Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 июля 2017 г. N 03-03-06/2/48280
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о применении положений главы 25 и 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации и выкупе облигаций федерального займа для населения (далее - ОФЗ-н) и сообщает следующее.
В части налога на прибыль организаций.
По вопросу выбора методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг сообщается, что согласно статье 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Пунктом 23 статьи 280 НК РФ установлено, что при реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг: по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по стоимости единицы.
Таким образом, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать один из методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг с отражением такого выбора в учетной политике.
По вопросу определения расчетной цены ОФЗ-н, согласно пункту 16 статьи 280 НК РФ по необращающимся ценным бумагам фактическая цена сделки признается рыночной ценой и принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между максимальной и минимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, если иное не установлено указанным пунктом.
Порядок определения расчетной цены необращающихся ценных бумаг устанавливается в целях главы 25 НК РФ Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" определено, что до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России данным Федеральным законом, применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Таким образом, до принятия Центральным банком Российской Федерации порядка определения расчетной цены необращающихся ценных бумаг в целях главы 25 НК РФ необходимо руководствоваться приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.11.2010 N 10-66/пз-н "Об утверждении Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации".
В части налога на доходы физических лиц.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 212 НК РФ доходом налогоплательщика признается материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.
Согласно пункту 4 статьи 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде указанной материальной выгоды налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
При этом рыночная стоимость ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из расчетной цены ценных бумаг с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено статьей 212 НК РФ.
Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены устанавливаются в целях главы 23 НК РФ Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений пункта 4 статьи 212 НК РФ.
Пунктом 4 Порядка определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации (утвержден Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н), предусмотрено, что в случаях, когда порядок определения расчетной цены ценной бумаги, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, не предусмотрен статьями 212 и 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации, такая расчетная цена определяется в соответствии с Порядком определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем сообщаем, что Департамент полагает целесообразным внесение изменения в статью 212 НК РФ, предусматривающего норму, исключающую возможность возникновения дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения облигаций федерального займа для физических лиц при их первичном выпуске по установленной цене.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.