Руководящий документ РДС 10-201-94
"Порядок проведения работ по подготовке проектов нормативных документов в Минстрое России"
(утв. приказом Минстроя России от 30 декабря 1994 г. N 17-63)
Дата введения 1 января 1995 г.
1 Область применения
Настоящий Порядок предназначен для применения в аппарате Минстроя России и устанавливает обязанности структурных подразделений Министерства по организации разработки, рассмотрения и принятия проектов нормативных документов.
Настоящий Порядок разработан с учетом требований СНиП 10-01, положений о структурных подразделениях Министерства и действующих документов межгосударственного регулирования по вопросам стандартизации и технического нормирования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем Порядке использованы ссылки на следующие документы:
СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения."
РДС 10-202-94 "Порядок регистрации нормативных документов в Минстрое России";
РДС 10-203-94 "Порядок издания и распространения нормативных документов Минстроем России".
3 Организация разработки нормативных документов
3.1 Заявки организаций на разработку государственных стандартов, строительных норм и правил, сводов правил по проектированию и строительству, руководящих документов (далее - нормативных документов) поступают в подразделения-заказчики.
Подразделения-заказчики, ответственные за подготовку соответствующих документов, приведены в приложении А.
3.2 Главное управление стандартизации, технического нормирования и сертификации (далее Главтехнормирование) на основе предложений подразделений, согласованных с руководством Министерства, формирует сводный годовой Перечень работ по стандартизации и техническому нормированию. При этом учитываются тематика и сроки, предусмотренные согласованным в установленном порядке планом разработки межгосударственных нормативных документов в строительстве. Форма Перечня приведена в приложении Б.
3.3 Заявки на разработку рекомендаций, пособий, руководств и методик по различным вопросам проектирования и строительства, а также экономических нормативов поступают в соответствующие подразделения непосредственно и учитываются ими при составлении закрепленных за ними перечней проектных и научно-исследовательских работ.
3.4 В соответствии с Перечнем работ по стандартизации и техническому нормированию подразделения-заказчики заключают в установленном порядке договоры на разработку нормативных документов, контролируют их выполнение, осуществляют приемку по этапам и законченным работам. Оплата работ может осуществляться только при соответствии представленных материалов установленным в техническом задании требованиям.
Рекомендуемые этапы календарного плана приведены в Приложении В. При необходимости в договорах оговаривают условия участия разработчика (после сдачи работы) в подготовке документа к принятию в Минстрое России.
3.5 При заключении договора на разработку межгосударственного нормативного документа в составе работ на соответствующих этапах должна быть предусмотрена выдача задания соисполнителям из других государств, передача разработчиком первой редакции документа (первый экземпляр) с пояснительной запиской в Секретариат Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (МНТКС), организация и проведение, при необходимости, согласительного совещания с участием представителей организации-соисполнителей из других государств.
4 Рассмотрение нормативных документов, принимаемых Минстроем России
4.1. В соответствии с положениями СНиП 10-01 государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), строительные нормы и правила (СНиП) принимаются и вводятся в действие постановлениями Минстроя России.
Руководящие документы (РДС) в зависимости от содержания принимаются постановлениями или утверждаются приказами Минстроя России.
Межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присоединилась Россия, вводятся в действие на территории Российской Федерации постановлениями Минстроя России.
Образцы постановлений приведены в приложении Г. Обозначение документа при подготовке проекта постановления устанавливает Главтехнормирование.
4.2 Проекты нормативных документов, разработанные в соответствии с договорами, поступают в подразделения-заказчики в окончательной редакции разработчика.
Проект нормативного документа должен быть подписан основным разработчиком и соисполнителями, а проект нормативного документа, рассмотренный в соответствующем Техническом комитете по стандартизации и нормированию в строительстве (ТКС) - также председателем и ответственным секретарем ТКС.
4.3 Подразделение-заказчик проверяет соответствие проекта техническому заданию, правильность оформления, комплектность в соответствии с приложением Д, осуществляет рассмотрение проекта и подготовку его в окончательной редакции для принятия Минстроем России. При несоответствии представленного проекта нормативного документа установленным требованиям проект должен быть возвращен разработчику на переработку без оплаты выполненных работ.
Подготовка документа для принятия осуществляется с участием организаций-разработчиков. Для рассмотрения документа и подготовки заключений по нему привлекают заинтересованные подразделения Министерства в соответствии с приложением А.
4.4 В процессе рассмотрения проекта документа устанавливается его соответствие действующему законодательству и положениям СНиП 10-01, проверяется научно-техническая и экономическая обоснованность проекта, увязка с требованиями других нормативных документов и совместимость с международными системами нормирования и стандартизации.
Разработчик дорабатывает проект документа по замечаниям и с участием подразделения-заказчика. Подготовленный проект стандарта до принятия и ввода в действие проходит предварительное редактирование в издательстве стандартов, а СНиП - в Центре проектной продукции массового применения (ГП ЦПП).
4.5 Подготовленный документ (СНиП, ГОСТ, ГОСТ Р, РДС) представляется руководству Министерства для принятия в качестве федерального нормативного документа Российской Федерации или направляется в Секретариат Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (МНТКС) для принятия его в качестве межгосударственного нормативного документа.
4.6 Нормативный документ, который должен быть принят как документ Российской Федерации, подразделение-заказчик представляет руководству Министерства с докладной запиской и проектом постановления (приказа) Минстроя России о принятии (утверждении) и введении его в действие, а также об отмене действующих нормативных документов или внесения в них соответствующих изменений.
Проект нормативного документа подписывает специалист, ответственный за его подготовку и руководитель или заместитель руководителя подразделения-заказчика.
Докладную записку подписывает руководитель подразделения-заказчика. Проект постановления визируют руководитель подразделения-заказчика, руководитель правового Управления и заместитель Министра, курирующий подразделение-заказчика.
Подготовленная докладная записка и проект постановления (приказа) о принятии и введении в действие документа передаются подразделением-заказчиком в Управление делами для подписания руководством Министерства.
4.7 Нормативный документ, который должен быть принят как межгосударственный, подразделение-заказчик представляет заместителю Министра с докладной запиской и проектом бюллетеня голосования по документу. Проект документа и докладную записку подписывают в порядке, установленном в п. 4.6. Бюллетень голосования подписывает заместитель Министра или по его поручению - руководитель подразделения-заказчика.
Оформленный бюллетень голосования и проект межгосударственного нормативного документа с пояснительной запиской к нему передается в Секретариат МНТКС для рассылки в государства на голосование.
4.8 Для введения в действие нормативного документа, принятого МНТКС, подразделение-заказчик готовит докладную записку и проект постановления Минстроя России о введении в действие межгосударственного нормативного документа в порядке, предусмотренном в п. 4.6. К постановлению прикладывается экземпляр документа, принятого МНТКС.
4.9 Постановление о введении в действие межгосударственного нормативного документа или постановление (приказ) о принятии и введении в действие других нормативных документов направляется заинтересованным министерствам и другим организациям протокольной частью Управления делами по рассылке, подготовленных подразделением-заказчиком. При этом в рассылку обязательно включают: журнал "Бюллетень строительной техники", ГП "Центр проектной продукции массового применения", Центральную научно-техническую библиотеку по строительству, Информационный центр по нормированию и стандартизации в строительстве.
Постановление Минстроя России о введении в действие межгосударственного нормативного документа на территории Российской Федерации направляется также в Секретариат МНТКС (3 экз.).
4.10 Изменения к действующим нормативным документам разрабатывают, рассматривают и принимают в порядке, установленном для нормативных документов.
4.11 Регистрацию принятых и введенных в действие федеральных нормативных документов (или изменений к действующим) осуществляет Главтехнормирование в порядке, установленном РДС 10-202, а их издание - в порядке, установленном РДС 10-203.
Подразделение-заказчик передает в Главтехнормирование материалы, необходимые для регистрации, в срок не более 10 дней после принятия документа и формирует архивное "дело" документов.
4.12 В предисловие межгосударственного стандарта, передаваемого на издание, в соответствии со СНиП 10-01 вносят следующую запись:
"4 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 _______ 19__ в качестве государственного стандарта Российской Федерации Постановлением Минстроя России от ________ 1994 г. N ___".
В Системе нормативных документов в строительстве ГОСТ _____ входит в комплекс _________ (приложение Е).
4.13. В предисловие строительных норм и правил, разработанных на основе межгосударственных строительных норм, при принятии вносят одну из следующих записей:
"Настоящие строительные нормы и правила представляют собой
аутентичный текст межгосударственных строительных норм __________________
________________________________________________________________________"
(обозначение и наименование межгосударственных норм)
или
"Разделы (приложения) ______________ настоящих строительных норм
и правил представляют собой аутентичный текст межгосударственных
строительных норм ______________________________________________________"
(обозначение и наименование межгосударственных норм)
В случае, когда к СНиП, принятому Минстроем России присоединились
другие государства и этот документ принят в качестве межгосударственного,
при издании в предисловие вносят запись:
"Настоящие строительные нормы и правила приняты ______________ МНТКС
(дата)
в качестве межгосударственных строительных норм (МСН ________).
4.14. Информацию о принятии и введении в действие нормативных документов и о внесенных в них изменениях осуществляет Главтехнормирование в порядке, установленном СНиП 10-01.
5 Рассмотрение нормативных документов, утверждаемых другими органами
5.1 Представляемые в установленном порядке на заключение Минстроя России проекты нормативных документов министерств, ведомств и других организаций Российской Федерации, связанные с проектированием, инженерными изысканиями в строительстве и строительством, рассматривают по принадлежности следующие подразделения:
государственные стандарты ГСС и другие документы Госстандарта по методологии стандартизации, метрологии и сертификации - Главтехнормирования, Строймеханизация;
нормативные документы Госгортехнадзора, Госатомнадзора и Минприроды России - Главгосэкспертиза; с участием Строймеханизации, других органов государственного надзора (пожарной охраны, Госсанэпиднадзора и пр.) - Главтехнормирование;
проекты государственных стандартов, утверждаемых Госстандартом России, на применяемые в строительстве материалы и оборудование - подразделения в соответствии с приложением Ж;
проекты нормативных документов министерств и ведомств Российской Федерации или производственных объединений (концернов, ассоциаций и т.д.) - подразделения в соответствии с приложением А, в том числе норм технологического проектирования - Главгосэкспертиза.
5.2 При необходимости, к рассмотрению проекта документа привлекаются другие заинтересованные подразделения по относящимся к их компетенции вопросам, а также соответствующие научно-исследовательские и проектные организации.
5.3 Представляемые министерствами и ведомствами в Минстрой России проекты нормативных документов рассматриваются с точки зрения их соответствия строительным нормам, правилам и государственным стандартам.
Результаты рассмотрения оформляются заключением с письмом за подписью руководства Министерства или по его поручению - руководителя подразделения.
5.4 Представляемые разработчиком в Минстрой России своды правил по проектированию и строительству рассматриваются подразделением-заказчиком в соответствии с приложением А. При этом определяется соответствие их основным требованиям СНиП 10-01 и устанавливается, в какой мере положения документа обеспечивают соблюдение обязательных требований соответствующих строительных норм или стандартов. Состав представляемых материалов в соответствии со СНиП 10-01 - по приложению Д.
По результатам рассмотрения подразделение подготавливает письмо об одобрении документа. Письмо подписывается руководством Минстроя России или по его поручению - руководством подразделения-заказчика. В необходимых случаях вместо одобрения свод правил может быть принят Постановлением Минстроя России (как основным разработчиком).
Регистрация, формирование дела документа и сдача его в архив, издание сводов правил аналогичны порядку, принятому для строительных норм и правил (СНиП).
5.5 Территориальные строительные нормы, представленные в соответствии со СНиП 10-01 на регистрацию, рассматриваются подразделениями в соответствии с приложением А, которые проводят проверку их соответствия обязательным требованиям федеральных и межгосударственных нормативных документов. Если территориальные строительные нормы не соответствуют этим требованиям, то в регистрации их отказывают. Письмо об отказе в регистрации подписывает руководитель соответствующего подразделения.
6 Разъяснения по вопросам применения нормативных документов, разрешения на отступления от требований норм, поправки в нормативные документы
6.1 Разъяснения по содержанию отдельных требований СНиП, СП и ГОСТ дают научно-исследовательские и проектные институты и другие организации-разработчики соответствующих нормативных документов.
В необходимых случаях разъяснения по вопросам применения СНиП и ГОСТ дают соответствующие подразделения-заказчики Минстроя России по закрепленной за ними тематике, указанной в приложении А.
Разъяснения по вопросам применения РДС дают подразделения Минстроя России, разработавшие эти документы.
6.2 Просьбы об отступлении от обязательных требований действующих строительных норм, правил и стандартов, с которыми обращаются в Минстрой России министерства, ведомства и другие организации, рассматривают соответствующие подразделения Министерства - заказчики с привлечением, в необходимых случаях, других заинтересованных подразделений, организаций-разработчиков и органов надзора.
Для рассмотрения указанных отступлений должно быть представлено технико-экономическое обоснование с перечнем дополнительных мероприятий, компенсирующих предлагаемые отступления, и, в необходимых случаях, заключения (согласования) соответствующих органов государственного надзора.
Разрешение оформляется письмом за подписью заместителя Министра. Разрешение на отступления от отдельных объемно-планировочных, конструктивных, потребительских (при согласии потребителя) и других требований по поручению руководства могут оформляться письмом подразделения-заказчика.
6.3 Поправки редакционного характера в принятые Минстроем России нормативные документы утверждаются подразделениями-заказчиками в соответствии с Приложением А.
Информация о принятых поправках осуществляется путем публикации в журнале "Бюллетень строительной техники" (БСТ) и Информационном указателе стандартов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководящий документ РДС 10-201-94 "Порядок проведения работ по подготовке проектов нормативных документов в Минстрое России" (утв. приказом Минстроя России от 30 декабря 1994 г. N 17-63)
Текст документа приводится по изданию Министерства строительства Российской Федерации, 1994 г.
Дата введения 1 января 1995 г.
1 Разработан Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации и Государственным предприятием - Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) Минстроя России
2 Утвержден приказом Минстроя России от "30" декабря 1994 г. N 17-63