Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 августа 2017 г. N 03-13-05/51809
Рассмотрев обращение по вопросу о внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), сообщаем следующее.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона установлено, что производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) на территории особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) не допускается.
Представленным ОАО проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" предлагается также исключить из перечня подакцизных товаров, производство и переработка которых запрещена на территории ОЭЗ, спиртосодержащую продукцию в металлической аэрозольной упаковке, в качестве сырья для которой используется денатурированный этиловый спирт.
В связи с этим, отмечаем следующее.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также при таможенном декларировании припасов налог на добавленную стоимость (далее - НДС) не уплачивается. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, налогообложение НДС производится по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 165 Кодекса, в том числе контракта (копии контракта), заключенного с резидентом ОЭЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 Кодекса для организаций - резидентов ОЭЗ законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, которая не может быть выше 13,5 процентов, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ. Одновременно, пунктом 1.2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что для организаций - резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов к прибыли от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных ОЭЗ.
Согласно статье 14 Кодекса налог на имущество организаций относится к региональным налогам и полностью зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 17 статьи 381 Кодекса освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 статьи 381 Кодекса, в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента ОЭЗ, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
В соответствии со статьей 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам и является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов.
Пунктом 9 статьи 395 Кодекса установлено, что освобождаются от налогообложения земельным налогом организации - резиденты ОЭЗ, за исключением организаций, указанных в пункте 11 статьи 395 Кодекса, в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Статьей 427 Кодекса с 1 января 2017 года установлены на определенный период пониженные тарифы страховых взносов для некоторых категорий плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в сравнении с основными тарифами страховых взносов в совокупном размере 30% (22% - на обязательное пенсионное страхование, 2,9% - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования, 5,1% - на обязательное медицинское страхование) + 10% на обязательное пенсионное страхование свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), к которым, в частности, относятся плательщики, осуществляющие деятельность в ОЭЗ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 427 Кодекса пониженные тарифы страховых взносов установлены в 2017 г. в размере 14%, в 2018 г. - 21%, в 2019 г. - 28% для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.
Необходимо отметить, что Основными направлениями налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Основные направления налоговой политики), одобренными Правительством Российской Федерации 13 октября 2016 года, предусматривается поэтапная отмена действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень.
Учитывая вышеизложенное, снятие ограничения в части производства и переработки подакцизной продукции в ОЭЗ может привести к выпадающим доходам всех уровней бюджетов Российской Федерации.
В связи с этим, предложения ОАО не поддерживаются.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.