Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза (ЕС) 78/2009 от 14 января 2009 г.
об одобрении типа моторных транспортных средств в отношении защиты пешеходов и других уязвимых участников дорожного движения, а также об изменении Директивы 2007/46/EC и об отмене Директив 2003/102/EC и 2005/66/EC*(1)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
(Текст в редакции Регламента (ЕС) 517/2013 Совета ЕС от 13 мая 2013 г.*(2))
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, Статьей 95 Договора,
Руководствуясь предложением Европейской Комиссии,
Руководствуясь заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(3),
Действуя в соответствии с процедурой, изложенной в Статье 251 Договора*(4),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Внутренний рынок представляет собой пространство без внутренних границ, на котором должно быть обеспечено свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капитала. В этой связи действует система одобрения типа моторных транспортных средств Сообщества. Во избежание принятия требований, которые различаются в различных государствах-членах ЕС, и для обеспечения надлежащего функционирования внутреннего рынка должны быть гармонизированы технические требования одобрения типа моторных транспортных средств в отношении защиты пешеходов.
(2) Настоящий Регламент является одним из отдельных нормативных актов в контексте процедуры одобрения типа Сообщества согласно Директиве 2007/46/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 5 сентября 2007 г., устанавливающей правовые основы для одобрения моторных транспортных средств и их прицепов, а также систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для таких транспортных средств (Рамочной Директиве)*(5). Для достижения целей, установленных в пункте 1 преамбулы настоящего Регламента, Приложения I, III, IV, VI и XI к Директиве 2007/46/ЕС должны быть изменены.
(3) Опыт показал, что законодательство о моторных транспортных средствах часто имеет слишком подробное техническое содержание. В связи с этим целесообразно принять регламент вместо директивы для того, чтобы избежать расхождений между мерами по преобразованию в национальное право и ненужным уровнем законодательства в государствах-членах ЕС с тем, чтобы не было необходимости в преобразовании положений в национальное право. В связи с этим Директива 2003/102/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 17 ноября 2003 г., касающаяся защиты пешеходов и других уязвимых участников дорожного движения до и в случае столкновения с моторным транспортным средством*(6), и Директива 2005/66/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 26 октября 2005 г., касающаяся применения фронтальных систем защиты моторных транспортных средств*(7), которые предусматривают требования к установке и применению фронтальных систем защиты на транспортных средствах и, таким образом, к уровню защиты пешеходов, должны быть заменены настоящим Регламентом для обеспечения согласованности в данной области. Это предполагает, что государства-члены ЕС отменят законодательство по преобразованию в национальное право отмененных Директив.
(4) Было выявлено, что требования ко второму этапу имплементации Директивы 2003/102/ЕС не являются обоснованными. При этом согласно Статье 5 указанной Директивы Европейская Комиссия должна была представить предложения, необходимые для преодоления проблем обоснованности данных требований и касающиеся возможности использовать активные системы безопасности, обеспечивая, чтобы не было снижения уровня безопасности, предусмотренного для уязвимых участников дорожного движения.
(5) Исследование, выполненное по поручению Европейской Комиссии, показывает, что защиту пешеходов можно существенно улучшить, объединив пассивные и активные меры, которые обеспечивают более высокий уровень защиты, чем уровень защиты согласно ранее существовавшим положениям. В частности, исследование показывает, что активная система безопасности "помощи при торможении", объединенная с изменениями пассивных требований к безопасности, может существенно повысить уровень защиты пешеходов. В связи с этим целесообразно обеспечить обязательную установку систем помощи при торможении на новые моторные транспортные средства. Но они не должны заменять, а скорее должны дополнять пассивные системы безопасности высокого уровня.
(6) Транспортные средства, оборудованные системами предупреждения столкновения, возможно, не должны соответствовать отдельным требованиям, изложенным в настоящем Регламенте, в той степени, в которой они смогут избежать столкновений, а не просто смягчить последствия данных столкновений. После оценки того, сможет ли такая технология эффективно помочь избежать столкновений с пешеходами и другими участниками дорожного движения, Европейская Комиссия может представить предложения об изменении настоящего Регламента с тем, чтобы разрешить использование систем предупреждения столкновения.
(7) Из-за увеличения количества более тяжелых транспортных средств, используемых на городских дорогах, целесообразно, чтобы положения о защите пешеходов применялись не только к транспортным средствам с максимальной массой не более 2500 кг, а также после ограниченного переходного периода к транспортным средствам категорий и , превышающим данный предел.
(8) Для усиления защиты пешеходов на максимально ранней стадии производители, пожелавшие обратиться за получением одобрения типа в соответствии с новыми требованиями до того, как они станут обязательными, должны иметь возможность сделать это при условии, что необходимые имплементационные акты уже вступили в силу.
(9) Меры, необходимые для имплементации настоящего Регламента, должны быть приняты в соответствии с Решением 1999/468/ЕС Совета ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуры осуществления полномочий, которыми наделена Европейская Комиссия*(8).
(10) В частности, Европейская Комиссия должна быть наделена полномочиями по принятию технических положений для применения требований к проверке и имплементационных мер, основываясь на результатах мониторинга. Так как данные меры являются мерами общего характера и разработаны в целях внесения изменений в несущественные элементы настоящего Регламента, inter alia, путем дополнения его новыми несущественными элементами, они должны быть приняты в соответствии с регулятивной процедурой с проверкой, предусмотренной в Статье 5a Решения 1999/468/ЕС.
(11) Для обеспечения плавного перехода от положений Директив 2003/102/ЕС и 2005/66/ЕС к положениям настоящего Регламента применение настоящего Регламента должно быть отсрочено на определенный период после его вступления в силу.
(12) Так как цель настоящего Регламента, а именно становление внутреннего рынка посредством введения общих технических требований в отношении защиты пешеходов, не может быть в достаточной степени достигнута государствами-членами ЕС, а может по причине масштаба деятельности быть эффективнее достигнута на уровне Сообщества, Сообщество может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, установленным в Статье 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, установленным в данной Статье, настоящий Регламент не выходит за пределы того, что необходимо для достижения указанной цели,
приняли настоящий Регламент:
Настоящий Регламент обязателен в полном объеме и подлежит непосредственному применению во всех государствах-членах ЕС.
Совершено в Страсбурге, 14 января 2009 г.
За Европейский Парламент
Председатель
H.-G. POTTERING
За Совет ЕС
Председатель
A. VONDRA
______________________________
*(1) REGULATION (EC) No 78/2009 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 14 January 2009 on the type-approval of motor vehicles with regard to the protection of pedestrians and other vulnerable road users, amending Directive 2007/46/EC and repealing Directives 2003/102/EC and 2005/66/EC (Text with EEA relevance). (Опубликован в Официальном Журнале (далее ОЖ) N L 35,4.2.2009, стр. 1).
*(2) ОЖ N L 158, 10.6.2013, стр. 1.
*(3) ОЖ N С 211, 19.8.2008, стр. 9.
*(4) Заключение Европейского Парламента от 18 июня 2008 г. (еще не опубликовано в ОЖ) и решение Совета ЕС от 16 декабря 2008 г.
*(5) ОЖ N L 263, 9.10.2007, стр. 1.
*(6) ОЖ N L 321, 6.12.2003, стр. 15.
*(7) ОЖ N L 309, 25.11.2005, стр. 37.
*(8) ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.
*(9) ОЖ N L 267, 19.10.1977, стр. 1.
*(10) Удалить, если не применяется.
*(11) Указать номер Регламента, вносящего изменения.
*(12) Если средства идентификации типа содержит символы, не относящиеся к описанию типов транспортного средства, компонента или отдельной технической единицы, на которые распространяется действие информационного документа, указанные символы должны быть представлены в документации знаком "?" (например, ABC??123??).
*(13) Определенная в Разделе A Приложения II к Директиве 2007/46/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 5 сентября 2007 г., устанавливающей правовые основы для одобрения моторных транспортных средств и их прицепов, а также систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для таких транспортных средств (Рамочная Директива) (ОЖ N L 263, 9.10.2007, стр. 1).
*(14) Удалить, если не применяется.
*(15) Удалить, если не применяется.
*(16) Указать номер Регламента, вносящего изменения.
*(17) Если средства идентификации типа содержит символы, не относящиеся к описанию типов транспортного средства, компонента или отдельной технической единицы, на которые распространяется действие информационного документа, указанные символы должны быть представлены в документации знаком "?" (например, ABC??123??).
*(18) Определенная в Разделе A Приложения II к Директиве 2007/46/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 5 сентября 2007 г., устанавливающей правовые основы для одобрения моторных транспортных средств и их прицепов, а также систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для таких транспортных средств (Рамочная Директива) (ОЖ N L 263, 9.10.2007, стр. 1).
*(19) Удалить, если не применяется.
*(20) Указать номер Регламента, вносящего изменения.
*(21) Если средства идентификации типа содержит символы, не относящиеся к описанию типов транспортного средства, компонента или отдельной технической единицы, на которые распространяется действие информационного документа, указанные символы должны быть представлены в документации знаком "?" (например, ABC??123??).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза (ЕС) 78/2009 от 14 января 2009 г. об одобрении типа моторных транспортных средств в отношении защиты пешеходов и других уязвимых участников дорожного движения, а также об изменении Директивы 2007/46/EC и об отмене Директив 2003/102/EC и 2005/66/EC
Настоящий Регламент вступает в силу на двадцатый день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Переводчик - О.М. Дедушева
Текст регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале, N L 35, 4.2.2009, стр. 1
Регламентом Европейского Союза от 27 ноября 2019 г. N 2019/2144 настоящий документ отменен с 6 июля 2022 г.