Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 79/2009 от 14 января 2009 г.
об одобрении типа для моторных транспортных средств, работающих на водородном топливе, а также об изменении Директивы 2007/46/EC*(1)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, Статьей 95 Договора,
Руководствуясь предложением Европейской Комиссии,
Руководствуясь заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(2),
Действуя в соответствии с процедурой, изложенной в Статье 251 Договора*(3),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Внутренний рынок представляет собой пространство без внутренних границ, на котором должно быть обеспечено свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капитала. В этой связи действует комплексная система одобрения типа моторных транспортных средств Сообщества. Технические требования одобрения типа моторных транспортных средств в отношении водородных двигателей должны быть гармонизированы во избежание принятия требований, которые различаются в различных государствах-членах ЕС, и для обеспечения правильного функционирования внутреннего рынка, обеспечивая в то же время высокий уровень защиты окружающей среды и безопасности населения.
(2) Настоящий Регламент является отдельным нормативным актом в целях процедуры одобрения типа Сообщества, предусмотренной согласно Директиве 2007/46/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 5 сентября 2007 г., устанавливающей правовые основы для одобрения моторных транспортных средств и их прицепов, а также систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для таких транспортных средств (Рамочной Директиве)*(4). В этой связи Приложения IV, VI и XI к вышеуказанной Директиве должны быть изменены соответствующим образом.
(3) По запросу Европейского Парламента новый подход к регулированию был применен к законодательству ЕС о транспортных средствах. В этой связи настоящий Регламент устанавливает только основные положения о требованиях к одобрению типа водородных систем и компонентов, в то время как технические спецификации должны быть изложены в имплементационных мерах, принятых в соответствии с Решением 1999/468/ЕС Совета ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуры осуществления полномочий, которыми наделена Европейская Комиссия*(5).
(4) В частности, Европейская Комиссия должна быть наделена полномочиями по принятию требований и процедур испытаний в отношении новых форм хранения или использования водорода, дополнительных водородных компонентов и системы двигателя. Европейская Комиссия также должна быть наделена полномочиями по принятию специальных процедур, испытаний и требований в отношении защиты от воздействия транспортных средств, работающих на водородном топливе, и требований к интегрированным системам безопасности. Так как данные меры являются мерами общего характера и разработаны для изменения несущественных элементов настоящего Регламента путем дополнения его новыми несущественными элементами, они должны быть приняты в соответствии с регулятивной процедурой с проверкой, предусмотренной в Статье 5a Решения 1999/468/ЕС.
(5) В транспортном секторе одной из главных целей должно быть увеличение числа более экологически чистых транспортных средств. Для размещения на рынке большего количества таких транспортных средств необходимы дополнительные усилия. Внедрение транспортных средств с альтернативными видами топлива может в значительной степени повысить качество воздуха в городах и соответственно также улучшить здоровье людей.
(6) Водород считается чистым средством для работы транспортных средств в перспективе на пути к экономике без загрязнения, основанной на повторном использовании сырья и источниках возобновляемой энергии, так как транспортные средства, работающие на водородном топливе, не выбрасывают ни углеродосодержащих загрязняющих веществ, ни парниковых газов. Так как водород является энергетическим вектором, а не источником энергии, значение энергии водорода в климатической политике зависит от источника, из которого получен водород. Необходимо обратить внимание на то, чтобы водородное топливо производилось экологически безопасным способом, насколько это возможно из возобновляемых источников энергии, с тем, чтобы общий экологический баланс введения водорода в качестве топлива для моторных транспортных средств был положительным.
(7) Группа представителей на высшем уровне Конкурентоспособной системы регулирования в автомобильной сфере XXI века (CARS 21) заявила в своем финальном отчете о том, что "попытки повышения международной гармонизации регулирования в сфере моторных транспортных средств необходимо сохранить, где это целесообразно, для вовлечения ключевых рынков транспортных средств и увеличения гармонизации в тех сферах, на которые она еще не распространяется, в частности, в рамках Соглашений ЕЭК ООН 1958 г. и 1998 г.". Согласно рекомендациям Европейская Комиссия должна продолжить поддержку развития гармонизированных на международном уровне требований для моторных транспортных средств под эгидой ЕЭК ООН. В частности, если принят Глобальный технический регламент (GTR) о транспортных средствах, работающих на водородном топливе и топливных элементах, Европейская Комиссия должна рассмотреть возможность адаптации требований, указанных в настоящем Регламенте, к тем, которые установлены в GTR.
(8) Водородные смеси могли бы использоваться как переходное топливо к использованию чистого водорода для содействия внедрению транспортных средств, работающих на водородном топливе, в государствах-членах ЕС, в которых хорошо развита инфраструктура природного газа. В этой связи Европейская Комиссия должна разработать требования для использования смесей водорода и природного газа/биометана, особенно это касается соотношения смешивания водорода и газа, которое учитывает технико-экономическое обоснование и экологические преимущества.
(9) Определение рамок одобрения типа для транспортных средств, работающих на водородном топливе, может способствовать доверию потенциальных пользователей и общественности в целом по отношению к новым технологиям.
(10) В этой связи необходимо создать соответствующие рамки для ускорения размещения на рынке транспортных средств с инновационными технологиями двигателя и транспортных средств, использующих альтернативные виды топлива с низким влиянием на окружающую среду.
(11) Большинство производителей осуществляют важные инвестиции в развитие водородных технологий и уже начали размещать такие транспортные средства на рынке. В будущем, вероятно, доля транспортных средств, работающих на водородном топливе, в общем количестве транспортных средств увеличится. В этой связи необходима спецификация общих требований, касающихся безопасности транспортных средств, работающих на водородном топливе. Так как производители могут последовать различным подходам в развитии транспортных средств, работающих на водородном топливе, необходимо установить требования к безопасности таким образом, чтобы они были нейтральными по отношению к технологии.
(12) Необходимо установить указанные требования безопасности для водородных систем и их компонентов, которые необходимы для получения одобрения типа.
(13) Для одобрения типа транспортных средств, работающих на водородном топливе, необходимо установить требования к установке на транспортное средство водородных систем и их компонентов.
(14) Из-за характеристик топлива в отношении транспортных средств, работающих на водородном топливе, может требоваться специальное обращение со стороны служб спасения. В этой связи необходимо установить требования ясной и быстрой идентификации таких транспортных средств, позволяющей службам спасения получать информацию о топливе, которое хранится на борту транспортного средства. Хотя средства идентификации должны соответствовать данной цели, необходимо, насколько это возможно, избегать такого их характера, который может вызывать тревогу среди населения.
(15) Также важно установить обязательства производителей, касающиеся принятия соответствующих мер для предотвращения неправильной заправки топливом транспортных средств, работающих на водородном топливе.
(16) Маловероятно, что транспортные средства, работающие на водородном топливе, будут успешными на рынке, если в Европе не будет соответствующей инфраструктуры заправочных станций. В этой связи Европейская Комиссия должна найти подходящие меры для поддержки учреждения сети заправочных станций по всей Европе для транспортных средств, работающих на водородном топливе.
(17) Считается, что инновационные мелкие транспортные средства, обозначенные согласно законодательству ЕС об одобрении типа как транспортные средства категории L, являются первыми пользователями водорода в качестве топлива. Внедрение водорода для данных транспортных средств требует меньше усилий, так как технические проблемы и требуемый уровень инвестиций не являются такими высокими по сравнению с транспортными средствами категорий M и N, определенных в Приложении II к Директиве 2007/46/ЕС. В этой связи Европейская Комиссия не позднее 1 января 2010 г. должна оценить возможность регулирования одобрения типа водородных транспортных средств категории L.
(18) Так как цель настоящей Директивы, а именно достижение внутреннего рынка посредством введения общих технических требований, касающихся моторных транспортных средств, работающих на водородном топливе, не может быть в достаточной степени достигнута государствами-членами ЕС, а может по причине масштаба ее действия быть эффективнее достигнута на уровне Сообщества, Сообщество может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, установленным в Статье 5 Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, установленным в данной Статье, настоящая Директива не выходит за пределы, того, что необходимо для достижения указанной цели,
Приняли настоящий Регламент:
Настоящий Регламент обязателен в полном объеме и подлежит непосредственному применению во всех государствах-членах ЕС.
Совершено в Страсбурге 14 января 2009 г.
От имени Европейского Парламента
Председатель
От имени Совета ЕС
Председатель
A. Vondra
_____________________________
*(1) REGULATION (EC) No 79/2009 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 14 January 2009 on type-approval of hydrogen-powered motor vehicles, and amending Directive 2007/46/EC (Text with EEA relevance) (Опубликован в Официальном Журнале (далее ОЖ) N L 35, 4.2.2009, стр. 32).
*(2) Заключение представлено 9 июля 2008 г.
*(3) Заключение Европейского Парламента от 3 сентября 2008 г. (еще не опубликовано в ОЖ) и решение Совета ЕС от 16 декабря 2008 г.
*(4) ОЖ N L 263, 9.10.2007, стр. 1.
*(5) ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 79/2009 от 14 января 2009 г. об одобрении типа для моторных транспортных средств, работающих на водородном топливе, а также об изменении Директивы 2007/46/EC
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Настоящий Регламент вступает в силу на двадцатый день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Настоящий Регламент применяется с 24 февраля 2011 г., за исключением Статьи 11(3) и Статьи 12, которые применяются с даты вступления в силу настоящего Регламента, и Статьи 11(2), которая применяется с даты, установленной в ней
Перевод - Дедушева О.М.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в официальном Журнале, N L 35, 4.2.2009, стр. 32
Регламентом Европейского Союза от 27 ноября 2019 г. N 2019/2144 настоящий документ отменен с 6 июля 2022 г.