Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2017 г. N 50-АПГ17-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омскгазсеть" о признании не действующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 19 декабря 2016 г. N 579/71 "Об установлении специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа Общества с ограниченной ответственностью "Омскгазсеть" в части
по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Омской области на решение Омского областного суда от 20 апреля 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Региональной энергетической комиссии Омской области по доверенности Мурановой Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "Омскгазсеть" по доверенности Морозовой М.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Омскгазсеть" (далее - общество, ООО "Омскгазсеть") обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 19 декабря 2016 г. N 579/71 "Об установлении специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа Общества с ограниченной ответственностью "Омскгазсеть" для финансирования региональной программы газификации Омской области на 2016-2020 годы" (далее - приказ от 19 декабря 2016 г. N 579/71). Пунктом 1 приказа установлены и введены в действие специальные надбавки с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый пункт 1 приказа РЭК Омской области от 19 декабря 2016 г. N 579/71 противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере газоснабжения, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 23.2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 335), пункту 26.22 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1021, пункту 6 "Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации", утверждённой приказом ФСТ России от 21 июня 2011 г. N 154-э/4 (далее - Методика).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления N 1021 следует читать как "от 29 декабря 2000 г."
Общество полагает, что при установлении надбавки РЭК Омской области необоснованно не учла выпадающие доходы организации от оказания услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям, возникшие по итогам хозяйственной деятельности за 2015 г. в сумме 10 332 060,21 руб., без НДС (с учётом применения индексов-дефляторов за 2016 г., 2017 г.), а также расходы на мероприятия по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории или внесению изменений в проекты планировки территории в размере 1 157 557,15 руб.
Решением Омского областного суда от 20 апреля 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе РЭК Омской области, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Прокуратурой Омской области и ООО "Омскгазсеть" представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалоб.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Государственное регулирование установления специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом о газоснабжении, согласно статье 17 которого для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 335 установлено, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.
В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. N 212-п "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области" РЭК Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, коммунального комплекса и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1, подпункт 2 пункта 11). К полномочиям РЭК Омской области в области газоснабжения отнесено утверждение по согласованию с газораспределительными организациями специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенным для финансирования программ газификации.
Комиссия издаёт правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к её компетенции федеральным и областным законодательством.
С учётом приведенных выше норм суд первой инстанции пришёл к обоснованным выводам, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, в пределах компетенции, доведён до всеобщего сведения путём размещения 20 декабря 2016 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) и по этим основаниям не оспаривается.
ООО "Омскгазсеть" оказывает услуги по транспортировке природного газа потребителям по газораспределительным сетям на территории Омской области и является участником региональной программы газификации Омской области на 2016-2020 гг., утверждённой Указом Губернатора Омской области от 14 ноября 2016 г. N 196.
Оспариваемым нормативным правовым актом установлены надбавки к тарифам на транспортировку газа для финансирования указанной региональной программы для конечных потребителей, за исключением населения.
Частью 3 статьи 23.2 Закона о газоснабжении установлено, что затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 26.22 Основных положений предусмотрен следующий порядок учёта выпадающих доходов газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования: в случае если для газораспределительной организации специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям не устанавливается, размер выпадающих доходов газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования учитывается при определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение; в случае если для газораспределительной организации устанавливается специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, то выпадающие доходы газораспределительной организации покрываются за счёт средств, получаемых от применения специальной надбавки, но не более 70 процентов указанных средств, в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение; в случае если 70 процентов средств, получаемых от применения специальной надбавки, недостаточно для покрытия выпадающих доходов газораспределительной организации, размер непокрытых за счёт специальной надбавки выпадающих доходов газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования учитывается при определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.
В соответствии с пунктом 26.24 Основных положений, если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у газораспределительной организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объём средств, подлежащих компенсации газораспределительной организации в том же периоде регулирования за счёт применения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, и (или) специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, и (или) тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, на который утверждается плата за технологическое присоединение, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых тарифов на последующий расчётный период регулирования с учётом индексов-дефляторов в порядке, приведённом в пункте 26.22 Основных положений.
Для соответствующей газораспределительной организации средний размер специальной надбавки, рассчитываемый в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, не может превышать 25 процентов (включая налог на прибыль организаций, возникающий от применения специальной надбавки) среднего размера тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для конечных потребителей, рассчитываемого в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 335).
Согласно пункту 6 Методики расчёт специальных надбавок производится исходя из получения газораспределительной организацией (ГРО) планируемого объёма выручки в размере, необходимом для финансирования утверждённой программы газификации и уплаты возникающего при этом налога на прибыль. Указанный размер выручки определяется по формуле, которая предусматривает включение в планируемый размер выручки выпадающих доходов газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в установленном размере, но не более 70% средств, получаемых от применения специальной надбавки в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.
В данном случае судом установлено, что выпадающие доходы от оказания услуг по технологическому присоединению за 2015 г. в размере 9 110 116 руб. (сумма приведена без учёта индексации) не компенсированы при установлении как платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, так и тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Омскгазсеть". Данное обстоятельство подтверждено выпиской из протокола заседания правления РЭК Омской области от 15 ноября 2016 г. N 58.
С учётом изложенного исключение административным ответчиком из состава выручки для расчета специальной надбавки выпадающих доходов ООО "Омскгазсеть" от оказания услуг по технологическому присоединению за 2015 г. не соответствует приведённым выше положениям федерального законодательства или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Также суд правомерно признал необоснованным отказ тарифного органа включить в состав выручки планируемых расходов общества на проведение работ по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, поскольку указанные расходы ООО "Омскгазсеть" предусмотрены региональной программой газификации Омской области на 2016-2020 гг. и являются экономически обоснованными.
С учётом изложенного Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведённого федерального законодательства, вынес законное и обоснованное решение. Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих безусловную отмену судебного акта.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 20 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Омской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2017 г. N 50-АПГ17-12
Текст определения официально опубликован не был