицируемого ССО;
наименование предприятия, выпускающего сертифицируемое оборудование;
описательную часть производства ССО;
заключение по итогам сертификации с соответствующими выводами;
подписи членов группы экспертов, проводившей сертификацию ССО;
подпись руководителя юридического лица, производящего оборудование или Заявителя (при сертификации отдельной партии), об ознакомлении с актом проверки.
32. Утвержденный акт сертификации оборудования направляется заявителю. Копии акта хранятся в Росавиации и в Сертификационном центре, проводившем работы, постоянно и в течение 60 дней при отрицательных результатах сертификации.
33. При наличии недостатков, выявленных во время сертификации ССО заявитель в течение 30 рабочих дней с даты получения утвержденного акта проверки должен представ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Росавиация утвердила методические рекомендации проведения сертификации светосигнального оборудования. Речь идет об оборудовании, которое устанавливается на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Участниками сертификации являются заявители-юрлица (разработчики, производители или импортеры нового типа оборудования и обратившиеся с заявкой на проведение сертификации), Росавиация и аккредитованные ею испытательная лаборатория и сертификационный центр.
Перечислены документы, представляемые заявителем. Среди них - заявка, которую можно направить по почте или в электронной форме через сайт Росавиации, а также доставить лично.
Определены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их проведения.
Прилагаются форма заявки и образец сертификата.
Методические рекомендации проведения сертификации светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 30 августа 2017 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был