Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Е*
(обязательное)
Электрические установки и системы управления
Е.1 Электрические установки
Е.1.1 Общие положения
В настоящем приложении приведены требования, призванные минимизировать риск поражения электрическим током и ошибок функционирования систем управления.
Электрические установки должны соответствовать требованиям [16], [29], [30], ГОСТ IEC 60947-1, за исключением тех положений, которые изменены или расширены и приведены ниже.
Е.1.2 Класс защиты кабельных коллекторов и фитингов
Класс защиты кабельных коллекторов и комплектующих изделий, таких как распределительные шкафы, устройства коммутации, кабельные соединения и т.п., должен быть не ниже IP2X в закрытых помещениях и IP65 - при прямом воздействии атмосферных осадков снаружи по ГОСТ 14254.
Е.1.3 Скользящие контакты
В помещениях с повышенной опасностью, особо опасных и наружных установках для защиты от поражения электрическим током в нормальном режиме применяют меры защиты от непосредственного контакта (см. [30]).
В помещениях без повышенной опасности защита от непосредственного контакта токопроводящих рельсов, полов и потолков, подключенных к источникам, максимальное напряжение которых 25 В переменного тока или 60 В постоянного тока при максимальной остаточной пульсации не более 10%, не требуется.
Скользящие контакты, например контактные кольца, токопроводящие рельсы и токосъемники, должны быть минимально защищены по IP2X, за исключением сталкивающихся автомобилей (при условии выполнения требований 5.9.4.1).
При необходимости дополнительной защиты токопроводящие рельсы должны быть расположены так, чтобы токосъемники касались их сбоку или снизу, с целью предотвратить скопление пыли и влаги.
Е.1.4 Системы заземления
Система заземления должна быть выполнена в соответствии с [31] и ГОСТ IEC 60947-1.
Е.1.5 Защита от поражения электрическим током
Для передвижных устройств для развлечений допускаются только следующие меры безопасности по [31] и ГОСТ IЕС 60947-1:
- защита с использованием автоматического отключения электроэнергии с помощью устройства защитного отключения (УЗО) в системах TN и ТТ [30] с максимальным током утечки 0,03 А и общим сопротивлением цепи заземления не более 2, 4, 8 Ом соответственно при линейных напряжениях 660, 380, 220 В источника трехфазного тока;
- защита с использованием оборудования класса II безопасности или с эквивалентной изоляцией.
Заземление рассчитывают и устанавливают в соответствии с требованиями [31] и ГОСТ IEC 60947-1. Кроме того, механические соединения частей конструкции аттракциона болтами, пальцами и т.п. могут быть использованы для обеспечения электрического контакта при условии, что эти механические соединения не содержат изолирующих вкладышей. Следует измерить сопротивление таких частей конструкции аттракциона и при необходимости предусмотреть дополнительные соединительные провода.
Подшипник не может быть использован как единственный электрический контакт между двумя вращающимися относительно друг друга частями аттракциона. При использовании скользящего контактного кольца для обеспечения постоянного защитного контакта между частями аттракциона, вращающимися друг относительно друга, должен быть предусмотрен надежный электрический контакт с каждой из вращающихся частей.
Е.1.6 Защита от ударов молнии
Молниезащиту выполняют в соответствии с действующими нормативными документами, если она необходима в местных условиях.
Е.1.7 Освещение и аварийное освещение
Если осветительные приборы находятся в зоне досягаемости посетителей и это может привести к поражению электрическим током (см. 5.8.6.1), возгоранию или аварии, необходима установка дополнительной защиты (например, пластмассовых колпаков).
Все части аттракционов, к которым посетители или персонал могут иметь доступ, а также все пути к выходам, если они предназначены для использования без естественного освещения, должны быть оборудованы осветительными приборами, создающими освещенность, достаточную для того, чтобы безопасно покинуть аттракцион.
Если устройства для развлечений специально предназначены для эксплуатации в закрытом помещении, следует предусмотреть аварийное освещение, соответствующее требованиям [32].
При выходе из строя обычного освещения в любое время суток затемненные части устройства для развлечения, в том числе все указатели выходов, должны быть немедленно освещены альтернативными источниками, что позволило бы посетителям безопасно покинуть устройство.
Питание аварийного освещения может быть от того же источника, что и обычного, но должна быть предусмотрена возможность переключения на независимый источник питания, работающий достаточно продолжительное время. В закрытых помещениях, рассчитанных более чем на 30 человек, независимый источник питания должен включаться автоматически сразу после выхода из строя основного источника питания. Если есть не огражденные выходы и аварийные площадки, то необходимо соответствующее число переносных аварийных источников освещения.
Е.1.8 Защита от перегрузок и коротких замыканий
Системы защиты от перегрузок и коротких замыканий должны соответствовать требованиям ГОСТ IEC 60947-1 и [29], [30].
Е.2 Системы управления
Е.2.1 Общие положения
В настоящем подразделе приведены требования к проектированию и изготовлению систем управления, обеспечивающих безопасную работу аттракциона.
Данные требования должны быть применены ко всем системам управления: ручным, электрическим, электронным, гидравлическим, пневматическим, механическим, с сенсорным управлением, включая устройства пуска.
Системы управления аттракционом, обеспечивающие безопасность, представляют собой устройства:
- обеспечивающие выполнение требуемых защитных функций, необходимых для достижения или поддержания безопасного состояния на аттракционе;
- предназначенные для достижения самостоятельно или вместе с другими связанными системами безопасности необходимого уровня защиты.
Е.2.2 При проектировании систем управления аттракционов рекомендуется пользоваться [16], [33], [34] - [40], [41] - [46], ГОСТ ISO 12100, ГОСТ ISO 13849-1.
Е.2.3 Элементы систем управления, обеспечивающие безопасность
Е.2.3.1 Общие требования
Системы управления, включающие в себя пневматические, гидравлические или механические элементы, должны соответствовать ISO 13849-1, а оценка риска - ГОСТ ISO 12100.
Рекомендуется, чтобы системы, в которые входят электрические, электронные и программируемые электронные приборы, соответствовали [35], [36].
Е.2.3.2 Низковольтная коммутационная и управляющая аппаратура
Низковольтная коммутационная аппаратура и аппаратура управления, а также соединения низковольтных распределительных устройств должны соответствовать требованиям ГОСТ 30011.1, [40] - [46].
Контрольные выключатели, отключающие "плюс" источника питания, должны соответствовать требованиям ГОСТ 30011.5.5, [41].
Е.2.3.3 Электрочувствительное защитное оборудование
Рекомендуется, чтобы электрочувствительное защитное оборудование (ЭЧЗО), используемое для обеспечения безопасности, соответствовало требованиям соответствующих разделов [30], [34] или имело необходимый уровень работоспособности, обеспечиваемый иными способами.
Е.2.4 Функции останова
Если это требуется, исходя из оценки риска, в системах управления должны быть предусмотрены соответствующие функции останова: "рабочий останов", "аварийный останов" и "аварийное полное отключение". Эти функции должны быть продублированы и отличаться друг от друга. Функции останова должны иметь приоритет перед соответствующими функциями пуска.
Функции останова должны соответствовать следующим требованиям:
- "рабочий останов" - [16], подпункт 9.2.7.3;
- "аварийный останов" - [16], подпункт 9.2.5.4.2;
- "аварийное полное отключение" - [16], подпункт 9.2.5.4.3.
E.2.5 Параметры, влияющие на безопасность
В системе управления аттракциона должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие поддержание в заданных пределах значения параметров, определяющих безопасность и установленных на основе анализа риска.
Одним из важнейших критичных параметров, определяющих безопасность, является скорость для тех аттракционов, ускорения которых и соответственно силы зависят от скоростей его частей. Следовательно, регулирование скорости должно предотвращать возникновение опасных ситуаций для пассажиров и устройств аттракциона.
Должны быть приняты во внимание следующие скорости:
- минимальная рабочая скорость, то есть минимальная скорость, при которой обеспечиваются безопасность пассажиров, нормальная работа и сохранность аттракциона при эксплуатации;
- максимальная рабочая скорость, то есть максимальная скорость, при которой обеспечиваются безопасность пассажиров, режим нормальной работы и сохранность аттракциона при повторном или длительном пользовании;
- максимальная скорость, которую может развить отдельная часть аттракциона в отсутствие ограничений.
Необходимо предусмотреть средства управления, позволяющие удерживать значение скорости аттракциона в пределах между минимальной и максимальной рабочими с учетом того, что для каждого участка траектории движения эти значения могут быть разными.
Должен быть проведен анализ риска воздействий на пассажиров и конструкцию аттракциона при движении с предельными скоростями и ускорениями.
Если при эксплуатации возможно движение аттракциона со скоростью менее минимальной рабочей, то в системе управления должны быть предусмотрены регулирующие устройства, увеличивающие скорость либо выполняющие останов аттракциона. Необходимость таких устройств и требования к их работе определяют по результатам анализа риска.
При превышении максимальной рабочей скорости система управления должна также останавливать аттракцион.
В случае если по конструктивным особенностям аттракцион не может превысить максимальную рабочую скорость, включение дополнительных регулирующих устройств в систему управления не требуются.
Если значение максимально достижимой скорости выше максимальной рабочей, то могут потребоваться дополнительные устройства в системе управления для необходимого снижения скорости.
Е.2.6 Статус устройства фиксации пассажиров
Если система управления аттракционом включает в себя регулирование, блокировку и мониторинг устройств фиксации пассажиров, то требования к работе этих систем должны быть определены на основе анализа риска. Требования к выбору блокировочных устройств приведены в [46]. В дополнение к требованиям 5.8.7 необходимо принимать в расчет следующие приведенные ниже указания:
а) состояние перед пуском
Состояние устройств фиксации (открытое или закрытое) перед запуском должно быть определено и подтверждено (не обязательно автоматически);
б) возможность освобождения от фиксации
Открытие устройств фиксации не должно допускаться до тех пор, пока не будет достигнуто безопасное эксплуатационное состояние и риск для пассажиров не будет сведен к минимуму;
в) сигнализация и предупреждение
Если непосредственное управление аттракционом проводит оператор, определяющий факт запирания устройства фиксации по звуковым сигналам или с помощью оптической индикации, то средства подачи этих сигналов (аппаратура и программное обеспечение) должны быть безотказными, если это следует из критериев их применения, приведенных в 5.8.6.2;
г) отключение от энергопитания
Отключение источника энергии, приводящего в движение аттракцион, не должно вызывать:
- нарушения действия устройств фиксации, если такое нарушение не будет более безопасным для пассажиров или одновременно не используется подходящая альтернативная система обеспечения безопасности;
- возникновения помех намеренному освобождению от устройств фиксации, если это требуется для обеспечения безопасности пассажиров или выполнения рабочих операций, например, ручного отпирания;
д) контроль положения
Необходимость контроля за состоянием устройств фиксации пассажиров и запорных элементов этих устройств должна определяться критериями, приведенными в 5.8.7.
Любые отступления от данных требований должны быть приведены в технической документации и обоснованы.
Е.2.7 Запрет или обход функций безопасности
Запрет или обход функций безопасности, требуемых для работы в ручном или автоматическом режиме, должны быть проведены в соответствии с ГОСТ ISO 13849-1.
Е.2.8 Режимы управления
Общее число режимов работы системы управления определяется ее назначением.
Обязательно должны быть предусмотрены следующие режимы:
- технологические (перед эксплуатацией) - используемые на стадии монтажа, обслуживания и ремонта;
- эксплуатационные - ручной, полуавтоматический и автоматический режимы работы с пассажирами; возможны также их различные вариации и комбинации.
Е.2.8.1 Изменение режима управления
Любые изменения режима управления не должны служить причиной возникновения опасных ситуаций. Необходимо предусмотреть возможность:
- останова аттракциона, после чего может потребоваться изменить режим управления и дать команду на повторный пуск;
- предотвращения случайного изменения режима управления или привлечения внимания оператора к изменению режима управления.
Соответствующий переключатель режимов должен быть установлен так, чтобы обеспечить его надежную и, в частности, безаварийную работу.
Для электрического оборудования см. также [16], пункт 9.2.3.
Е.2.8.2 Технологические режимы (перед эксплуатацией)
Технологические режимы (перед эксплуатацией) могут осуществляться только под управлением оператора при выполнении следующих условий:
а) одно лицо должно осуществлять полный контроль;
б) одновременное управление более чем одной системой, определенное как опасное по результатам анализа риска, должно быть предотвращено системой управления, обеспечивающей безопасность, либо управление должно быть полностью сосредоточено в руках одного оператора;
в) системы управления, обеспечивающие безопасность, в зависимости от результатов анализа риска должны продолжать работать в обычном режиме либо перейти под контроль одного лица;
г) системы, осуществляющие аварийный останов, должны функционировать в течение всего времени работы в этом режиме.
Е.2.8.3 Эксплуатационные режимы
Могут быть осуществлены несколько эксплуатационных режимов. Любой из этих режимов управления аттракционом должен быть реализован только по команде оператора или под его надзором. При этом следует привести в действие все системы безопасности.
Основные эксплуатационные режимы включают в себя:
- ручной режим, когда все функции управления осуществляются оператором;
- полуавтоматический, когда часть функций управления реализуется автоматически по заданным программам;
- автоматический, когда все функции управления реализуются автоматически по заданным программам.
При работе в эксплуатационном режиме должны быть выполнены следующие требования:
а) аттракцион всегда запускается оператором, за исключением непрерывной посадки и высадки, если это разрешается, исходя из оценки риска;
б) предусмотрена возможность известить оператора, если у пассажира возникли проблемы со здоровьем, и сократить время катания (если возможно);
в) допускаются другие эксплуатационные режимы, но только если они не увеличивают риск.
На аттракционах, где не требуется периодический пуск, то есть посадка и высадка происходят без останова, должен быть обеспечен постоянный контроль оператора.
Е.2.8.4 Режим простоя
Устройство для развлечений считают неработающим, например, при выполнении одного из следующих условий:
- отключение энергопитания;
- восстановление энергопитания после аварии;
- действие аварийного останова;
- осуществление защитного останова.
Обеспечение безопасности соответствующей системой управления означает, что:
- в любой момент времени нерабочего состояния аттракциона до
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.