Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Ускорения, допустимые для пассажиров аттракциона
А.1 Общие положения
Неблагоприятные действия ускорений на тело человека могут проявляться за счет:
- инерционного смещения тела или его частей, соударения с окружающими предметами и получения вторичных повреждений;
- деформации тканей и органов, приводящих к расстройству кровообращения и дыхания.
Риск травмирования и неблагоприятные эффекты ускорений можно минимизировать применением следующих мер:
- применением надлежащих средств удерживания и фиксации пассажиров;
- ограничением пользования аттракционами лиц с физическими ограничениями или нарушением здоровья;
- применением настоящего приложения для ограничения ускорений, действующих на пассажиров на аттракционах.
Ускорения, действующие на пассажиров при использовании аттракционов, следует ограничивать до переносимого уровня. Приведенные ниже рекомендуемые значения ускорений обеспечивают безопасность практически здоровых пассажиров, но отдельные значения могут быть некомфортными, например, вызывать укачивание.
Предельные значения даны ниже (по приложению В [4]). Для различных направлений ускорений применяется система координат пассажира с ортогональными осями X, Y и Z, показанная на рисунке А.1. Направление по оси Z определяется по позвоночнику (допуск +/-).
Рисунок А.1 - Система координат тела человека
А.2 Аттракционы
А.2.1 Общие положения
Все пассажирские модули должны быть оборудованы подходящими креслами (что касается поперечных направляющих, обмягчения, заголовников и др.) и соответствующими фиксирующими устройствами. Указанные значения не применимы для лиц с ослабленным здоровьем.
Измерения следует проводить в соответствии с [6]. Получаемые данные испытаний по стандартизированному определению характеристик аттракциона (SARC) должны проходить последующую обработку с использованием четырехполюсного однопроходного низкочастотного фильтра Баттерворта, используя частоту 5 Гц.
Контрольная точка для расчетных или измеряемых ускорений 600 мм над уровнем кресла пассажирского модуля [6].
На этапе проектирования рекомендуется уменьшить допустимые значения ускорений минимум на 10%.
А.2.2 Общие определения и ограничения
А.2.2.1 Ограничения/исключаемые факторы
Ускорения длительностью менее 200 мс в настоящем стандарте не рассматриваются.
Пределы даны для пассажиров ростом 1,20 м и выше. Ускорения, действующие на пассажиров с особыми физическими ограничениями, также не рассматриваются, предполагается, что они могут переносить ускорения, которые действуют на пассажиров всех типов.
Установившиеся значения ускорений с длительностью от 40 до 90 с действительны для ускорений, действующих в направлениях X и Y.
Настоящий стандарт не рассматривает длительность воздействия установившихся значений ускорений с длительностью более 40 с в направлении Z.
А.2.2.2 Ускорения
Для следующих рисунков положительные направления ускорения (, или ) определены в соответствии с системой координат следующим образом:
+ вжимает тело в кресло в направлении вниз, описательно "глаза вниз";
- поднимает тело из кресла, описательно "глаза вверх";
+ вдавливает тело вбок вправо, описательно "глаза вправо";
- вдавливает тело вбок влево, описательно "глаза влево";
+ вдавливает тело в кресло в направлении назад, описательно "глаза внутрь";
- выталкивает тело из кресла вперед, описательно "глаза наружу".
А.2.3 Ускорение в направлении X
Для измеренного ускорения в зависимости от времени должны соблюдаться следующие графики допустимых значений в направлении X согласно рисунку А.2.
Рисунок А.2 - Пределы по времени для допустимых ускорений в направлении X (перпендикулярно к позвоночнику)
Общая длительность установившихся ускорений не должна превышать 40 с.
Примечание 1 - Базовый случай - индивидуальная фиксация тела.
Примечание 2 - Плечевая фиксация минимизирует перемещение посетителя вперед.
Примечание 3 - Пределы с плечевой фиксацией увеличены до пределов в положении лежа при условии, что скорость нарастания ускорения менее 15 g/с и система фиксации имеет надлежащее обмягчение.
Примечание 4 - Фиксация в положении лежа предполагает, что тело человека поддерживается устройством фиксации с надлежащим обмягчением.
Примечание 5 - Значения ускорения по оси +Х с амплитудой 4 g и более действительно для случая, когда пассажир размещен в кресле с подголовником.
А.2.4 Ускорение в направлении Y
Для измеренного ускорения в зависимости от времени должны соблюдаться следующие графики допустимых значений в направлении Y согласно рисунку А.3.
Рисунок A.3 - Пределы по времени для допустимых ускорений в направлении Y
Примечание - Пределы на рисунке А.3 действительны для пассажиров с зафиксированным тазом и плечами.
А.2.5 Ускорение в направлении Z (параллельно позвоночнику)
Для измеренного ускорения в зависимости от времени должны соблюдаться следующие графики допустимых значений в направлении Z согласно рисунку А.4.
Рисунок А.4 - Пределы по времени для ускорений в направлении Z (параллельно позвоночнику)
Примечание - Максимальная длительность + (глаза вниз) = 2,0 g ограничена до 40 с.
А.2.6 Комбинации
При одновременном или последовательном действии значений ускорений , и должна проверяться комбинация ускорений.
На основании предположения, что графики - это собрание эллиптических кривых, комбинированное воздействие ускорений можно проверить на их допустимость, используя формулы А.1 - А.3 ниже:
,
(А.1)
,
(А.2)
.
(А.3)
Допустимые ускорения (доп. , доп. или доп. ) для выбранных длительностей должны браться из рисунков А.2 - А.4.
При комбинированных ускорениях с целью сохранения заданной позы пассажира необходимо обеспечить соответствующую фиксацию.
Комбинированные ускорения менее 200 мс исключены.
На рисунке А.5 показаны некоторые примеры допустимых комбинированных значений ускорений по X, Y и Z. В графиках термины не делятся на доп. , доп. или доп. , и форма графиков - эллипсоид.
Рисунок А.5 - Примеры допустимых комбинированных значений ускорений , и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.